Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" представителя Одишария С.И. по доверенности от 22.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июня 2015 года по делу N А05-10333/2014 (судья Тюпин А.Н.),
сельскохозяйственный производственный кооператив "Харп" (место нахождения: 166715, Ненецкий автономный округ, поселок Красное; ИНН 8300080080, ОГРН 1028301648418; далее - Кооператив) 19.08.2014 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального района "Заполярный район" (место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, рабочий поселок Искателей, улица Губкина, дом 10; ИНН 2983003930, ОГРН 1068383000091; далее - Администрация), государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Нарьян-Марская электростанция" (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им 60-летия Октября, дом 37; ИНН 8300010188, ОГРН 1028301647241; далее - Предприятие) о взыскании убытков с Администрации в размере 222 604 руб. 67 коп., с Предприятия - 6 920 933 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области (место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ИНН 2901025815, ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; ИНН 2901194203, ОГРН 1092901006725; далее - Теруправление).
Решением суда от 01.06.2015 в иске отказано, с Кооператива в доход федерального бюджета взыскано 1648 руб. 70 коп. государственной пошлины.
Кооператив с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Судом неправильно применены статьи 15, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 57, 62 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нормы закона Ненецкого автономного округа от 15.03.2002 N 341-ОЗ "Об оленеводстве в Ненецком автономном округе" (статья 28). В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Кооператив обязан переоформить право временного пользования земельным участком на право аренды или выкупить его в собственность, а Администрация согласно статье 11 ЗК РФ - произвести такое переоформление. Для прекращения права на земельный участок в силу норм главы 7 ЗК РФ необходимо наличие заявления юридического лица о прекращении права и согласия органа, создавшего данное юридическое лицо (согласие общего собрания членов-дольщиков Кооператива). Заявление о прекращении права временного пользования землей сельскохозяйственного назначения, предоставленного Кооперативу в соответствии с договором от 26.04.1993 N НАО04, и согласия органа, создавшего юридическое лицо - Кооператив, в адрес Администрации не направлялось. Администрация неправомерно указала в пункте 1 постановления от 18.09.2007 N 753п о прекращении права пользования Кооперативом земельным участком площадью 916 831,4 га, кадастровый номер 83:00:070001:0163. Судом не учтено, что администрация муниципального органа исполнительной власти неправомочна отменять решение органа исполнительной или законодательной власти субъекта Российской Федерации, каким является решение Малого Совета Ненецкого окружного Совета народных депутатов и администрация Ненецкого автономного округа, от имени которой подписан договор N НАО04. Такие действия администрации муниципального района произведены в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10.1, 11 ЗК РФ. Следовательно, пункт 1 постановления от 18.09.2007 N 753п является недействительным, не подлежащим применению. Кооператив правомерно пользовался земельным участком площадью с учетом 35,8215 га, производил выпас оленей и осуществлял иную традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов Крайнего Севера на земельном участке площадью 916 831,4 га с кадастровым номером 83:00:070001:0163 вплоть до 2012 года (до издания соответствующих постановлений Администрации и изъятия 35,8215 га на муниципальные нужды). После изъятия части земельного участка на муниципальные нужды, оставшийся в пользовании Кооператива земельный участок получил кадастровый номер 83:00:070001:163 на основании постановления от 22.06.2012 N 1328 п. Выводы суда противоречат статьям 164, 425 ГК РФ. Пункт 2.2 договора от 30.05.2014 N 08-16/112 противоречит как существовавшим отношениям сторон, так и порядку, установленному законом. Выводы суда об отсутствии объективной стороны деликта - противоправных действий Администрации по изъятию части земельного участка, площадью 35,8215 га из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163 площадью 916 831,4 га, находящегося в правомерном временном пользовании истца, не соответствуют обстоятельствам дела, представленным в их обоснование доказательствам, не основаны на нормах материального права. Судом, при принятии решения по делу, не учтена судебная практика по аналогичным делам.
Представитель Кооператива в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу без участия ее представителя.
