Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Химки Московской области - Чернуха Ю.А., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1169-исх,
от ООО "ПромИнжСтрой" - Ларин И.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2014 по делу N А41-8354/14, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению ООО "ПромИнжСтрой" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромИнжСтрой" (далее - общество, ООО "ПромИнжСтрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Химики Московской области о признании бездействия Администрации городского округа Химики Московской области (далее - администрация) по не заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку; обязании администрацию заключить договор аренды на 2 года с обществом на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку.
До рассмотрения спора по существу в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования. Просил признать бездействие администрация по не принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку ООО "ПромИнжСтрой", обязании Администрацию г.о. Химки МО принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку на 2 года с ООО "ПромИнжСтрой" (л.д. 30 - 31).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2014 по делу N А41-8354/14 признано незаконным бездействие администрации по не принятию решения о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку. Суд обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку в установленный законом срок и порядке (л.д. 48 - 49).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ПромИнжСтрой" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 02.04.2013 ООО "ПромИнжСтрой" обратилось к Главе города Химики Московской области с заявлением, в котором просило передать в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1 000 кв. м по Ленинградскому шоссе, вл. 21, под платную стоянку (л.д. 9).
По результатам рассмотрения заявления заявителю 26.04.2014, согласовано место размещения и предоставления в аренду сроком на два года земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную стоянку (приложение N 4, выписка из протокола N 5 межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки, дело N 5/42).
Как следует из заключения от 18.07.2013 N 4292-вх администрации об информировании о предполагаемом предоставлении земельного участка по адресу: МО, г. Химки, Ленинградское ш., вл. 21, информирование жителей о предполагаемом предоставлении ООО "ПромИнжСтрой" в аренду земельного участка, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское ш., вл. 21 для платной автостоянки было проведено путем публикации в газете "Химкинские новости" от 28.06.2013 г. N 31 (2117). В период с 28.06.2013 по 11.07.2013 предложении и возражений от третьих лиц по вопросу предоставления указанного земельного участка в администрацию не поступало (л.д. 22).
На основании выписки из протокола N 5 межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки, содержащей решение о согласовании Заявителю места размещения и предоставления в аренду сроком на 2 года земельного участка, был составлен и утвержден заместителем Главы Администрации г.о. Химки В.И. Яхимовичем акт выбора земельного участка для строительства (л.д. 16 - 20).
В состав комиссии администрации при составлении указанного акта вошли заместитель главы администрации, начальник управления земельных отношений, начальник управления строительства, начальник управления обеспечения градостроительной политики начальник территориального управления микрорайона Клязьма - Старбеево, генеральный директор ООО "ПромИнжСтрой".
В соответствии с выводом акта выбора земельного участка, комиссия сочла целесообразным использовать земельный участок для платной автостоянки и рекомендовала администрации предоставить в аренду земельный участок ООО "ПромИнжСтрой" сроком на 2 года.
В качестве приложения к акту выбора земельного участка представлена схема расположения земельного участка, выполненная на кадастровой карте территории г.о. Химки, план границ земельного участка, согласованные всеми членами комиссии администрации (л.д. 21).
Постановлением от 13.09.2013 N 861 администрацией утверждена схема расположения земельного участка ООО "ПромИнжСтрой" на кадастровой карте территории муниципального образования городской округ Химки по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, площадью 1000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для платной автостоянки (л.д. 23).
В соответствии с кадастровым паспортом от 20.12.2013 на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м по адресу: МО, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для платной автостоянки поставлен 16.10.2013 (л.д. 24).
ООО "ПромИнжСтрой" с сопроводительным письмом от 23.10.2013 N 7225 сдал в канцелярию администрации кадастровые паспорта (л.д. 33).
10.11.2013 администрация уведомила заявителя о том, что в настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект постановления администрации "О предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку (л.д. 32).
