Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Липкинд Е.Я., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Романова О.В., доверенность от 20 марта 2013 г., Уточкина С.В., доверенность от 05 ноября 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛДИС", г. Тольятти, Самарская обл.,
к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
администрация городского округа Самара, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛДИС" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований принятых судом первой инстанции, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик, государственный орган) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, выраженного в письме N 6384 от 07.09.2012 г., о возложении на ответчика обязанности принять решение о приватизации в срок, не превышающий месяц, с даты вступления в силу решения суда, и заключить с ООО "АЛДИС" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524 расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Спортивная, д. 11, площадью 20 718 кв. м по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником объектов недвижимости: автосалон (здание литера А), площадью 2 105, 40 кв. м, нежилое здание лакокрасочный участок (литера А 3), площадью 1 218, 40 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Спортивная, д. 11, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2010 серии 63-АД N 485274, 16.09.2010 серии 63-АЕ N 159650.
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 20 718 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101178:524.
Общество обратилось к ответчику с заявлением от 23.03.2012 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524, с приложением всех необходимых документов, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
20.06.2012 г. ответчиком заявление и приложенный пакет документов был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ.
Письмом от 07.09.2012 г. N 6384 ответчик отказало Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на письмо Федерального агентства от 20.08.2012 г. N ПП-10/33760, с указанием на то, что согласно акту внеплановой проверки фактического использования земельного участка от 16.06.2012 г. N 49/63-2012 на испрашиваемом земельном участке расположено здание автомойки, используемое заявителем, при этом сведения о зарегистрированных правах на данное здание отсутствуют. В представленных документах отсутствуют материалы, подтверждающие наличие разрешения собственника земельного участка на строительство зданий, строений и сооружений на данном земельном участке.
Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены площадки с асфальтовым (бетонным) покрытием, при этом данные сооружения имеют признаки, позволяющие отнести их к объектам недвижимости, подлежащим кадастровому учету.
В соответствии с частью 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исходя из положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Довод ответчика о том, что объект - нежилое здание (здание автомойки), расположенный на испрашиваемом земельном участке, отвечает признакам недвижимого имущества противоречит действующему законодательству РФ и опровергается актом технической инвентаризации, проведенной 05.12.2012 г. МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор". Техническим заключением по результатам обследования, выполненного ООО "Капитальный проект" 03.12.2012 г., установлено, что здание не имеет фундаментов, каркас-профильные стальные трубы, стены профлист по металлическому каркасу с утеплителем, кровельное покрытие рулонно - битумное, смонтировано по утеплителю, профлист. Сооружение является вспомогательным для основного здания автосалона, является объектом не капитального строительства, относится к объектам временного назначения, не подлежит постановке на технический, кадастровый учет и регистрации.
Довод ответчика о том, что объект - асфальтовое покрытие, расположенный на испрашиваемом земельном участке, отвечает признакам недвижимого имущества противоречит действующему законодательству РФ и опровергается актом технической инвентаризации, проведенной 05.12.2012 г. МП г.о. Тольятти Инвентаризатор". Техническим заключением по результатам обследования, выполненного ООО "Капитальный проект" 03.12.2012 г., асфальтовое покрытие перед зданием г. Тольятти ул. Спортивная 11 относится к внутриквартальной дороге, не является основным дорожным полотном для проезда автомобилей. Выполнено из асфальта по выравнивающему слою из щебня толщиной 5 см, фракции 10-20. В асфальтовом покрытии отсутствует основной несущий слой, что снижает его долговечность, в связи с этим, срок службы составляет менее пяти лет, в связи с чем, асфальтовое покрытие около здания относится к временным сооружениям.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.08.2007 г. N АМ/1146 в случае, если объект является объектом - недвижимого имущества, то на него изготавливается технический паспорт. В случае, если объект не является объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации технического учета.
На основании анализа указанных положений следует вывод о том, что все объекты, которые не являются объектами капитального строительства, не описываются в технических паспортах, а на объекты, являющимися объектами капитального строительства (имеющие признаки недвижимого имущества) уполномоченный орган технического учета изготавливает технические паспорта, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 г. по делу N А06-4829/2008.
В силу изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств отнесения выше названных объектов к объектам недвижимости.