Предприятие в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установил суд первой инстанции, Администрация в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом заявления истца приняла постановление от 18.09.2007 N 753п о передаче в аренду Кооперативу земельного участка, площадью 916 831,4 га с кадастровым номером 83:00:070001:163, из земель сельскохозяйственного назначения (оленьи пастбища), ранее находившихся в пользовании истца на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Администрация (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 15.10.2007 N 08-16/129.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 83:00:070001:0163, ориентир - земли Кооператива, в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ненецкий автономный округ, для ведения северного оленеводства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадью 916 831,4 га.
Срок действия договора установлен по 18.09.2012 (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.3, договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ним.
Стороны подписали соглашение от 24.03.2009 о внесении изменений в договор аренды от 15.10.2007, которым продлили срок действия договора до 18.09.2056.
Договор и соглашение в установленном законом порядке не зарегистрированы.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02.08.2010 N 142-п утверждена Долгосрочная целевая программа "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергоснабжения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы".
На основании постановления Администрации от 04.12.2009 N 1410 создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
Комиссия 20.05.2011 произвела предварительный выбор земельного участка под строительство объекта "Линия электропередач 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное" на участке прохождения трассы дороги по межселенной территории Заполярного района, по результатам которого утвердила акт от 20.05.2011.
Согласно постановлению от 17.05.2012 N 951п "О предварительном согласовании ГУП НАО Нарьян-Марская электростанция места размещения объекта на земельном участке общей площадью 31,6 га под строительство объекта: ЛЭП 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное", утвержден акт выбора земельного участка под строительство объекта: "Линия электропередач 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное" от 20.05.2011, предварительно согласовано место размещения объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", на земельном участке, общей площадью 31,6 га, согласно приложению 1, утверждена схема расположения земельного участка под строительство объекта.
Кооператив в письме от 27.06.2012 согласовал образование одного многоконтурного земельного участка, граница которого состоит из четырех контуров под строительство объекта "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", предварительно согласованного Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, путем раздела земельного участка, кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося у Кооператива на праве аренды.
На основании постановления Администрации от 22.06.2012 N 1328п "Об образовании Управлению строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа земельных участков общей площадью 38,6352 га, под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное".
Администрация постановила образовать земельные участки в границах, указанных в схеме расположения земельных участков, общей площадью 38,6352 га, в том числе: земельный участок площадью 0,0657 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земельного участка с кадастровым номером 83:00:040001:12, находящегося в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; многоконтурный земельный участок, граница которого состоит из четырех контуров, площадью 35,8215 га, из земель участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося на основании постановления Администрации от 18.09.2007 N 753п в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок площадью 2,748 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земель кадастрового квартала 83:00:040003, категория земель - земли запаса.
Постановлением Администрации от 04.07.2012 N 1423п образованы земельные участки общей площадью 38,6352 га под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное". Утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное". Образованы земельные участки в границах, указанных в схеме расположения земельных участков, общей площадью 38,6352 га, в том числе: земельный участок площадью 0,0657 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земельного участка с кадастровым номером 83:00:040001:12, находящегося в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; многоконтурный земельный участок, граница которого состоит из четырех контуров, площадью 35,8215 га, из земель участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося на основании постановлений Администрации от 18.09.2007 N 753п в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок площадью 2,748 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земель кадастрового квартала 83:00:040003, категория земель - земли запаса.
Пунктом 4 постановления от 04.07.2012 N 1423п отменено постановление Администрации от 22.06.2012 N 1328п "Об образовании Управлению строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа земельных участков общей площадью 38,6352 га, под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное".
На основании постановления Администрации от 27.08.2012 N 1839п Предприятию предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" общей площадью 358 872 кв. м, в том числе с кадастровым номером 83:00:0400001:142, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 657 кв. м; с кадастровым номером 83:00:070001:6942, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 358 215 кв. м; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением от 25.07.2013 N 1477п Администрация продлила срок действия аренды с 27.08.2013 по 26.06.2014.
