Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N А51-22582/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А51-22582/2013


Резолютивная часть постановления оглашена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-13686/2013
на решение от 07.10.2013
судьи Д.А.Самофала
по делу N А51-22582/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению садоводческого, дачного некоммерческого товарищества "Ирга" (ИНН 2543024897, ОГРН 1132543007288, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.04.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании решения
при участии:
- от садоводческого, дачного некоммерческого товарищества "Ирга": представитель Гуреев В.Г. по доверенности от 21.07.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года; паспорт;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Крахмалова Е.С. по доверенности от 30.12.2013 N 20/37244 (со специальными полномочиями, сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение N 3172.

установил:

Садоводческое дачное некоммерческое товарищество "Ирга" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) от 18.07.2013 N 20/03/02-14/16377 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050027:640, 25:28:050027:1195 для целей не связанных со строительством - для садоводства, для ведения дачного хозяйства, а также о понуждении ответчика принять решение о предоставлении товариществу в аренду спорных земельных участков.
Решением арбитражного суда Приморского края от 07.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18.07.2013 N 20/03/02-14/16377 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050027:640, 25:28:050027:1195, для целей не связанных со строительством - для садоводства, для ведения дачного хозяйства, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в установленный законом срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении садоводческому дачному некоммерческому товариществу "Ирга" в аренду земельных участков: с кадастровыми номерами 25:28:050027:640, 25:28:050027:1195, для целей не связанных со строительством - для садоводства, для ведения дачного хозяйства.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. В обоснование своих доводов указывает, что возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1, существовавшая до внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Владивостока, не может являться основанием для признания решения департамента незаконным. Настаивает на том, что при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков, уполномоченный орган должен руководствоваться земельным и градостроительным законодательством, действующим на момент принятия решения и обязан исходить из принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов. Кроме того, обращает внимание суда на то, что товарищество обратилось в департамент 11.06.2013, в связи, с чем правовые отношения между заявителем и уполномоченным органом возникли в июне 2013 года.
Департамент также считает, что товариществом не соблюдена процедура обращения, предусмотренная Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент явку своих представителей в суд 03.12.2013 не обеспечил. Телефонограммой ходатайствовал об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании. Представитель СДНТ "Ирга" по заявленному ходатайству возражал. Рассмотрев ходатайство Департамента, коллегия в силу статей 158, 159 АПК РФ не нашла оснований для его удовлетворения, поскольку указанные причины не могут быть признаны судом уважительными, и на основании статей 156, 266 АПК РФ приступила к рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в материалах дела документам в отсутствие представителя Департамента.
Представитель СДНТ "Ирга" в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 21.01.2014 до 11 часов 35 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва Департамент телефонограммой ходатайствовал об отложении слушания дела на 15 минут, но в судебном заседании представитель Департамента снял с рассмотрения указанное ходатайство.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. В соответствии с определением суда представил в материалы дела фрагмент карты градостроительного зонирования ВГО.
Представитель садоводческого, дачного некоммерческого товарищества "Ирга" в судебном заседании также в связи с запросом суда представил сведения информационной системы градостроительной деятельности NN 5538 от 13.12.2013.
На основании статьи 268 АПК РФ и пункта 26 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" представленные лицами, участвующими в деле, документы приобщены к материалам дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
10.06.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством земельных участков: с кадастровым номером 25:28:050027:640 (для садоводства); с кадастровым номером 25:28:050027:1195 (для ведения дачного хозяйства).
К заявлению товариществом были приложены: кадастровые паспорта на каждый из земельных участков, учредительные документы заявителя (выписка из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе).
По результатам рассмотрения пакета документов департамент пришел к выводу о невозможности предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку они расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства не предусмотрено.
Данный отказ оформлен письмом от 18.07.2013 N 20/03/02-14/16377.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление дачного товарищества, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения ввиду отсутствия правовых препятствий для предоставления дачному товариществу в аренду испрашиваемого земельного участка. Суд исходил из того, что спорные правоотношения возникли в период правового регулирования, допускающего ведение дачного хозяйства в территориальной зоне Ж-1.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующего:
Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения закреплено в статье 7 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений предусмотрен статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно пункту 1 данной статьи орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Как следует из материалов дела, дачное некоммерческое товарищество "Ирга" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.04.2013.
После регистрации, в июне 2013, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством земельных участков: с кадастровым номером 25:28:050027:640 (для садоводства); с кадастровым номером 25:28:050027:1195 (для ведения дачного хозяйства), расположенных в г. Владивостоке, по адресу ул. Гражданская, д. 30, 32.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило нахождение испрашиваемых земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), для которой ведение дачного хозяйств не является видом разрешенного использования.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его законности и обоснованности в силу следующего:
Согласно представленным в материалы дела сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от N 5538 от 13.12.2013, спорные земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, на землях населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки), внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства" (кодовое обозначение на карте Ж-4) - статья 25.1, предусматривающая ведение дачного хозяйства в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков; из территориальной зоны Ж-1 данный вид разрешенного использования исключен.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со статьей 23 Правил землепользования и застройки на территории ВГО не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность формирования земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1, существовавшая до внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Владивостока, не может расцениваться как основание для признания недействительным оспариваемого акта.
Вывод суда первой инстанции о неправомерности действий Департамента со ссылкой на то, что отношения между Департаментом и товариществом возникли до внесения изменений в Правила землепользования и застройки, поскольку физические лица 09.04.2008 и 06.07.2011 подавали заявления о предоставлении спорных земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства и распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, был осуществлен кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, по мнению апелляционной коллегии является ошибочным.
Сам факт постановки земельных участков на кадастровый учет в рассматриваемом случае не имеет решающего значения, поскольку данные сведения, в том числе о виде разрешенного использования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (пункт 9 статьи 4, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Более того, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, должны были соответствовать градостроительным регламентам (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка суда на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2013 по делу N А51-22582/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)