Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-14441/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N А41-14441/14


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Ильхананова М.И.: Ильхананов М.И., лично (паспорт);
- от Администрации Истринского муниципального района Московской области: Крук Е.А., по доверенности N 1992 от 17.10.2014;
- от Администрации сельского поселения Лучинское Истринского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
- от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2014 года по делу N А41-14441/14, принятое судьей Кузьминой О.А. по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Ильхананова М.И. к Администрации Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Администрация сельского поселения Лучинское Истринского муниципального района Московской области, ТУ ФАУГИ В МО, Управление Росреестра по Московской области, Федеральное агентство по управлению имуществом Российской Федерации о признании незаконным решения.

установил:

ИП Ильхананов М.И. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившийся в уклонении утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, оформленного в виде письма от 09.12.2013 г. N 11068.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области, утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории из земельных участков с кадастровыми номерами:
- N 50:08:0040102:45 площадью 392853 кв. м (согласно схеме);
- К N 50:08:0040127:99 площадью 25272 кв. м (согласно схеме);
- К N 50:08:0040127:97 площадью 25182 кв. м (согласно схеме);
- в порядке, предусмотренном ст. 13 Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области выдать в двух экземплярах заверенные правоустанавливающие документы на земельные участки, с кадастровыми номерами: 50:08:0040102:45; 50:08:0040127:99; 50:08:0040127:97, необходимые с целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2014 года по делу N А41-14441/14 требования ИП Ильхананова М.И. удовлетворены в части. Суд решил: 1. Признать незаконным отказ Администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившиеся в уклонении в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выраженный в письме N 11068 от 09.12.2013 г.
2. Обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории из земельного участка с кадастровыми номерами:
- - 50:08:0040102:45 площадью 392853 кв. м (согласно схеме);
- - 50:08:0040127:99 площадью 25272 кв. м (согласно схеме);
- - 50:08:0040127:97 площадью 25182 кв. м (согласно схеме), в порядке, предусмотренном ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Истринского муниципального района Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Заявитель и заинтересованное лицо направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Глава КФХ Ильхананов М.И. письмом от 26.10.2013 обратился в Администрацию Истринского муниципального района Московской области, с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте ответствующей территории, необходимую для обращения в Росимущество для предоставления испрашиваемых участков из земель федеральной собственности, в аренду сроком на 49 лет.
Письмом N 11068 от 09.12.2013 Администрация пояснила заявителю, что процедура выбора земельного участка с подготовкой схемы расположения на кадастровом плане территории, предусмотренная ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", производится для формирования земельного участка в случае нового предоставления. Испрашиваемые земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет и находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, в данном письме Администрация просила заявителя представить правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99.
Однако согласно нормам действующего законодательства результатом рассмотрения указанного обращения должен быть отказ в утверждении представленной схемы с обоснованием такого отказа, либо утверждение схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
Полагая, что обращение не было рассмотрено в установленном законом порядке, не согласившись с ответом Администрации, ИП Ильхананов М.И. обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно кадастровой выписке от 27.01.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040102:45 имеет площадь 393 700 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения и иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; местоположение: установлено в границах ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, дата внесения номера в ГКН 12.01.2006, сведения о правах отсутствуют.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Московской области N 08/026/2014-228 от 08.05.2014 г. сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040102:45 отсутствуют.
Согласно кадастровой выписке от 15.03.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:97 имеет площадь 75 815,83 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения и иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; местоположение: установлено в границах ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/пос. Лучинское, дата внесения номера в ГКН 12.01.2006, сведения о правах отсутствуют.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Московской области N 08/026/2014-230 от 08.05.2014 сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:97 отсутствуют.
Согласно кадастровой выписке от 15.03.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:99 имеет площадь 77 009,78 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения и иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; местоположение: установлено в границах ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/пос. Ивановское, дата внесения номера в ГКН 12.01.2006 г., сведения о правах отсутствуют.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Московской области N 08/026/2014-2229 от 08.05.2014 г. сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040127:99 отсутствуют.
В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99 находятся в собственности Российской Федерации. Указанное обстоятельство установлено в рамках рассмотрения дела N А41-60939/13, вступившего в законную силу 08.04.2014.
В ходе судебного разбирательства ИП Ихьхананов М.И. пояснил, что имеет намерение взять в аренду земельные участки для ведения крестьянско-фермерского хозяйства сроком на 49 лет, однако указанные выше земельные участки имеют слишком большую площадь.
В связи с указанными обстоятельствами по заказу заявителя были проведены кадастровые работы и разработаны схемы меньших по площади земельных участков, необходимых ИП Ильхананову М.И. для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, из первоначальных земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99.
ФАУГИ направило заявителю ответ N ПП-10/7836ги от 26.02.2014 г. на его обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка, в котором указало, что согласно ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, вне зависимости от формы публичной собственности земельного участка, вопрос утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка обеспечивают органы местного самоуправления.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства детализированы в ст. 11, 12 главы 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 3 статьи 11 указанного Закона Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. При этом для принятия решения об образовании земельных участков необходимо наличие кадастрового паспорта образуемых земельных участков.
Таким образом, принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Испрашиваемые земельные участки, необходимые для реализации права аренды заявителем, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99, сформированными и поставленными на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Земельные участки, необходимые заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не сформированы.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Из анализа указанных норм права следует, что межевой план, который необходим для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Учитывая содержание названных норм, а также то обстоятельство, что земельные участки, которые заявитель имеет намерение арендовать у Российской Федерации для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, не сформированы в установленном законом порядке, не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения участков.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что преобразуемые земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99 поставлены на кадастровый учет и находятся в ведении Российской Федерации.
При таком положении намерения предпринимателя фактически направлены на раздел земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99, которые находятся в собственности другого лица.
Между тем, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу было установлено, что 20.02.2014 Росимуществом ИП Ильхананову М.И. была выдана доверенность N ПП-10/6662 на представление интересов РФ в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по вопросам государственной регистрации прав РФ на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99.
Каких-либо возражений от собственника земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99 (Российской Федерации) относительно утверждения схемы, предстоящего раздела указанных участков и последующей передачи в аренду ИП Ильхананову М.И. испрашиваемых (образуемых) земельных участков, в материалах дела не имеется.
Исходя из изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ Администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившиеся в уклонении в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выраженный в письме N 11068 от 09.12.2013 г. нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2014 года по делу N А41-14441/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)