На основании постановления Администрации от 27.08.2012 N 1839п о предоставлении в аренду Предприятию земельных участков под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", Администрация (арендодатель) и Предприятие (арендатор) заключили договор аренды 28.08.2012 N 08-16/179 находящегося в государственной собственности земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 358 872 кв. м, в том числе: с кадастровым номером 83:00:040001:142, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", площадью 657 кв. м; с кадастровым номером 83:00:070001:6942, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", площадью 358 215 кв. м.
На основании постановлений Администрации от 18.09.2007 N 753п "О переоформлении права временного пользования земельным участком площадью 916 831,4 кв. м", от 20.03.2009 N 303п "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района "Заполярный район" от 18.09.2007 N 753п", от 28.04.2014 N 874п "Об изменении местоположения и площади земельного участка", Администрация (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили договор аренды от 30.05.2014 N 08-16/112 находящихся в государственной собственности земельных участков.
В силу пункта 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 83:00:070001:163, местоположение - Ненецкий автономный округ, земли Кооператива, разрешенное использование - для ведения северного оленеводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 916 263,0726 га.
Срок действия договора установлен по 18.09.2056.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Как указано в исковом заявлении, при принятии Администрацией вышеперечисленных постановлений фактически произведены действия по изъятию у истца части земельного участка на муниципальные нужды. При этом не соблюдены требования ГК РФ, норм федерального земельного законодательства, регулирующих процедуру, порядок, отношения по изъятию, находящихся в аренде земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения традиционной деятельности (выпаса оленей) малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а также норм законодательства, регулирующих условия внесения изменений в договор аренды земельного участка.
По расчету истца, в результате таких действий Администрации ему причинены убытки в размере 222 604 руб. 67 коп., а в результате действий Предприятия - убытки в размере 6 920 933 руб.
Считая, что данные убытки должны быть возмещены ответчиками, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву и по размеру, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.
Согласно статье 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме подлежат убытки, причиненные, в том числе и временным занятием земельных участков.
На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Поэтому истец при предъявлении требования о возмещении вреда должен обосновать совершение виновным лицом противоправных действий, которые повлекли возникновение вредных последствий, причинную связь между ними.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 164, 209 ГК РФ, статьей 26 ЗК РФ и статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации. При этом, в случае, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Как установил суд первой инстанции, государственная регистрация договора аренды земельного участка от 15.10.2007 N 08-16/129 истцом не осуществлена.
В связи с этим суд пришел к выводам о том, что в силу закона и в соответствии с пунктом 2.3 указанного договора, он не вступил в силу. Поэтому право аренды истца на указанный земельный участок не возникло. Поскольку истец не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163, площадью 916 831,4 га, он не является лицом, которое обладает правом постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, поскольку на основании его заявления о переоформлении такого права на право аренды постановлением Администрации от 18.09.2007 N 753п данное право прекращено.
В связи с этим истец не относится к кругу субъектов, имеющих право требовать возмещения убытков в соответствии со статьями 57, 62 ЗК РФ.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал противоправное поведение ответчика по формированию земельного участка и предоставлению его в аренду Предприятию.
Как установил суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 83:00:070001:6942, площадь 35,8215 га, которой образован из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163, площадью 916 831,4 га, правами каких-либо лиц (до 27.08.2012) не обременен, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.07.2012. Поэтому сам факт изъятия части земельного участка площадь 35,8215 га из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163 площадью 916 831,4 га не установлен.
Из материалов дела видно, что Администрация осуществила процедуру выбора земельного участка, предусмотренную ЗК РФ, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Выбор земельного участка под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" осуществлен, акт утвержден и предварительно согласован. Земельный участок сформирован и предоставлен в аренду. Сведений о принятии ответчиком правовых актов об изъятии земельного участка в деле не имеется.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, договор аренды от 15.10.2007 N 08-16/129 не вступил в законную силу. Площадь земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:163 до регистрации истцом права на него изменилась. Между истцом и ответчиком 30.05.2014 заключен договор аренды N 08-16/112 земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, площадью 916 263,0726 га, условия которого распространяются на отношения, возникшие с 18.09.2007. Данный договор зарегистрирован 04.07.2014. В связи с этим истец обладает правом аренды земельного участка площадью 916 263,0726 га.