ООО "ПромИнжСтрой" ссылаясь на бездействие администрации, выраженное в неисполнении своих обязанностей по выполнению муниципальной услуги: предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации по не принятию решения о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2.9. Административного регламента осуществления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" (утв. постановлением администрации городского округа Химки МО от 03.02.2011 N 88 (ред. от 22.06.2012) (далее - Административный регламент) основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента;
2) наличие установленного действующим законодательством, документами территориального планирования, документацией по планировке территории запрета и/или ограничения на предоставление заявителю земельного участка;
3) отсутствие на территории городского округа свободных от прав третьих лиц прошедших кадастровый учет земельных участков под испрашиваемые заявителем цели;
4) наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно пункту 3.1. Административного регламента последовательность административных процедур, выполняемых при предоставлении муниципальной услуги, показана на блок-схеме в приложении N 1 к настоящему административному регламенту.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- - прием и регистрация заявления с прилагаемыми документами (не более 1 дня);
- - рассмотрение и анализ заявления с документами специалистом Управления (не более 3 дней);
- - рассмотрение заявления и приложенных документов на заседании Межведомственной комиссии и принятие решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги (не более 15 дней);
- - выдача выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии (не более 1 дня);
- - утверждение постановлением администрации городского округа согласованной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории (не более 30 дней);
- - издание постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка (не позднее 14 дней с даты предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка);
- - заключение договора о предоставлении земельного участка (при необходимости) (не позднее 7 дней с даты издания постановления главы городского округа о предоставлении земельного участка).
В соответствии с пунктом 3.8 Административного регламента основанием для начала административных действий по осуществлению административной процедуры "Издание постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка" является предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка в количестве не менее чем 4 экземпляра.
Ответственным за исполнение данного административного действия является специалист Управления.
Результатом исполнения административного действия являются издание и выдача на руки заявителю заверенной копии постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка.
Срок исполнения административного действия составляет не более 14 дней.
Из материалов дела следует, что 02.04.2013 ООО "ПромИнжСтрой" обратилось к администрации с заявлением, в котором просило передать в аренду земельный участок с КН 50:10:0010102:497 площадью 1 000 кв. м по Ленинградскому шоссе, вл. 21, под платную стоянку (л.д. 9).
Как усматривается из материалов дела, к заявлению были приложены документы в соответствии с перечнем, предусмотренным Административным регламентом.
Администрация не представила доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.9. Административного регламента.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что администрация в нарушение установленного срока не приняла решение по заявлению общества, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, который вправе ожидать от государственного органа соблюдения установленного законом срока для рассмотрения соответствующего обращения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 противоречит части 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а именно ограничивает доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010102:35, отклоняется судебной коллегией.
Действительно, из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 19.03.2014 (л.д. 34 - 37) следует, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010102:35, а также с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010102:29.
Между тем доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 ограничивает доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010102:35, ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно пункту 2 статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного само управления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний для неопределенного круга лиц.
Из материалов дела не следует, что в установленном законом порядке, был установлен сервитут.
При этом судебная коллегия учитывает, что передача спорного земельного участка в аренду ООО "ПромИнжСтрой" не ограничивает право собственника земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:35 на установление сервитута, в случае если ограничивается доступ к смежному земельному участку.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о процессуальном нарушении, в связи с ненаправлением администрации заявления об уточнении требований.
Частью 1 статьи 49 АПК РФ предоставлено право при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из материалов дела следует, что заявление об уточнении исковых требований было подано в материалы дела через канцелярию суда 02.04.2014. Данное обстоятельство отражено 02.04.2014 в электронной карточке дела N А41-8354/14.
Согласно протоколу судебного заседания от 10.04.2014 (л.д. 46) в судебном заседании представитель ООО "ПромИнжСтрой" поддержал ходатайство об уточнении требований. Указанные уточнения были приняты судом первой инстанции и рассмотрены по существу в отсутствие ответчика, который не был уведомлен истцом об уточнении исковых требований.
Доказательств уведомления ответчика об уточнении исковых требований истцом суду не представлено.
Данное обстоятельство по общему правилу позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о нарушении истцом требований статей 65, 126 АПК РФ.
Вместе с тем, допущенное судом нарушение норм процессуального права не влечет за собой отмену решения суда в обжалуемой части.
Согласно части 3 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Таким образом, в силу закона основанием для изменения или отмены решения суда является такое нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Из материалов дела следует, что администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, свои возражения либо отзыв по существу требований не заявляла.
Заявлением в порядке статьи 49 АПК РФ истцом фактически конкретизировано требование "признать бездействие администрации по не заключению договора аренды и обязать заключить договор аренды" на требование "признать бездействие администрации по непринятию решения о предоставлении в аренду земельного участка и обязать принять решение о предоставлении в аренду земельного участка".
При этом из протокола судебного заседания от 10.04.2014 следует, что истец не представлял и суд первой инстанции не исследовал новые доказательства.
В данном случае рассмотрение судом первой инстанции иска с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не нарушает принципы арбитражного процессуального законодательства, не нарушает принципов равноправия сторон и состязательности процесса и не привело к принятию судом неправильного решения.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2014 года по делу N А41-8354/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-8354/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А41-8354/14
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Химки Московской области - Чернуха Ю.А., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1169-исх,
от ООО "ПромИнжСтрой" - Ларин И.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2014 по делу N А41-8354/14, принятое судьей Е.А. Неяскиной, по заявлению ООО "ПромИнжСтрой" к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромИнжСтрой" (далее - общество, ООО "ПромИнжСтрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Химики Московской области о признании бездействия Администрации городского округа Химики Московской области (далее - администрация) по не заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку; обязании администрацию заключить договор аренды на 2 года с обществом на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку.
