Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича - Поляков О.Н., паспорт;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-26711/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, (ОГРНИП 304631235800060), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа N 12-1/2482/11-а от 27.08.2013 и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - ИП Поляков О.Н., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее -заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2482/11-а от 27.08.2013 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, под установку временного торгового киоска "Яйцо" и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Полякова О.Н. путем принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006 под установку временного торгового киоска "Яйцо" в аренду в соответствии с действующим законодательством на момент обращения Полякова О.Н. в Министерство имущественных отношений 06.09.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Указанная Схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Вместе с тем размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме не предусмотрено.
Податель жалобы ссылается на то, что в настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером - 63:01:0714003:1006 исключены из государственного кадастра недвижимости, а, следовательно, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских и земельных правоотношений в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы также указывает, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только на общих основаниях (путем проведения торгов) в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
06.09.2011 ИП Поляков О.Н. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006 (л.д. 9).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы: выписка из ЕГРИП N 467 от 31.08.2011; кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/11-120573 от 24.06.2011; копия паспорта заявителя; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от 02.09.2011; Распоряжение N РД-840 от 27.09.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под установку временного торгового киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией"; сведения из Управления Роснедвижимости по Самарской области от 17.08.2011; копия решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-34747/2009.
Указанное заявление Министерством в установленные сроки, рассмотрено не было. Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2012 по делу N А55-21761/2011 признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области. Арбитражный суд обязал Министерство рассмотреть заявление ИП Полякова О.Н. N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка по существу (л.д. 21-23).
05.09.2012 Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев указанное заявление, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что в результате осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка (акт осмотра земельного участка N 1743 от 10.08.2012) Министерством выявлено, что на данном земельном участке установлен временный киоск. Таким образом, по мнению Министерства, испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует фактическому использованию данного земельного участка.
Посчитав указанное решение незаконным, ИП Поляков О.Н. обратился в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-33197/2012 решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2482/11-а от 05.09.2012 об отказе предпринимателю Полякову О.Н. в предоставлении земельного участка расположенного в районе дома N 135 по ул. Стара - Загора Промышленного района г. Самара Самарской области, площадью 10,00 кв. м в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признано незаконным, суд обязал Министерство имущественных отношений по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-33197/2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Полякова О.Н. в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года и ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Указанное решение суда оставлено без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2013.
27.08.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев заявление N 12-1/2482/11-а, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов (л.д. 6-7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом первой инстанции правильно учтено, что на испрашиваемый земельный участок заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34747/2009 от Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение N РД-840 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях улицы Стара-Загора по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента (л.д. 15). Согласно указанному распоряжению земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц его формированием не затрагиваются.
Судом правомерно указано на то, что на момент спорных правоотношений Министерство обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Как следует из кадастрового паспорта от 24.06.2011 спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 площадью 10,00 кв. м поставлен на кадастровый учет 24.06.2011 (л.д. 10-12).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94 -ГД "О земле", юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Как указано выше, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд правомерно посчитал необоснованным довод министерства о том, что так как размещение нестационарного объекта предпринимателя на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377, предоставление земельного участка невозможно.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Судом обоснованно учтено, что заявитель задолго, до утверждения схемы, обратился с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта. Заявителю утверждена схема расположения временного объекта. Следовательно, по смыслу вышеназванной нормы, факт наличия, либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что в настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером - 63:01:0714003:1006 исключены из государственного кадастра недвижимости, а, следовательно, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских и земельных правоотношений в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом в связи с тем, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду было подано ИП Поляковым О.Н. в Министерство еще 06.09.2011 года, именно в результате незаконного бездействия Министерства по рассмотрению этого заявления, а в дальнейшем, в результате незаконного отказа 5.09.2012 г. в предоставлении участка, что установлено вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда, прошел двухгодичный срок со дня постановки земельного участка на кадастровый учет, установленный п. 4 ст. 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-26711/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-26711/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А55-26711/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича - Поляков О.Н., паспорт;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-26711/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, (ОГРНИП 304631235800060), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа N 12-1/2482/11-а от 27.08.2013 и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - ИП Поляков О.Н., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее -заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2482/11-а от 27.08.2013 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, под установку временного торгового киоска "Яйцо" и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Полякова О.Н. путем принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006 под установку временного торгового киоска "Яйцо" в аренду в соответствии с действующим законодательством на момент обращения Полякова О.Н. в Министерство имущественных отношений 06.09.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Указанная Схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Вместе с тем размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме не предусмотрено.