Признавая исковые требования Кооператива недоказанными, в том числе, в части размера заявленных убытков, суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу заключения N 55/2014 по теме: "Заключение по исчислению размера убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" на территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Ненецкого автономного округа (общая площадь - 35,8215 га)", выполненного обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "СеверПроект", представленного истцом. Проведение экспертизы по делу поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ФинТраст" Галахову И.В. Перед экспертом поставлены следующие вопросы. Подтвержден ли факт наличия убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", указанный в заключении от 27.10.2014 N 55/2014? Подтвержден ли факт правомерной хозяйственной деятельности и получения ежегодного дохода Кооператива в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" до момента начала такого строительства и эксплуатации? Достоверно ли определены недополученные доходы и убытки от хозяйственной деятельности Кооператива в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное"? Достоверно ли определены исходные данные для исчисления убытков в части наименования природных ресурсов, их наличия и возможности получения прибыли от их использования?
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела 01.04.2015 представлено заключение эксперта от 31.03.2015 N 5.
Согласно представленному заключению, факт наличия убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", указанный в заключении от 27.10.2014 N 55/2014, не подтвердился. Ежегодный доход Кооператива от правомерной хозяйственной деятельности и самой такой деятельности в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" до момента начала такого строительства и эксплуатации не установлен. Расчеты убытков имеют существенные ошибки. Наличествующие природные ресурсы определены неверно. Эксперт указал, что основываться на средних данных продуктивности с га, не учитывая физическую возможность сбора и использования таких ресурсов, недопустимо.
Суд первой инстанции оценил данное экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами, представленными сторонами в материалы дела.
Правовых оснований для удовлетворения иска суд не установил, в иске отказал.
Доводы подателя жалобы относительно наличия пороков в оформлении и содержании судебной экспертизы, отсутствия у эксперта полномочий на ее проведение, нарушение судом норм процессуального права, как при назначении экспертизы, так и не привлечении к участию в деле специалистов, оценщиков и экспертов, а также ссылка на отсутствие правовой необходимости в назначении судебной экспертизы по проверки представленного истцом заключения не принимаются во внимание апелляционной инстанцией.
В данном случае, поскольку истец в обоснование довода о возникновении убытков и их размера представил в суд соответствующее заключение в качестве доказательства, суд в порядке статьи 82 АПК РФ по ходатайству ответчика назначил по делу судебную экспертизу для решения вопросов, требующих специальных знаний.
Из материалов дела и заключения видно, что эксперту предоставлены материалы дела, планы расположения линии электропередач, дорог, озер, справки о ширине полос землеотвода автодороги, для строительства и эксплуатации ЛЭП, бухгалтерские документы, балансы, отчеты о прибылях и убытках, справки о средней численности работников и отчеты о заработной плате. В заключении приведены сведения об экспертной организации, эксперте, который является членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Ассоциация Российских Магистров Оценки". В заключении подробно описаны методики исследования, используемые материалы, источники, справочники, ФСО, примененные экспертом экономико-аналитические исследования.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что эксперт указывает в заключении правовые вопросы и приводит нормы права, не принимается во внимание, поскольку, исходя из содержания заключения видно, что исследование, оценка и выводы основаны на специальных познаниях, которые не относится к области права. В заключении приведены данные и анализ экономической деятельности Кооператива за период с 2010 года по 2013 год, возможность и реальность получения прибыли от использования природных ресурсов за тот же период, эффективность использования земельных участков в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности. При этом использованы документы, представленные, в том числе, истцом.
Возражения подателя жалобы по судебной экспертизе были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм Федеральных законов от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положений Федеральных стандартов оценки не установлено.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, истец не доказал заявленные требования ни по праву, ни по размеру.