До рассмотрения спора по существу в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования. Просил признать бездействие администрация по не принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку ООО "ПромИнжСтрой", обязании Администрацию г.о. Химки МО принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную автостоянку на 2 года с ООО "ПромИнжСтрой" (л.д. 30 - 31).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2014 по делу N А41-8354/14 признано незаконным бездействие администрации по не принятию решения о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку. Суд обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку в установленный законом срок и порядке (л.д. 48 - 49).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ПромИнжСтрой" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 02.04.2013 ООО "ПромИнжСтрой" обратилось к Главе города Химики Московской области с заявлением, в котором просило передать в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1 000 кв. м по Ленинградскому шоссе, вл. 21, под платную стоянку (л.д. 9).
По результатам рассмотрения заявления заявителю 26.04.2014, согласовано место размещения и предоставления в аренду сроком на два года земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинградское шоссе, вл. 21, под платную стоянку (приложение N 4, выписка из протокола N 5 межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки, дело N 5/42).
Как следует из заключения от 18.07.2013 N 4292-вх администрации об информировании о предполагаемом предоставлении земельного участка по адресу: МО, г. Химки, Ленинградское ш., вл. 21, информирование жителей о предполагаемом предоставлении ООО "ПромИнжСтрой" в аренду земельного участка, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское ш., вл. 21 для платной автостоянки было проведено путем публикации в газете "Химкинские новости" от 28.06.2013 г. N 31 (2117). В период с 28.06.2013 по 11.07.2013 предложении и возражений от третьих лиц по вопросу предоставления указанного земельного участка в администрацию не поступало (л.д. 22).
На основании выписки из протокола N 5 межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки, содержащей решение о согласовании Заявителю места размещения и предоставления в аренду сроком на 2 года земельного участка, был составлен и утвержден заместителем Главы Администрации г.о. Химки В.И. Яхимовичем акт выбора земельного участка для строительства (л.д. 16 - 20).
В состав комиссии администрации при составлении указанного акта вошли заместитель главы администрации, начальник управления земельных отношений, начальник управления строительства, начальник управления обеспечения градостроительной политики начальник территориального управления микрорайона Клязьма - Старбеево, генеральный директор ООО "ПромИнжСтрой".
В соответствии с выводом акта выбора земельного участка, комиссия сочла целесообразным использовать земельный участок для платной автостоянки и рекомендовала администрации предоставить в аренду земельный участок ООО "ПромИнжСтрой" сроком на 2 года.
В качестве приложения к акту выбора земельного участка представлена схема расположения земельного участка, выполненная на кадастровой карте территории г.о. Химки, план границ земельного участка, согласованные всеми членами комиссии администрации (л.д. 21).
Постановлением от 13.09.2013 N 861 администрацией утверждена схема расположения земельного участка ООО "ПромИнжСтрой" на кадастровой карте территории муниципального образования городской округ Химки по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, площадью 1000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для платной автостоянки (л.д. 23).
В соответствии с кадастровым паспортом от 20.12.2013 на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м по адресу: МО, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для платной автостоянки поставлен 16.10.2013 (л.д. 24).
ООО "ПромИнжСтрой" с сопроводительным письмом от 23.10.2013 N 7225 сдал в канцелярию администрации кадастровые паспорта (л.д. 33).
10.11.2013 администрация уведомила заявителя о том, что в настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект постановления администрации "О предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку (л.д. 32).