Доводы ответчика, о том, что оно не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества, и осуществляет указанные полномочия по конкретному поручению Федерального агентства являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278. В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 года территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается теруправление, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений. Более того, подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности.
Любой собственник недвижимого имущества, выбывшего из государственной собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке, являющемся предметом настоящего спора, расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности.
Здание хозблока расположенное г. Тольятти, ул. Спортивная, 11 закрепленное на балансе государственного объединения "АвтоВАЗ" было передано в уставной капитал созданного АО "АвтоВАЗстрой" по акту приема-передачи по балансу на 01.04.1992 г.
На момент передачи в АО "АвтоВАЗстрой" хозблок находился в государственной собственности.
15.12.1995 г. на основании акта о передаче имущества хозблок был передан в уставной капитал ЗАО ПКП "Алдис-Лада".
Впоследствии, хозблок был реконструирован в здание автосалона и 10.10.2000 г., был принят в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта.
09.12.2000 г. на основании Постановления заместителя мэра г. Тольятти N 3533-6/12-00 акт приемки был зарегистрирован.
30.08.2006 г. на основании договора купли продажи здания автосалона право собственности перешло от ЗАО ПКП "Алдис-Лада" к ООО ПКП "АЛДИС". 14.11.2008 г. на основании договора купли продажи здания автосалона право собственности перешло от ООО ПКП "АЛДИС" к ООО "Авто-Моторс-Сервис".
13.10.2009 г. было принято решение о переименовании ООО "Авто-Моторс-Сервис" в ООО "АЛДИС", которое было зарегистрировано МРИ ФНС N 2 по Самарской области 21.10.2009 г.
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что документы, подтверждающие право ООО "АЛДИС" на применение льготной цены, были приложены к заявлениям направленным в адрес руководителя ТУ Росимущества в Самарской области (заявление вх. N 24/134 от 23.03.2012 г.).
В соответствии с письмом Министерства Экономического развития РФ N ОГ-Д23-2502 и N Д23-5188 от 16.12.2011 г. лица, подавшие заявление о приобретение земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеет право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, при этом выкуп земельного участка должен осуществляться по льготной цене 2.5% кадастровой стоимости земельного участка.
Судом выполнено указание Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенное в Постановлении от 31.07.2013 г. по настоящему делу о проверке соразмерности площади испрашиваемого к приватизации земельного участка, исходя из положений п. 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявителем в обоснование размера испрашиваемой площади представлено суду градостроительное обоснование и заключение на соответствие градостроительным нормам и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти.
Из градостроительного обоснования следует, что испрашиваемая площадь необходима для эксплуатации капитальных объектов - автосалона и лакокрасочного цеха, сооружения, технологически обеспечивающих ведение деятельности.
В подтверждение законности обстоятельств, установленных в градостроительном обосновании, заявителем представлено заключение Департамента градостроительной деятельности Мэрии городского округа Тольятти от 07.11.2013 N 1223/5.1 на соответствие градостроительным нормам и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, размера земельного участка, испрашиваемого заявителем.
Из заключения следует, что земельный участок, рас положенный по адресу: г. Тольятти, ул. Спортивная,11 (территориальная зона Т-2) в границах, утвержденных Постановлением мэра г.о. Тольятти N 1603-1/п от 04.07.2008, площадью 20 718 кв. м имеет параметры, соответствующие как Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным Решением Тольяттинской Думы N 504 от 10.07.2002 г. действовавшим на момент разработки границ земельного участка, так и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти N 1236 от 19.06.2013 г., действующим в настоящее время. Размер земельного участка определен в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного Кодекса Российской Федерации и участок необходим для осуществления производственной деятельности в принадлежащих заявителю на праве собственности объектов и вспомогательных сооружениях.