Ссылка на судебную практику не принимается во внимание, так как в указанных в жалобе делах судами рассматривались иные обстоятельства.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июня 2015 года по делу N А05-10333/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-10333/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу N А05-10333/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" представителя Одишария С.И. по доверенности от 22.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июня 2015 года по делу N А05-10333/2014 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Харп" (место нахождения: 166715, Ненецкий автономный округ, поселок Красное; ИНН 8300080080, ОГРН 1028301648418; далее - Кооператив) 19.08.2014 обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального района "Заполярный район" (место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, рабочий поселок Искателей, улица Губкина, дом 10; ИНН 2983003930, ОГРН 1068383000091; далее - Администрация), государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Нарьян-Марская электростанция" (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им 60-летия Октября, дом 37; ИНН 8300010188, ОГРН 1028301647241; далее - Предприятие) о взыскании убытков с Администрации в размере 222 604 руб. 67 коп., с Предприятия - 6 920 933 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области (место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ИНН 2901025815, ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; ИНН 2901194203, ОГРН 1092901006725; далее - Теруправление).
Решением суда от 01.06.2015 в иске отказано, с Кооператива в доход федерального бюджета взыскано 1648 руб. 70 коп. государственной пошлины.
Кооператив с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Судом неправильно применены статьи 15, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 57, 62 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нормы закона Ненецкого автономного округа от 15.03.2002 N 341-ОЗ "Об оленеводстве в Ненецком автономном округе" (статья 28). В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Кооператив обязан переоформить право временного пользования земельным участком на право аренды или выкупить его в собственность, а Администрация согласно статье 11 ЗК РФ - произвести такое переоформление. Для прекращения права на земельный участок в силу норм главы 7 ЗК РФ необходимо наличие заявления юридического лица о прекращении права и согласия органа, создавшего данное юридическое лицо (согласие общего собрания членов-дольщиков Кооператива). Заявление о прекращении права временного пользования землей сельскохозяйственного назначения, предоставленного Кооперативу в соответствии с договором от 26.04.1993 N НАО04, и согласия органа, создавшего юридическое лицо - Кооператив, в адрес Администрации не направлялось. Администрация неправомерно указала в пункте 1 постановления от 18.09.2007 N 753п о прекращении права пользования Кооперативом земельным участком площадью 916 831,4 га, кадастровый номер 83:00:070001:0163. Судом не учтено, что администрация муниципального органа исполнительной власти неправомочна отменять решение органа исполнительной или законодательной власти субъекта Российской Федерации, каким является решение Малого Совета Ненецкого окружного Совета народных депутатов и администрация Ненецкого автономного округа, от имени которой подписан договор N НАО04. Такие действия администрации муниципального района произведены в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10.1, 11 ЗК РФ. Следовательно, пункт 1 постановления от 18.09.2007 N 753п является недействительным, не подлежащим применению. Кооператив правомерно пользовался земельным участком площадью с учетом 35,8215 га, производил выпас оленей и осуществлял иную традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов Крайнего Севера на земельном участке площадью 916 831,4 га с кадастровым номером 83:00:070001:0163 вплоть до 2012 года (до издания соответствующих постановлений Администрации и изъятия 35,8215 га на муниципальные нужды). После изъятия части земельного участка на муниципальные нужды, оставшийся в пользовании Кооператива земельный участок получил кадастровый номер 83:00:070001:163 на основании постановления от 22.06.2012 N 1328 п. Выводы суда противоречат статьям 164, 425 ГК РФ. Пункт 2.2 договора от 30.05.2014 N 08-16/112 противоречит как существовавшим отношениям сторон, так и порядку, установленному законом. Выводы суда об отсутствии объективной стороны деликта - противоправных действий Администрации по изъятию части земельного участка, площадью 35,8215 га из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163 площадью 916 831,4 га, находящегося в правомерном временном пользовании истца, не соответствуют обстоятельствам дела, представленным в их обоснование доказательствам, не основаны на нормах материального права. Судом, при принятии решения по делу, не учтена судебная практика по аналогичным делам.
Представитель Кооператива в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу без участия ее представителя.
Предприятие в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установил суд первой инстанции, Администрация в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом заявления истца приняла постановление от 18.09.2007 N 753п о передаче в аренду Кооперативу земельного участка, площадью 916 831,4 га с кадастровым номером 83:00:070001:163, из земель сельскохозяйственного назначения (оленьи пастбища), ранее находившихся в пользовании истца на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Администрация (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 15.10.2007 N 08-16/129.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 83:00:070001:0163, ориентир - земли Кооператива, в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ненецкий автономный округ, для ведения северного оленеводства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадью 916 831,4 га.
