Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка меньше его кадастровой стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.
судей Александрова В.Н., Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бут Н.М. и Бут И.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Бут Н.М. и Бут И.Д. на решение Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Бут Н.М. и Бут И.Д. обратились в Челябинский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства рынка строительных материалов, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <...> область, г. <...>, <...> р-н, на пересечении <...> тракта и ул. <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. определенной на дату проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2010 г.
Решением Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Бут Н.М. и Бут И.Д. просят отменить указанный судебный акт, полагая, что представили в суд надлежащие доказательства в обоснование своего требования, а именно отчет об оценке и экспертное заключение.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Бут Н.М. и Бут И.Д., Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Правительство Челябинской области, ООО "Союзагрокомплект-1" в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, гражданам Буту И.Д. и Бут Н.М. на основании договора долгосрочной аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора от 8 апреля 2013 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. <...>, <...> район, на пересечении <...> тракта и улицы <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - "для эксплуатации нежилых зданий (трансформаторная подстанция рынка строительных материалов, газовая котельная, административное здание рынка строительных материалов)".
Согласно кадастровой справке от 23 ноября 2014 г. и кадастровому паспорту земельного участка 8 ноября 2014 г. земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 9 февраля 2005 г. с разрешенным видом использования "для проектирования и строительства рынка строительных материалов", его кадастровая стоимость составляет <...> рублей. Земельный участок вошел в перечень земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Указанные граждане согласно статьям 5 и 22 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 г. N 257-З0 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов", как арендаторы земельного участка являются участниками земельных отношений плательщиками арендной платы, размер которой определяется как произведение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, ставки арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка. Следовательно, заявители имеют материально-правовые основания для предъявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от 12 декабря 2014 г. N 857/12-14, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки и сопровождения бизнеса", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере <...> рублей, что 2,3 раза меньше его кадастровой стоимости.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный оценочный департамент" от 25 декабря 2014 г. N 1198/Н-14 по результатам нормативно-методической экспертизы отчет признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что представленные заявителями в подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка отчет и экспертное заключение не подтверждают рыночной стоимости земельного участка в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2010 г., так как не соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Между тем, выводы суда, сделанные в результате анализа отчета оценщика, несостоятельны в силу следующего.
Суд указал на то, что имеющаяся в отчете информация о продаже объектов-аналогов не подтверждена. Между тем таблица 9.3 отчета содержит перечень предлагаемых в аренду объектов недвижимости в г. Челябинске. Источник информации газета "Тумба".
В таблице 10.3 отчета определен расчет рыночной стоимости 3-х земельных участков - объектов-аналогов, данные о которых содержатся в таблице 9.3.
Следовательно, источник информации об объектах-аналогах оценщиком определен.
В решении суда указано, что оценщик отказался от применения корректировок по элементам сравнения - на условия финансирования, на условия рынка, на доступные инженерные коммуникации.
Согласно подпункту "б" пункта 22 Федерального стандарта оценки N 1 оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения.
По указанным элементам сравнения характеристики объекта оценки и объектов-аналогов равноценны, в связи с чем корректировки не требуются.
Суд указал на то, что оценщик не применил корректировку по виду разрешенного (предполагаемого) использования земельного участка.
В силу подпункта "б" пункта 22 федерального стандарта оценки N 7 в качестве объектов-аналогов оценщиком используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка.
Разрешенное использование оцениваемого земельного участка - для проектирования и строительства рынка строительных материалов и относится к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, объект оценки так же как и объекты-аналоги по ценообразующему фактору - разрешенное использование относится к сегменту рынка "под коммерческую застройку".
Также суд указал на то, что в отчете не указаны кадастровые номера объектов-аналогов, что лишает возможности получить информацию о них из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 14 федерального стандарта оценки N 1 объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете.
Действующим законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена обязанность оценщика включать в отчет сведения о кадастровых номерах объектов-аналогов.
Иные недостатки отчета, указанные в решении суда, в целом являются незначительными и не могли существенно повлиять на итоговый результат рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г. отменить.
Заявление Бут Н.М. и Бут И.Д. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства рынка строительных материалов, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <...> область, г. <...>, <...> р-н, на пересечении <...> тракта и ул. <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2010 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.07.2015 N 48-АПГ15-23
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка меньше его кадастровой стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N 48-АПГ15-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.
