Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2015 N 10АП-15895/2014 ПО ДЕЛУ N А41-53826/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. по делу N А41-53826/14


Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатов В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Серпуховнефтепродуктсервис": Малый И.Е. по доверенности от 27.08.2014,
от администрации Серпуховского муниципального района: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Серпуховнефтепродуктсервис" (ИНН 5077005836, ОГРН 1025007772404) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 года по делу N А41-53826/14, принятое судьей Ю.Г. Богатиной, по иску ООО "Серпуховнефтепродуктсервис" (ИНН 5077005836, ОГРН 1025007772404) к администрации Серпуховского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц: ООО "Трейд", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, об обязании исполнить обязательства по договору аренды от 21.04.2009 N 1193,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Серпуховнефтепродуктсервис" (далее - истец, общество, ООО "Серпуховнефтепродуктсервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Серпуховского муниципального района Московской области (далее - ответчик, администрация) об обязании исполнить обязательства по договору аренды от 21.04.2009 N 1193, а именно снять участок с кадастровым номером 50:32:0030225:5212 с кадастрового учета, восстановить на кадастровом учете земельный участок с характеристиками земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:566, площадью 4508 кв. м, расположенного в районе д. Новые Кузьменки, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование - для складирования стройматериалов, передав его в аренду истцу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между администрацией Серпуховского муниципального района (арендодатель) и ООО "Фамилия", правопреемником которого по данному договору является ООО "Серпуховнефтепродуктсервис", (арендатор) заключен договор аренды от 21.04.2009 N 1193 земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:566, площадью 4 508 кв. м, расположенного в районе д. Новые Кузьменки, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование - для складирования стройматериалов (т. 1, л.д. 8 - 12).
Согласно соглашению об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.02.1010 права арендатора перешли от ООО "Фамилия" к ООО "Серпуховнефтепродуктсервис".
Постановлением главы Серпуховского муниципального района от 15.03.2010 N 334 срок договора аренды данного земельного участка был продлен на 5 лет.
Дополнительным соглашением от 18.03.2010 N 1 к данному договору срок аренды был продлен до 20.03.2015.
Согласно делу правоустанавливающих документов и выписке из ЕГРП договор аренды земельного участка от 21.04.2009 N 1193, соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.02.2010, дополнительное соглашения от 18.03.2010 N 1 зарегистрированы в установленном законом порядке.
В период пользования земельным участком по указанному договору аренды земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030225:566 снят с кадастрового учета, что подтверждается уведомлением от 26.05.2014 N МО-14/ЗВ-790721.
Администрацией Серпуховского муниципального района был сформирован другой земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030225:5212, площадью 3416 кв. м, который частично накладывается на земельный участок ранее переданный истцу в аренду. Данный земельный участок предоставлен администрацией в аренду ООО "Трейд" по договору 29.04.2014 N 2024, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
ООО "Серпуховнефтепродуктсервис" обратилось в администрацию с заявлением от 14.07.2014 о восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:566, предоставленного в аренду по договору аренды земельного участка от 21.04.2009 N 1193, на что администрация ответила отказом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом избран ненадлежащий способ судебной защиты нарушенного права.
Обжалуя решение суда первой инстанции, истец указывает, что в рассматриваемом случае администрация после заключения договора аренды выступает не в качестве органа, осуществляющего публичные функции, а в качестве хозяйствующего субъекта, который заключил договор аренды. Ссылаясь на то, что спор возник не из административных и иных публичных правоотношений, а из исполнения договора аренды, считает, что заявление должно рассматриваться в порядке искового производства.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Статьей 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 2 указанной статьи полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по г. Москве с 05.09.2011 переименовано в ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Как усматривается из материалов дела и следует из письма администрации Серпуховского муниципального района от 22.07.2014 N 338/411, в период пользования ООО "СЕРПУХОВНЕФТЕПРОДУКТСЕРВИС" земельным участком с кадастровым номером 50:32:0030225:566 по указанному договору аренды данный земельный участок снят с кадастрового учета на основании заявления администрации.
В границах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:566 сформирован другой земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030225:5212 площадью 3416 кв. м, предоставленный администрацией в аренду ООО "Трейд" по договору 29.04.2014 N 2024.
Апелляционным судом установлено, что интерес общества направлен на устранение нарушения прав путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:32:0030225:566, предоставленном обществу на основании договора аренды от 21.04.2009 N 1193, при этом способ защиты своих прав сформулирован истцом как обязание администрацию снять участок с кадастровым номером 50:32:0030225:5212 с кадастрового учета.
Вместе с тем учитывая изложенные нормы, администрация не может быть признана уполномоченным органом, осуществляющим функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
При этом доказательств оспаривания решений и действий (бездействия) органов осуществляющих кадастровый учет истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая, что администрация не вправе осуществлять полномочия органа кадастрового учета, удовлетворение требования истца не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов общества.
Таким образом, оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 года по делу N А41-53826/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)