Доводы ответчика, изложенные в дополнительных пояснениях N 12403 от 25.10.2013 г. не подтверждены материалами дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод, о том, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя и прилегающая к ним территория, составляют единый, неотъемлемый технологический комплекс. Размер земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением объектов.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права и интересы заявителя, препятствует реализации права приобретения в собственность испрашиваемого земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Е.Я.ЛИПКИНД
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-33446/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N А55-33446/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Липкинд Е.Я., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Романова О.В., доверенность от 20 марта 2013 г., Уточкина С.В., доверенность от 05 ноября 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛДИС", г. Тольятти, Самарская обл.,
к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
администрация городского округа Самара, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛДИС" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований принятых судом первой инстанции, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик, государственный орган) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, выраженного в письме N 6384 от 07.09.2012 г., о возложении на ответчика обязанности принять решение о приватизации в срок, не превышающий месяц, с даты вступления в силу решения суда, и заключить с ООО "АЛДИС" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524 расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Спортивная, д. 11, площадью 20 718 кв. м по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником объектов недвижимости: автосалон (здание литера А), площадью 2 105, 40 кв. м, нежилое здание лакокрасочный участок (литера А 3), площадью 1 218, 40 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Спортивная, д. 11, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2010 серии 63-АД N 485274, 16.09.2010 серии 63-АЕ N 159650.
Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 20 718 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101178:524.
Общество обратилось к ответчику с заявлением от 23.03.2012 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101178:524, с приложением всех необходимых документов, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
20.06.2012 г. ответчиком заявление и приложенный пакет документов был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ.
Письмом от 07.09.2012 г. N 6384 ответчик отказало Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на письмо Федерального агентства от 20.08.2012 г. N ПП-10/33760, с указанием на то, что согласно акту внеплановой проверки фактического использования земельного участка от 16.06.2012 г. N 49/63-2012 на испрашиваемом земельном участке расположено здание автомойки, используемое заявителем, при этом сведения о зарегистрированных правах на данное здание отсутствуют. В представленных документах отсутствуют материалы, подтверждающие наличие разрешения собственника земельного участка на строительство зданий, строений и сооружений на данном земельном участке.
Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены площадки с асфальтовым (бетонным) покрытием, при этом данные сооружения имеют признаки, позволяющие отнести их к объектам недвижимости, подлежащим кадастровому учету.
В соответствии с частью 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исходя из положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Довод ответчика о том, что объект - нежилое здание (здание автомойки), расположенный на испрашиваемом земельном участке, отвечает признакам недвижимого имущества противоречит действующему законодательству РФ и опровергается актом технической инвентаризации, проведенной 05.12.2012 г. МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор". Техническим заключением по результатам обследования, выполненного ООО "Капитальный проект" 03.12.2012 г., установлено, что здание не имеет фундаментов, каркас-профильные стальные трубы, стены профлист по металлическому каркасу с утеплителем, кровельное покрытие рулонно - битумное, смонтировано по утеплителю, профлист. Сооружение является вспомогательным для основного здания автосалона, является объектом не капитального строительства, относится к объектам временного назначения, не подлежит постановке на технический, кадастровый учет и регистрации.
Довод ответчика о том, что объект - асфальтовое покрытие, расположенный на испрашиваемом земельном участке, отвечает признакам недвижимого имущества противоречит действующему законодательству РФ и опровергается актом технической инвентаризации, проведенной 05.12.2012 г. МП г.о. Тольятти Инвентаризатор". Техническим заключением по результатам обследования, выполненного ООО "Капитальный проект" 03.12.2012 г., асфальтовое покрытие перед зданием г. Тольятти ул. Спортивная 11 относится к внутриквартальной дороге, не является основным дорожным полотном для проезда автомобилей. Выполнено из асфальта по выравнивающему слою из щебня толщиной 5 см, фракции 10-20. В асфальтовом покрытии отсутствует основной несущий слой, что снижает его долговечность, в связи с этим, срок службы составляет менее пяти лет, в связи с чем, асфальтовое покрытие около здания относится к временным сооружениям.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.08.2007 г. N АМ/1146 в случае, если объект является объектом - недвижимого имущества, то на него изготавливается технический паспорт. В случае, если объект не является объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации технического учета.
На основании анализа указанных положений следует вывод о том, что все объекты, которые не являются объектами капитального строительства, не описываются в технических паспортах, а на объекты, являющимися объектами капитального строительства (имеющие признаки недвижимого имущества) уполномоченный орган технического учета изготавливает технические паспорта, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 г. по делу N А06-4829/2008.
В силу изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств отнесения выше названных объектов к объектам недвижимости.