ООО "ПромИнжСтрой" ссылаясь на бездействие администрации, выраженное в неисполнении своих обязанностей по выполнению муниципальной услуги: предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации по не принятию решения о предоставлении в аренду ООО "ПромИнжСтрой" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинградское шоссе, вл. 21 под платную автостоянку не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2.9. Административного регламента осуществления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" (утв. постановлением администрации городского округа Химки МО от 03.02.2011 N 88 (ред. от 22.06.2012) (далее - Административный регламент) основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента;
2) наличие установленного действующим законодательством, документами территориального планирования, документацией по планировке территории запрета и/или ограничения на предоставление заявителю земельного участка;
3) отсутствие на территории городского округа свободных от прав третьих лиц прошедших кадастровый учет земельных участков под испрашиваемые заявителем цели;
4) наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно пункту 3.1. Административного регламента последовательность административных процедур, выполняемых при предоставлении муниципальной услуги, показана на блок-схеме в приложении N 1 к настоящему административному регламенту.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- - прием и регистрация заявления с прилагаемыми документами (не более 1 дня);
- - рассмотрение и анализ заявления с документами специалистом Управления (не более 3 дней);
- - рассмотрение заявления и приложенных документов на заседании Межведомственной комиссии и принятие решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги (не более 15 дней);
- - выдача выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии (не более 1 дня);
- - утверждение постановлением администрации городского округа согласованной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории (не более 30 дней);
- - издание постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка (не позднее 14 дней с даты предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка);
- - заключение договора о предоставлении земельного участка (при необходимости) (не позднее 7 дней с даты издания постановления главы городского округа о предоставлении земельного участка).
В соответствии с пунктом 3.8 Административного регламента основанием для начала административных действий по осуществлению административной процедуры "Издание постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка" является предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка в количестве не менее чем 4 экземпляра.
Ответственным за исполнение данного административного действия является специалист Управления.
Результатом исполнения административного действия являются издание и выдача на руки заявителю заверенной копии постановления администрации городского округа о предоставлении земельного участка.
Срок исполнения административного действия составляет не более 14 дней.
Из материалов дела следует, что 02.04.2013 ООО "ПромИнжСтрой" обратилось к администрации с заявлением, в котором просило передать в аренду земельный участок с КН 50:10:0010102:497 площадью 1 000 кв. м по Ленинградскому шоссе, вл. 21, под платную стоянку (л.д. 9).
Как усматривается из материалов дела, к заявлению были приложены документы в соответствии с перечнем, предусмотренным Административным регламентом.
Администрация не представила доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.9. Административного регламента.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что администрация в нарушение установленного срока не приняла решение по заявлению общества, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, который вправе ожидать от государственного органа соблюдения установленного законом срока для рассмотрения соответствующего обращения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:497 противоречит части 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а именно ограничивает доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010102:35, отклоняется судебной коллегией.
Действительно, из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 19.03.2014 (л.д. 34 - 37) следует, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010102:35, а также с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010102:29.
Между тем доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010102:497 ограничивает доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010102:35, ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно пункту 2 статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного само управления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний для неопределенного круга лиц.
Из материалов дела не следует, что в установленном законом порядке, был установлен сервитут.
При этом судебная коллегия учитывает, что передача спорного земельного участка в аренду ООО "ПромИнжСтрой" не ограничивает право собственника земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010102:35 на установление сервитута, в случае если ограничивается доступ к смежному земельному участку.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о процессуальном нарушении, в связи с ненаправлением администрации заявления об уточнении требований.
Частью 1 статьи 49 АПК РФ предоставлено право при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из материалов дела следует, что заявление об уточнении исковых требований было подано в материалы дела через канцелярию суда 02.04.2014. Данное обстоятельство отражено 02.04.2014 в электронной карточке дела N А41-8354/14.
Согласно протоколу судебного заседания от 10.04.2014 (л.д. 46) в судебном заседании представитель ООО "ПромИнжСтрой" поддержал ходатайство об уточнении требований. Указанные уточнения были приняты судом первой инстанции и рассмотрены по существу в отсутствие ответчика, который не был уведомлен истцом об уточнении исковых требований.
Доказательств уведомления ответчика об уточнении исковых требований истцом суду не представлено.
Данное обстоятельство по общему правилу позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о нарушении истцом требований статей 65, 126 АПК РФ.
Вместе с тем, допущенное судом нарушение норм процессуального права не влечет за собой отмену решения суда в обжалуемой части.
Согласно части 3 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Таким образом, в силу закона основанием для изменения или отмены решения суда является такое нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Из материалов дела следует, что администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, свои возражения либо отзыв по существу требований не заявляла.
Заявлением в порядке статьи 49 АПК РФ истцом фактически конкретизировано требование "признать бездействие администрации по не заключению договора аренды и обязать заключить договор аренды" на требование "признать бездействие администрации по непринятию решения о предоставлении в аренду земельного участка и обязать принять решение о предоставлении в аренду земельного участка".
При этом из протокола судебного заседания от 10.04.2014 следует, что истец не представлял и суд первой инстанции не исследовал новые доказательства.
В данном случае рассмотрение судом первой инстанции иска с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не нарушает принципы арбитражного процессуального законодательства, не нарушает принципов равноправия сторон и состязательности процесса и не привело к принятию судом неправильного решения.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2014 года по делу N А41-8354/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)