Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А09-9229/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А09-9229/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от Правительства Брянской области - Тихоновой Е.В. (доверенность от 31.12.2013 N 1-8982и), от Министерства экономического развития Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Филилеева Ф.В. (доверенность от 18.03.2014 N 213-48/2986), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2014 по делу N А09-9229/2013 (судья Матвеева Н.И.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) о понуждении изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости и государственный реестр объектов недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п.Суземка, ул. Брянская, 8, исходя из ее рыночной стоимости размере 1 144 000 руб.
Определением суда от 19 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области, муниципальное образование "Суземский район" в лице администрации Суземского района, п. Суземка Суземского района Брянской области.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п. Суземка, ул. Брянская, 8, исходя из его рыночной стоимости 1 144 000 руб., ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. В судебном заседании 11 февраля 2014 года истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п.Суземка, ул. Брянская, 8, исходя из его рыночной стоимости 1 144 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Определениями суда от 19 декабря 2013 года и 11 февраля 2014 года ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Правительство Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что обществом в материалы дела представлены отчеты, выполненные ООО "Деловой союз - оценка" об определении рыночной стоимости земельных участков, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков существенно (более чем на 30%) превышает их рыночную стоимость. Отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка представленным отчетам на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков. В связи с этим полагает, что суду следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчетов. В отсутствие судебной экспертизы выводы суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании отчетов, по мнению заявителя, нельзя признать обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровому плану земельного участка от 13.01.2004 N 24103.1-452 (т. 1, л.д. 40-43) земельный участок площадью 6 220 кв. м, кадастровый номер 32:24:56-18-03:0002, местоположение: Брянская область, Суземский район, пгт. Суземка, ул. Брянская, д. 8, относится к землям поселений, разрешенное использование: для промышленных нужд.
В целях эксплуатации принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости - производственно-лабораторного корпуса и гаража-склада (свидетельства о государственной регистрации права, выданные 08.12.2006 и 19.01.2007 (т. 1, л.д. 44, 45)) между истцом и администрацией Суземского района заключен договор от 30.01.2004 N 300104008 аренды земельного участка (т. 1, л.д. 37-39).
Согласно договору от 30.01.2004 N 300104008 аренды земельного участка, заключенному между администрацией Суземского района (арендодателем) и обществом "Энергия" (арендатор), земельный участок площадью 6 220 кв. м, из земель поселений, с кадастровым номером 32:24:56-18-03:0002, находящийся по адресу: Брянская область, п.Суземка, ул. Брянская, 8, предоставлен арендодателю в аренду на срок с 30.01.2004 по 30.01.2053 для использования в производственных целях в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Договор аренды в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию, не расторгнут и действует в настоящее время.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет (приложение 1); обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков Брянской области (приложение 2) (т. 1, л.д. 48). Согласно отчету N 22-22К/10-32 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Брянской области, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Эксперт" по состоянию на 01.01.2010, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2 площадью 6 220 кв. м составляет 8 874 820 руб. 40 коп., (т. 1, л.д. 49-55).
Письмом от 27.05.2013 N 1388 (т. 1, л.д. 46) администрация Суземского района уведомила ООО "Энергия" об изменении арендной платы за арендуемый земельный участок в связи с принятием Суземским районным Советом народных депутатов решения от 18.04.2013 N 4-297 "Об утверждении положения о порядке расчета арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Суземского района", которым установлены базовые ставки арендной платы на основании кадастровой стоимости. Одновременно администрация направила расчет арендной платы, согласно которому годовая арендная плата на 2013 год составила 266 245 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости участка - 1 426,82 руб. /м2 (т. 1, л.д. 47). То есть кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка площадью 6 220 кв. м составляет 8 874 820 руб. 40 коп.
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка истец обратился в общество с ограниченной ответственностью "Деловой союз - оценка" об определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету от 10.06.2013 N 86/13 ретроспективной оценки рыночной стоимости земельного участка общей площадью 6 220 кв. м с кадастровым номером 32:24:56-18-03:0002, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, пгт. Суземка, ул. Брянская, д. 8, выполненному по заказу ООО "Энергия" оценщиками общества с ограниченной ответственностью "Деловой союз - оценка", на дату определения оценки 01.01.2010 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 1 144 000 руб. (т. 1, л.д. 62-95).
Истец, ссылаясь на результаты отчета N 86/13, полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости в сторону завышения, считая, что тем самым нарушены его права, обратился в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровую стоимость спорного земельного участка, равную его рыночной стоимости, необходимо определять по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному истцом отчету N 86/13, выполненному обществом "Деловой союз - оценка", по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 6 220 кв. м с кадастровым номером 32:24:56-18-03:0002, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, пгт. Суземка, ул. Брянская, д. 8, составляет 1 144 000 руб. Отчет составлен директором общества "Деловой союз - оценка" Галкиным М.Б., являющимся членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Кадастровая стоимость земельных участков определялась на 01.01.2010. Следовательно, на эту же дату должна определяться и рыночная стоимость.
Принимая во внимание значительную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, по ходатайству Правительства Брянской области для определения названной стоимости определением апелляционного суда от 11.06.2014 (т. 3, л.д. 33) была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с экспертным заключением 02.07.2014 (т. 3, л.д. 41) рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п. Суземка, ул. Брянская, д. 8, по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 320 000 руб.
Оценив экспертное заключение от 02.07.2014 (т. 3, л.д. 41-54), суд апелляционной инстанции признает его соответствующим требованиям статей 64, 67, 68, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Каких-либо противоречий заключение не содержит, соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сомнений в его достоверности и противоречия в выводах не имеется. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что подтверждается его собственноручной подпиской.
В соответствии со статьей 7 Закона N 73-ФЗ, который распространяет свое действие и на лиц, осуществляющих производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений (статья 41), эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, что соответственно предполагает независимость в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для выяснения поставленных вопросов и решения экспертных задач.
Принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений (часть 2 статьи 7 Закона N 73-ФЗ) предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования, которые должны основываться на требованиях законодательства.
Из экспертного заключения следует, что экспертом применены предусмотренные законодательством об оценке методы и дано обоснование. Исследовательская часть экспертного заключения является полной и мотивированной. Неполноты и неясности заключение эксперта не содержит.
Оценка методики исследования, способов и приемов, примененных экспертом, не является предметом судебного рассмотрения, поскольку определяется лицом, проводящим исследование и обладающим специальными познаниями для этого. Доводов о незаконности применения экспертом определенной методики исследования не заявлено.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, реализация права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости, возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении от 02.07.2014, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2014 по делу N А09-9229/2013 изменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Энергия" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:24:561803:2, расположенного по адресу: Брянская область, Суземский район, п. Суземка, ул. Брянская, д. 8, равной его рыночной стоимости в размере 1 320 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)