Срок действия договора установлен по 18.09.2012 (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.3, договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ним.
Стороны подписали соглашение от 24.03.2009 о внесении изменений в договор аренды от 15.10.2007, которым продлили срок действия договора до 18.09.2056.
Договор и соглашение в установленном законом порядке не зарегистрированы.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02.08.2010 N 142-п утверждена Долгосрочная целевая программа "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергоснабжения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы".
На основании постановления Администрации от 04.12.2009 N 1410 создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
Комиссия 20.05.2011 произвела предварительный выбор земельного участка под строительство объекта "Линия электропередач 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное" на участке прохождения трассы дороги по межселенной территории Заполярного района, по результатам которого утвердила акт от 20.05.2011.
Согласно постановлению от 17.05.2012 N 951п "О предварительном согласовании ГУП НАО Нарьян-Марская электростанция места размещения объекта на земельном участке общей площадью 31,6 га под строительство объекта: ЛЭП 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное", утвержден акт выбора земельного участка под строительство объекта: "Линия электропередач 20 кВ "город Нарьян-Мар - поселок Красное" от 20.05.2011, предварительно согласовано место размещения объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", на земельном участке, общей площадью 31,6 га, согласно приложению 1, утверждена схема расположения земельного участка под строительство объекта.
Кооператив в письме от 27.06.2012 согласовал образование одного многоконтурного земельного участка, граница которого состоит из четырех контуров под строительство объекта "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", предварительно согласованного Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, путем раздела земельного участка, кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося у Кооператива на праве аренды.
На основании постановления Администрации от 22.06.2012 N 1328п "Об образовании Управлению строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа земельных участков общей площадью 38,6352 га, под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное".
Администрация постановила образовать земельные участки в границах, указанных в схеме расположения земельных участков, общей площадью 38,6352 га, в том числе: земельный участок площадью 0,0657 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земельного участка с кадастровым номером 83:00:040001:12, находящегося в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; многоконтурный земельный участок, граница которого состоит из четырех контуров, площадью 35,8215 га, из земель участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося на основании постановления Администрации от 18.09.2007 N 753п в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок площадью 2,748 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земель кадастрового квартала 83:00:040003, категория земель - земли запаса.
Постановлением Администрации от 04.07.2012 N 1423п образованы земельные участки общей площадью 38,6352 га под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное". Утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное". Образованы земельные участки в границах, указанных в схеме расположения земельных участков, общей площадью 38,6352 га, в том числе: земельный участок площадью 0,0657 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земельного участка с кадастровым номером 83:00:040001:12, находящегося в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; многоконтурный земельный участок, граница которого состоит из четырех контуров, площадью 35,8215 га, из земель участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, находящегося на основании постановлений Администрации от 18.09.2007 N 753п в аренде Кооператива, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок площадью 2,748 га, с разрешенным использованием - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", местоположение - Ненецкий автономный округ, из земель кадастрового квартала 83:00:040003, категория земель - земли запаса.
Пунктом 4 постановления от 04.07.2012 N 1423п отменено постановление Администрации от 22.06.2012 N 1328п "Об образовании Управлению строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа земельных участков общей площадью 38,6352 га, под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное".
На основании постановления Администрации от 27.08.2012 N 1839п Предприятию предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" общей площадью 358 872 кв. м, в том числе с кадастровым номером 83:00:0400001:142, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 657 кв. м; с кадастровым номером 83:00:070001:6942, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 358 215 кв. м; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением от 25.07.2013 N 1477п Администрация продлила срок действия аренды с 27.08.2013 по 26.06.2014.
На основании постановления Администрации от 27.08.2012 N 1839п о предоставлении в аренду Предприятию земельных участков под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", Администрация (арендодатель) и Предприятие (арендатор) заключили договор аренды 28.08.2012 N 08-16/179 находящегося в государственной собственности земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 358 872 кв. м, в том числе: с кадастровым номером 83:00:040001:142, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", площадью 657 кв. м; с кадастровым номером 83:00:070001:6942, местоположение - Ненецкий автономный округ, разрешенное использование - под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", площадью 358 215 кв. м.