Податель жалобы ссылается на то, что в настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером - 63:01:0714003:1006 исключены из государственного кадастра недвижимости, а, следовательно, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских и земельных правоотношений в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы также указывает, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только на общих основаниях (путем проведения торгов) в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
06.09.2011 ИП Поляков О.Н. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006 (л.д. 9).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы: выписка из ЕГРИП N 467 от 31.08.2011; кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/11-120573 от 24.06.2011; копия паспорта заявителя; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от 02.09.2011; Распоряжение N РД-840 от 27.09.2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под установку временного торгового киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией"; сведения из Управления Роснедвижимости по Самарской области от 17.08.2011; копия решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-34747/2009.
Указанное заявление Министерством в установленные сроки, рассмотрено не было. Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2012 по делу N А55-21761/2011 признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области. Арбитражный суд обязал Министерство рассмотреть заявление ИП Полякова О.Н. N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка по существу (л.д. 21-23).
05.09.2012 Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев указанное заявление, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что в результате осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка (акт осмотра земельного участка N 1743 от 10.08.2012) Министерством выявлено, что на данном земельном участке установлен временный киоск. Таким образом, по мнению Министерства, испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует фактическому использованию данного земельного участка.
Посчитав указанное решение незаконным, ИП Поляков О.Н. обратился в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-33197/2012 решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/2482/11-а от 05.09.2012 об отказе предпринимателю Полякову О.Н. в предоставлении земельного участка расположенного в районе дома N 135 по ул. Стара - Загора Промышленного района г. Самара Самарской области, площадью 10,00 кв. м в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признано незаконным, суд обязал Министерство имущественных отношений по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-33197/2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Полякова О.Н. в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года и ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Указанное решение суда оставлено без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2013.
27.08.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев заявление N 12-1/2482/11-а, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов (л.д. 6-7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом первой инстанции правильно учтено, что на испрашиваемый земельный участок заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34747/2009 от Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение N РД-840 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях улицы Стара-Загора по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 10,00 кв. м для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента (л.д. 15). Согласно указанному распоряжению земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц его формированием не затрагиваются.
Судом правомерно указано на то, что на момент спорных правоотношений Министерство обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Как следует из кадастрового паспорта от 24.06.2011 спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 площадью 10,00 кв. м поставлен на кадастровый учет 24.06.2011 (л.д. 10-12).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94 -ГД "О земле", юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Как указано выше, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд правомерно посчитал необоснованным довод министерства о том, что так как размещение нестационарного объекта предпринимателя на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377, предоставление земельного участка невозможно.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Судом обоснованно учтено, что заявитель задолго, до утверждения схемы, обратился с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта. Заявителю утверждена схема расположения временного объекта. Следовательно, по смыслу вышеназванной нормы, факт наличия, либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что в настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером - 63:01:0714003:1006 исключены из государственного кадастра недвижимости, а, следовательно, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских и земельных правоотношений в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом в связи с тем, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду было подано ИП Поляковым О.Н. в Министерство еще 06.09.2011 года, именно в результате незаконного бездействия Министерства по рассмотрению этого заявления, а в дальнейшем, в результате незаконного отказа 5.09.2012 г. в предоставлении участка, что установлено вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда, прошел двухгодичный срок со дня постановки земельного участка на кадастровый учет, установленный п. 4 ст. 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-26711/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)