Доводы ответчика, о том, что оно не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества, и осуществляет указанные полномочия по конкретному поручению Федерального агентства являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278. В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 года территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается теруправление, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений. Более того, подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности.
Любой собственник недвижимого имущества, выбывшего из государственной собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке, являющемся предметом настоящего спора, расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности.
Здание хозблока расположенное г. Тольятти, ул. Спортивная, 11 закрепленное на балансе государственного объединения "АвтоВАЗ" было передано в уставной капитал созданного АО "АвтоВАЗстрой" по акту приема-передачи по балансу на 01.04.1992 г.
На момент передачи в АО "АвтоВАЗстрой" хозблок находился в государственной собственности.
15.12.1995 г. на основании акта о передаче имущества хозблок был передан в уставной капитал ЗАО ПКП "Алдис-Лада".
Впоследствии, хозблок был реконструирован в здание автосалона и 10.10.2000 г., был принят в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта.
09.12.2000 г. на основании Постановления заместителя мэра г. Тольятти N 3533-6/12-00 акт приемки был зарегистрирован.
30.08.2006 г. на основании договора купли продажи здания автосалона право собственности перешло от ЗАО ПКП "Алдис-Лада" к ООО ПКП "АЛДИС". 14.11.2008 г. на основании договора купли продажи здания автосалона право собственности перешло от ООО ПКП "АЛДИС" к ООО "Авто-Моторс-Сервис".
13.10.2009 г. было принято решение о переименовании ООО "Авто-Моторс-Сервис" в ООО "АЛДИС", которое было зарегистрировано МРИ ФНС N 2 по Самарской области 21.10.2009 г.
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что документы, подтверждающие право ООО "АЛДИС" на применение льготной цены, были приложены к заявлениям направленным в адрес руководителя ТУ Росимущества в Самарской области (заявление вх. N 24/134 от 23.03.2012 г.).
В соответствии с письмом Министерства Экономического развития РФ N ОГ-Д23-2502 и N Д23-5188 от 16.12.2011 г. лица, подавшие заявление о приобретение земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеет право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, при этом выкуп земельного участка должен осуществляться по льготной цене 2.5% кадастровой стоимости земельного участка.
Судом выполнено указание Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенное в Постановлении от 31.07.2013 г. по настоящему делу о проверке соразмерности площади испрашиваемого к приватизации земельного участка, исходя из положений п. 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявителем в обоснование размера испрашиваемой площади представлено суду градостроительное обоснование и заключение на соответствие градостроительным нормам и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти.
Из градостроительного обоснования следует, что испрашиваемая площадь необходима для эксплуатации капитальных объектов - автосалона и лакокрасочного цеха, сооружения, технологически обеспечивающих ведение деятельности.
В подтверждение законности обстоятельств, установленных в градостроительном обосновании, заявителем представлено заключение Департамента градостроительной деятельности Мэрии городского округа Тольятти от 07.11.2013 N 1223/5.1 на соответствие градостроительным нормам и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, размера земельного участка, испрашиваемого заявителем.
Из заключения следует, что земельный участок, рас положенный по адресу: г. Тольятти, ул. Спортивная,11 (территориальная зона Т-2) в границах, утвержденных Постановлением мэра г.о. Тольятти N 1603-1/п от 04.07.2008, площадью 20 718 кв. м имеет параметры, соответствующие как Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным Решением Тольяттинской Думы N 504 от 10.07.2002 г. действовавшим на момент разработки границ земельного участка, так и Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти N 1236 от 19.06.2013 г., действующим в настоящее время. Размер земельного участка определен в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного Кодекса Российской Федерации и участок необходим для осуществления производственной деятельности в принадлежащих заявителю на праве собственности объектов и вспомогательных сооружениях.
Доводы ответчика, изложенные в дополнительных пояснениях N 12403 от 25.10.2013 г. не подтверждены материалами дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод, о том, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя и прилегающая к ним территория, составляют единый, неотъемлемый технологический комплекс. Размер земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением объектов.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права и интересы заявителя, препятствует реализации права приобретения в собственность испрашиваемого земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2013 г. по делу N А55-33446/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Е.Я.ЛИПКИНД
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)