На основании постановлений Администрации от 18.09.2007 N 753п "О переоформлении права временного пользования земельным участком площадью 916 831,4 кв. м", от 20.03.2009 N 303п "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района "Заполярный район" от 18.09.2007 N 753п", от 28.04.2014 N 874п "Об изменении местоположения и площади земельного участка", Администрация (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили договор аренды от 30.05.2014 N 08-16/112 находящихся в государственной собственности земельных участков.
В силу пункта 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 83:00:070001:163, местоположение - Ненецкий автономный округ, земли Кооператива, разрешенное использование - для ведения северного оленеводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 916 263,0726 га.
Срок действия договора установлен по 18.09.2056.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Как указано в исковом заявлении, при принятии Администрацией вышеперечисленных постановлений фактически произведены действия по изъятию у истца части земельного участка на муниципальные нужды. При этом не соблюдены требования ГК РФ, норм федерального земельного законодательства, регулирующих процедуру, порядок, отношения по изъятию, находящихся в аренде земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения традиционной деятельности (выпаса оленей) малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а также норм законодательства, регулирующих условия внесения изменений в договор аренды земельного участка.
По расчету истца, в результате таких действий Администрации ему причинены убытки в размере 222 604 руб. 67 коп., а в результате действий Предприятия - убытки в размере 6 920 933 руб.
Считая, что данные убытки должны быть возмещены ответчиками, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву и по размеру, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.
Согласно статье 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме подлежат убытки, причиненные, в том числе и временным занятием земельных участков.
На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Поэтому истец при предъявлении требования о возмещении вреда должен обосновать совершение виновным лицом противоправных действий, которые повлекли возникновение вредных последствий, причинную связь между ними.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 164, 209 ГК РФ, статьей 26 ЗК РФ и статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации. При этом, в случае, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Как установил суд первой инстанции, государственная регистрация договора аренды земельного участка от 15.10.2007 N 08-16/129 истцом не осуществлена.
В связи с этим суд пришел к выводам о том, что в силу закона и в соответствии с пунктом 2.3 указанного договора, он не вступил в силу. Поэтому право аренды истца на указанный земельный участок не возникло. Поскольку истец не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163, площадью 916 831,4 га, он не является лицом, которое обладает правом постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, поскольку на основании его заявления о переоформлении такого права на право аренды постановлением Администрации от 18.09.2007 N 753п данное право прекращено.
В связи с этим истец не относится к кругу субъектов, имеющих право требовать возмещения убытков в соответствии со статьями 57, 62 ЗК РФ.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал противоправное поведение ответчика по формированию земельного участка и предоставлению его в аренду Предприятию.
Как установил суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 83:00:070001:6942, площадь 35,8215 га, которой образован из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163, площадью 916 831,4 га, правами каких-либо лиц (до 27.08.2012) не обременен, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.07.2012. Поэтому сам факт изъятия части земельного участка площадь 35,8215 га из земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:0163 площадью 916 831,4 га не установлен.
Из материалов дела видно, что Администрация осуществила процедуру выбора земельного участка, предусмотренную ЗК РФ, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Выбор земельного участка под строительство объекта: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" осуществлен, акт утвержден и предварительно согласован. Земельный участок сформирован и предоставлен в аренду. Сведений о принятии ответчиком правовых актов об изъятии земельного участка в деле не имеется.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, договор аренды от 15.10.2007 N 08-16/129 не вступил в законную силу. Площадь земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:163 до регистрации истцом права на него изменилась. Между истцом и ответчиком 30.05.2014 заключен договор аренды N 08-16/112 земельного участка с кадастровым номером 83:00:070001:163, площадью 916 263,0726 га, условия которого распространяются на отношения, возникшие с 18.09.2007. Данный договор зарегистрирован 04.07.2014. В связи с этим истец обладает правом аренды земельного участка площадью 916 263,0726 га.