судей Александрова В.Н., Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бут Н.М. и Бут И.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Бут Н.М. и Бут И.Д. на решение Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Бут Н.М. и Бут И.Д. обратились в Челябинский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства рынка строительных материалов, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <...> область, г. <...>, <...> р-н, на пересечении <...> тракта и ул. <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. определенной на дату проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2010 г.
Решением Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Бут Н.М. и Бут И.Д. просят отменить указанный судебный акт, полагая, что представили в суд надлежащие доказательства в обоснование своего требования, а именно отчет об оценке и экспертное заключение.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Бут Н.М. и Бут И.Д., Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Правительство Челябинской области, ООО "Союзагрокомплект-1" в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, гражданам Буту И.Д. и Бут Н.М. на основании договора долгосрочной аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора от 8 апреля 2013 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. <...>, <...> район, на пересечении <...> тракта и улицы <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - "для эксплуатации нежилых зданий (трансформаторная подстанция рынка строительных материалов, газовая котельная, административное здание рынка строительных материалов)".
Согласно кадастровой справке от 23 ноября 2014 г. и кадастровому паспорту земельного участка 8 ноября 2014 г. земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 9 февраля 2005 г. с разрешенным видом использования "для проектирования и строительства рынка строительных материалов", его кадастровая стоимость составляет <...> рублей. Земельный участок вошел в перечень земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Указанные граждане согласно статьям 5 и 22 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 г. N 257-З0 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов", как арендаторы земельного участка являются участниками земельных отношений плательщиками арендной платы, размер которой определяется как произведение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, ставки арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка. Следовательно, заявители имеют материально-правовые основания для предъявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от 12 декабря 2014 г. N 857/12-14, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки и сопровождения бизнеса", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере <...> рублей, что 2,3 раза меньше его кадастровой стоимости.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный оценочный департамент" от 25 декабря 2014 г. N 1198/Н-14 по результатам нормативно-методической экспертизы отчет признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что представленные заявителями в подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка отчет и экспертное заключение не подтверждают рыночной стоимости земельного участка в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2010 г., так как не соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Между тем, выводы суда, сделанные в результате анализа отчета оценщика, несостоятельны в силу следующего.
Суд указал на то, что имеющаяся в отчете информация о продаже объектов-аналогов не подтверждена. Между тем таблица 9.3 отчета содержит перечень предлагаемых в аренду объектов недвижимости в г. Челябинске. Источник информации газета "Тумба".
В таблице 10.3 отчета определен расчет рыночной стоимости 3-х земельных участков - объектов-аналогов, данные о которых содержатся в таблице 9.3.
Следовательно, источник информации об объектах-аналогах оценщиком определен.
В решении суда указано, что оценщик отказался от применения корректировок по элементам сравнения - на условия финансирования, на условия рынка, на доступные инженерные коммуникации.
Согласно подпункту "б" пункта 22 Федерального стандарта оценки N 1 оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения.
По указанным элементам сравнения характеристики объекта оценки и объектов-аналогов равноценны, в связи с чем корректировки не требуются.
Суд указал на то, что оценщик не применил корректировку по виду разрешенного (предполагаемого) использования земельного участка.
В силу подпункта "б" пункта 22 федерального стандарта оценки N 7 в качестве объектов-аналогов оценщиком используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка.
Разрешенное использование оцениваемого земельного участка - для проектирования и строительства рынка строительных материалов и относится к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, объект оценки так же как и объекты-аналоги по ценообразующему фактору - разрешенное использование относится к сегменту рынка "под коммерческую застройку".
Также суд указал на то, что в отчете не указаны кадастровые номера объектов-аналогов, что лишает возможности получить информацию о них из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 14 федерального стандарта оценки N 1 объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете.
Действующим законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена обязанность оценщика включать в отчет сведения о кадастровых номерах объектов-аналогов.
Иные недостатки отчета, указанные в решении суда, в целом являются незначительными и не могли существенно повлиять на итоговый результат рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 февраля 2015 г. отменить.
Заявление Бут Н.М. и Бут И.Д. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства рынка строительных материалов, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <...> область, г. <...>, <...> р-н, на пересечении <...> тракта и ул. <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2010 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)