Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 11АП-442/2015 ПО ДЕЛУ N А55-1744/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А55-1744/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от заявителя - представителя закрытого акционерного общества АФ "Перспектива" Опытно-механический завод - Бочаровой К.В. (доверенность от 01.01.2015),
от заинтересованного лица - представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещено,
от 1-го третьего лица - представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Низамовой Р.Н. (доверенность от 26.12.2014),
от 2-го третьего лица - представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещено,
от 3-го третьего лица - представитель Главного управления МЧС России по Самарской области - не явился, извещено,
от 4-го третьего лица - представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещено,
от 5-го третьего лица - представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества АФ "Перспектива" Опытно-механический завод
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2014 года по делу N А55-1744/2014 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества АФ "Перспектива" ОМЗ, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьих лиц:1) Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
2) Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара,
3) Главное управление МЧС России по Самарской области, г. Самара,
4) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
5) Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Закрытое акционерное общество АФ "Перспектива" ОМЗ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо), подготовленного в форме уведомления N 12-1/1635/13 от 29.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:545, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, площадью 20000,00 м 2, обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок после вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ЗАО АФ "Перспектива" ОМЗ в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:545, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, площадью 20000,00 м 2 и обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении ЗАО АФ "Перспектива" ОМЗ на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:545, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом, площадью 20000,00 м 2, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 165 300 руб. 00 коп. и направить проект договора купли-продажи ЗАО АФ "Перспектива" ОМЗ".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 в удовлетворении заявления отказано (т. 4, л.д. 81-85).
Не согласившись с выводами суда, закрытое акционерное общество АФ "Перспектива" ОМЗ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (т. 4, л.д. 95-118).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель 1-го третьего лица возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда от 04.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица и 2-5-го третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного лица и 2-5-го третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и 1-го третьего лица, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, руководствуясь положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, а также пунктом 1 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", 06.06.2013 заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:545, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15, площадью 20 000 кв. м, занимаемого заводом.
В соответствии с пунктом 14 Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка (приложение N 2 к порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74), министерством направляется запрос в адрес Департамента о предоставлении сведений о наличии или отсутствии обременений и ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Статьей 56 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
В Департамент поступило обращение министерства N 12-1/1635/13 о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности относительно испрашиваемого заявителем земельного участка.
Департаментом 19.09.2013 в адрес министерства было направлено информационное письмо N САМВ-66835 о том, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - VI классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самаркой городской Думы от 26.04.2001 N 61; часть объекта принадлежит территории общего пользования; испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне канализации бытовой, охранной зоне канализации дождевой, охранной зоне кабеля связи, охранной зоне водопровода, охранной зоне ЛЭП напряжением свыше 0,4 кВ, охранной зоне электрического кабеля, охранной зоне теплопровода.
Представителем ЗАО АФ "Перспектива" ОМЗ 20.12.2013 получено уведомление министерства от 29.10.2013 N 12-1/1635/13 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 9-10).
Заявитель, считая отказ заинтересованного лица незаконным и нарушающим его законные права и интересы обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Порядок установления красных линий на территории муниципального образования определен СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
Постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 принята Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, проектах детальной планировки, проектах застройки и так далее.
Границы улицы Заводское шоссе предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, в соответствии с которым улица Заводское шоссе является магистралью общегородского значения - регулируемого движения.
При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану Куйбышева 1986 года и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ разработка, утверждение либо изменение красных линий осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса РФ, согласно положениям которой решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Границы Заводского шоссе предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий Заводского шоссе, является полосой отвода автомобильной дороги (т. 3, л.д. 204-207).
- Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- - полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
- - придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 11.5 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, ширина улиц и дорог определяется по таблице 8 расчетным путем, ширина магистральных улиц в красных линиях принимается 40-80 м. При этом допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Таким образом, предоставленные Департаментом сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара являются надлежащим доказательством правомерного отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с абзацем 4 пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Красные линии разработаны в соответствии с утвержденным Генеральным планом городского округа Самара.
Спорный земельный участок расположен в границах красных линий и не может быть предоставлен заявителю в силу установленного законом прямого запрета на приватизацию земельного участка в пределах красных линий.
Доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами земель общего пользования и красных линий, заявителем не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 04.12.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная платежным поручением от 26.12.2014 N 1087 государственная пошлина в размере 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2014 года по делу N А55-1744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества АФ "Перспектива" Опытно-механический завод - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу Акционерной фирме "Перспектива" Опытно-механический завод (ИНН 6318100449), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2014 N 1087 в размере 500 (пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)