Признавая исковые требования Кооператива недоказанными, в том числе, в части размера заявленных убытков, суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу заключения N 55/2014 по теме: "Заключение по исчислению размера убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" на территории проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Ненецкого автономного округа (общая площадь - 35,8215 га)", выполненного обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная компания "СеверПроект", представленного истцом. Проведение экспертизы по делу поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ФинТраст" Галахову И.В. Перед экспертом поставлены следующие вопросы. Подтвержден ли факт наличия убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", указанный в заключении от 27.10.2014 N 55/2014? Подтвержден ли факт правомерной хозяйственной деятельности и получения ежегодного дохода Кооператива в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" до момента начала такого строительства и эксплуатации? Достоверно ли определены недополученные доходы и убытки от хозяйственной деятельности Кооператива в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное"? Достоверно ли определены исходные данные для исчисления убытков в части наименования природных ресурсов, их наличия и возможности получения прибыли от их использования?
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела 01.04.2015 представлено заключение эксперта от 31.03.2015 N 5.
Согласно представленному заключению, факт наличия убытков, причиненных Кооперативу, в результате хозяйственной деятельности Предприятия в ходе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное", указанный в заключении от 27.10.2014 N 55/2014, не подтвердился. Ежегодный доход Кооператива от правомерной хозяйственной деятельности и самой такой деятельности в районе строительства и эксплуатации объектов: "ЛЭП 20 кВ город Нарьян-Мар - поселок Красное" до момента начала такого строительства и эксплуатации не установлен. Расчеты убытков имеют существенные ошибки. Наличествующие природные ресурсы определены неверно. Эксперт указал, что основываться на средних данных продуктивности с га, не учитывая физическую возможность сбора и использования таких ресурсов, недопустимо.
Суд первой инстанции оценил данное экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами, представленными сторонами в материалы дела.
Правовых оснований для удовлетворения иска суд не установил, в иске отказал.
Доводы подателя жалобы относительно наличия пороков в оформлении и содержании судебной экспертизы, отсутствия у эксперта полномочий на ее проведение, нарушение судом норм процессуального права, как при назначении экспертизы, так и не привлечении к участию в деле специалистов, оценщиков и экспертов, а также ссылка на отсутствие правовой необходимости в назначении судебной экспертизы по проверки представленного истцом заключения не принимаются во внимание апелляционной инстанцией.
В данном случае, поскольку истец в обоснование довода о возникновении убытков и их размера представил в суд соответствующее заключение в качестве доказательства, суд в порядке статьи 82 АПК РФ по ходатайству ответчика назначил по делу судебную экспертизу для решения вопросов, требующих специальных знаний.
Из материалов дела и заключения видно, что эксперту предоставлены материалы дела, планы расположения линии электропередач, дорог, озер, справки о ширине полос землеотвода автодороги, для строительства и эксплуатации ЛЭП, бухгалтерские документы, балансы, отчеты о прибылях и убытках, справки о средней численности работников и отчеты о заработной плате. В заключении приведены сведения об экспертной организации, эксперте, который является членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Ассоциация Российских Магистров Оценки". В заключении подробно описаны методики исследования, используемые материалы, источники, справочники, ФСО, примененные экспертом экономико-аналитические исследования.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что эксперт указывает в заключении правовые вопросы и приводит нормы права, не принимается во внимание, поскольку, исходя из содержания заключения видно, что исследование, оценка и выводы основаны на специальных познаниях, которые не относится к области права. В заключении приведены данные и анализ экономической деятельности Кооператива за период с 2010 года по 2013 год, возможность и реальность получения прибыли от использования природных ресурсов за тот же период, эффективность использования земельных участков в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности. При этом использованы документы, представленные, в том числе, истцом.
Возражения подателя жалобы по судебной экспертизе были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм Федеральных законов от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положений Федеральных стандартов оценки не установлено.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, истец не доказал заявленные требования ни по праву, ни по размеру.
Ссылка на судебную практику не принимается во внимание, так как в указанных в жалобе делах судами рассматривались иные обстоятельства.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июня 2015 года по делу N А05-10333/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Харп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)