Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 09АП-1487/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-108613/14

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 09АП-1487/2015-АК

Дело N А40-108613/14

резолютивная часть постановления оглашена 19.02.2015
постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Асоль"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2014
по делу N А40-108613/14, принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
по заявлению ЗАО "Асоль" (119590, Москва, улица Мосфильмовская, дом 70)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20)
третье лицо: Правительство г. Москвы
- о признании незаконным отказа и обязании совершить действия;
- при участии:
- от заявителя: Лобанов В.А. по доверенности от 06.06.2014;
- от заинтересованного лица: Клоков Е.В. по доверенности от 28.01.2015;
- от третьего лица: Клоков Е.В. по доверенности от 04.02.2015;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2014 в удовлетворении заявления ЗАО "Асоль" о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы в совершении действий по формированию земельного участка по адресу: Москва, ул. Новощукинская, вл. 8, корп. 1, 2 для проектирования и строительства, оформленного письмом N ДГИ-1-48996/14-1 от 16.05.2014 и обязании Департамент совершить действия по восстановлению нарушенных прав и интересов заявителя, отказано; требование заявителя об обязании Департамента оформить договор краткосрочной аренды земельного участка, оставлено без рассмотрения.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Правительство г. Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Правительством г. Москвы и ЗАО "Асоль" заключен инвестиционный контракт от 13.11.2002 N ДЖП.02.СЗАО.00377, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта в районе Щукино СЗАО г. Москвы с учетом сбалансированности интересов субъектов градостроительной деятельности и передачи администрации не менее 30% построенного жилья в наборе квартир для целей переселения (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2003, от 15.12.2003, от 14.12.2005, от 19.10.2006, от 18.03.2007, от 10.01.2013).
Обязательства инвестора по осуществлению нового строительства закреплены в п. 2.2. контракта.
Общество обратилось с заявлением в службу "одного окна" Департамента о формировании земельного участка для проектирования и строительства жилого комплекса по адресу: Москва, ул. Новощукинская, вл. 8, корп. 1, 2 и заключения договора краткосрочной аренды земельного участка.
Письмом от 16.05.2014 N ДГИ-1-48996/14-1 Департаментом отказано в оформлении договора краткосрочной аренды, сославшись на необходимость соблюдения в отношении земельного участка процедуры проведения торгов.
Полагая, что основания для отказа в оформлении земельно-правовых отношений не основаны на законе, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения у заявителя отсутствовали основания для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования общества подлежат удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие акта Департамента градостроительства закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве г. Москвы" Правительство г. Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти г. Москвы, к полномочиям которого отнесены разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования.
При исследовании материалов дела, судом апелляционной инстанции оценены условия инвестиционного контракта от 13.11.2002 и приходит к выводу о том, что контракт по своей правовой природе соответствует признакам соглашения о развитии застроенной территории, в связи, с чем в рассматриваемом случае применимы к спорным правоотношениям нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с договорами о развитии застроенной территории и предоставлением земельных участков для строительства в рамках развития застроенной территории.
Инвестиционный контракт от 13.11.2002 заключен до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в соответствии с действовавшим в тот период законодательством: Земельный кодекс Российской Федерации, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, распоряжение вице-мэра Москвы от 31.01.1992 N 51-РВМ "О порядке предоставления и изъятия земель в г. Москве".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Статьи 46.1 и 46.2 введены в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Подпункты 3 и 4 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предполагают проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в границах застроенной территории для строительства лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется без земельных торгов.
После утверждения документации по планировке территории и на основании заявления такого лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении указанного земельного участка.
Из материалов дела следует, что между Правительством г. Москвы и ЗАО "Асоль" заключен инвестиционный контракт от 13.11.2002 N ДЖП.02.СЗАО. 00377, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта в районе Щукино СЗАО г. Москвы с учетом сбалансированности интересов субъектов градостроительной деятельности и передачи администрации не менее 30% построенного жилья в наборе квартир для целей переселения (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2003, от 15.12.2003, от 14.12.2005, от 19.10.2006, от 18.03.2007, от 10.01.2013).
Согласно постановления Правительства г. Москвы от 13.04.2004 N 232-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства г. Москвы от 25.05.1999 N 454, в целях завершения комплексной реконструкции района Щукино Северо-Западного административного округа г. Москвы Правительством г. Москвы одобрена дальнейшая программа реконструкции и развития района Щукино.
Фактически инвестиционный контракт от 13.11.2002 N ДЖП.02.СЗАО. 00377, является договором о развитии застроенной территории.
Согласно ст. 5.1.4 администрация обязана оказывать инвестору необходимое содействие в реализации проекта, чтобы инвестор мог своевременно осуществить свои обязательства по настоящему контракту, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию администрации.
Согласно ст. 8 контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания и действует в течение всего периода выполнения обязательств.
Пунктом 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения инвестиционного контракта от 13.11.2002 N ДЖП.02.СЗАО. 00377, дополнительных соглашений от 24.04.2003, от 15.12.2003, от 14.12.2005, от 19.10.2006, от 18.03.2007, от 10.01.2013) предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце 1 настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в пунктах 1 и 2 которой установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Кодекса.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления юридического лица в предоставлении земельного участка для строительства.
(Статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015 (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 настоящего Кодекса.
Инвестиционный контракт заключен до вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязанность государственного органа по предоставлению обществу на правах аренды земельного участка возникла после подачи обществом соответствующих заявлений об оформлении земельно-правовых отношений в Департамент.
Заявление общества, в свою очередь, подано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, из чего следует возможность применения к отношениям сторон, в частности по предоставлению в аренду земельных участков, норм, внесенные в Градостроительный и Земельный кодексы данным Законом.
Согласно п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, соответствующий земельный участок должен быть предоставлен ЗАО "Асоль" без торгов как лицу, с которым в установленном градостроительным законодательством порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Доказательств наличия иных претендентов на предоставление спорного земельного участка, не представлено.
Что касается требования об обязании устранить нарушения прав общества путем заключения договора краткосрочной аренды земельного участка, требования расцениваются судом как способ восстановления нарушенного права, заявленный в рамках ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2014 по делу N А40-108613/14 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы в совершении действий по формированию земельного участка по адресу: Москва, ул. Новощукинская, вл. 8, корпус 1, 2 для проектирования и строительства, оформленный письмом N ДГИ-1-48996/14-1 от 16.05.2014, обязать Департамент совершить действия по восстановлению нарушенных прав и интересов заявителя путем оформления договора краткосрочной аренды.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ЗАО "Асоль" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2.000 руб. по заявлению и 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ЗАО "Асоль" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)