Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сахалиннеруд",
апелляционное производство N 05АП-8946/2014
на решение от 07.05.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-620/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" (ИНН 6501019187, ОГРН 1026500525534, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
к администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762, ОГРН 1026500538129, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)
о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, изложенного в письме от 23.01.2014 N 216-013/04,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Самойлович Ю.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2014);
- от администрации: представитель Косьяненко Е.С. (удостоверение, доверенность от 28.11.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "Сахалиннеруд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска от 23.01.2014 N 216-013/04, в части отказа в выкупе земельных участков площадью 12 323 кв. м и 80 792 кв. м с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - департамент).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии у администрации оснований для отказа в выкупе спорных земельных участков. Пояснил, что земельные участки были сформированы в 2011 году и при определении их площади учитывались нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что технические паспорта автомобильных дорог, на которые ссылается администрация, не содержат указаний на площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов недвижимости, а содержат лишь сведения о технических характеристиках.
Администрация в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразила. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора от 26.07.2001 N 2446/1018 обществу предоставлен в аренду земельный участок, расположенный севернее 5 км автодороги Южно-Сахалинск-Охотск, площадью 55,95 га, из которых под поверхностный склад взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" - 5,07 га, опасную зону по воздействию ударной воздушной волны - 40,30 га, подъездную автомобильную дорогу к складу и карьеру - 10,58 га. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
По результатам межевания площадь и местоположение границ указанного земельного участка были уточнены. Кроме того, постановлением администрации от 24.09.2010 N 1741 арендуемый обществом земельный участок был разделен на четыре самостоятельных земельных участка, каждый из которых поставлен на кадастровый учет.
21.04.2011 сторонами заключено соглашение к договору аренды, согласно которому общая площадь арендуемого земельного участка составила 54,4813 га, и в его состав вошли, в том числе земельный участок площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и разрешенным использованием: под дорогу от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный" и земельный участок площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118 и разрешенным использованием: под дорогу от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный".
Соглашение к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.
24.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и земельного участка площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118, указав, что на земельных участках размещены принадлежащие ему на праве собственности автомобильные дороги. К указанным заявлениям были приложены регистрационные и учредительные документы общества, документы, подтверждающие полномочия представителя, копия договора аренды, кадастровый паспорт земельных участков, кадастровые паспорта и свидетельства о праве собственности на автомобильные дороги, а также выписка из ЕГРЮЛ.
Письмом от 23.01.2014 N 216-013/04 департамент отказал обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, указав на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не доказал необходимость использования земельных участков испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, общество является собственником автомобильной дороги от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный" протяженностью 1 120 м и автомобильной дороги от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный" протяженностью 2 817 м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.09.2013 65 АА N 117955 и 65 АА N 117952. Следовательно, у него имеется исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Коллегией установлено, что в октябре 2013 г. общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и земельного участка площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118, указав, что на земельных участках размещены принадлежащие ему на праве собственности автомобильные дороги. Одновременно с заявлением о предоставлении земельных участков обществом предоставлены правоустанавливающие документы на расположенные на нем объекты недвижимости.
Отказывая в предоставлении земельных участков в собственность, администрация в письме от 23.01.2014 N 216-013/04 сослалась на значительное превышение фактической площади земельных участков площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу автомобильных дорог.
По правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ при предоставлении земельных участков для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
По смыслу данной нормы размеры земельного участка для эксплуатации автомобильной дороги должны быть определены не только исходя из площади ее застройки, но и с учетом норм отвода земель для такого вида деятельности.
Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 (далее по тексту - Нормы отвода).
Согласно пункту 11 Норм отвода границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
- земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
- двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
- нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
- земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
Пунктом 4 Норм отвода предусмотрено, что для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
С учетом указанных норм площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации автомобильной дороги, должна существенного превышать площадь ее проезжей части, приведенной в техническом паспорте.
Как следует из технического паспорта автомобильной дороги от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный", указанная автомобильная дорога располагается на насыпи, что усматривается из схемы конструкции дорожной одежды, имеет грунтовое покрытие и среднюю ширину проезжей части 3, 85 м.
Исходя из указанных параметров, в соответствии с установленной СНиП 2.05.02.85* "Автомобильные дороги" классификацией автомобильная дорога относится к V категории (ширина проезжей части до 4,5 м).
Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог V категории, предусмотрены Приложением N 7 к Нормам отвода и на равнинной и пересеченной местности с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны с учетом обеспечения боковой видимости составляют 35 м.
Что касается автомобильной дороги от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный", согласно техническому паспорту она также располагается на насыпи, однако имеет асфальтобетонное покрытие и среднюю ширину проезжей части 6, 15 м.
В соответствии с установленной СНиП 2.05.02.85* "Автомобильные дороги" классификацией данная автомобильная дорога относится к III категории (ширина проезжей части до 7 м).
Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог III категории, предусмотрены Приложением N 5 к Нормам отвода и на равнинной и пересеченной местности с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны с учетом обеспечения боковой видимости составляют 57 м.
Указанные нормы отвода земельных участков следует применять при расчете площади земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации соответствующей автомобильной дороги, путем умножения их на протяженность автомобильной дороги.
Проанализировав размеры земельных участков, сформированных в 2011 году для эксплуатации автомобильных дорог заявителя, коллегия находит их не превышающими установленные нормы отвода.
Доказательств обратного администрацией не представлено. Действия уполномоченных органов по формированию и постановке спорных земельных участков на кадастровый учет в судебном порядке не оспаривались.
При таких обстоятельствах отказ администрации со ссылкой на несоблюдение порядка формирования спорных земельных участков и превышение их размеров площади, необходимой для эксплуатации автомобильных дорог, является необоснованным. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверном применении норм материального права, что по правилам пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены принятого судебного акта.
Иных оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя администрацией не указано и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорных земельных участков в собственность в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, отказ администрации, оформленный письмом от 23.01.2014 N 216-013/04, признается коллегией незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя является незаконным, иные основания для отказа не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельных участков соответствует цели, указанной обществом, коллегия считает возможным обязать администрацию принять решение о предоставлении спорных земельных участков в собственность общества и направить в его адрес проекты договоров купли-продажи.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В связи с отменой решения суда первой инстанции коллегией распределяются судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Поскольку требования заявителя фактически удовлетворены, в силу положений статьи 110 АПК РФ коллегия относит на администрацию 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции и 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы подлежит выдаче Арбитражным судом Приморского края.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.05.2014 по делу N А59-620/2014 отменить.
Признать незаконным отказ администрации города Южно-Сахалинска в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118, изложенный в письме от 23.01.2014 N 216-013/04, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать администрацию города Южно-Сахалинска в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления принять решение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118 в собственность открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков для подписания.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сахалиннеруд" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 06.06.2014 N 120. Выдать справку на возврат госпошлины.
Взыскать с администрации города Южно-Сахалинска в пользу открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей за подачу заявления и 1000 (одну тысячу) рублей за подачу апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 N 05АП-8946/2014 ПО ДЕЛУ N А59-620/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 05АП-8946/2014
Дело N А59-620/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сахалиннеруд",
апелляционное производство N 05АП-8946/2014
на решение от 07.05.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-620/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" (ИНН 6501019187, ОГРН 1026500525534, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
к администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762, ОГРН 1026500538129, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002)
о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, изложенного в письме от 23.01.2014 N 216-013/04,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Самойлович Ю.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2014);
- от администрации: представитель Косьяненко Е.С. (удостоверение, доверенность от 28.11.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "Сахалиннеруд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска от 23.01.2014 N 216-013/04, в части отказа в выкупе земельных участков площадью 12 323 кв. м и 80 792 кв. м с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Южно-Сахалинска (далее по тексту - департамент).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии у администрации оснований для отказа в выкупе спорных земельных участков. Пояснил, что земельные участки были сформированы в 2011 году и при определении их площади учитывались нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что технические паспорта автомобильных дорог, на которые ссылается администрация, не содержат указаний на площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов недвижимости, а содержат лишь сведения о технических характеристиках.
Администрация в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразила. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора от 26.07.2001 N 2446/1018 обществу предоставлен в аренду земельный участок, расположенный севернее 5 км автодороги Южно-Сахалинск-Охотск, площадью 55,95 га, из которых под поверхностный склад взрывчатых материалов карьера "Лиственничный" - 5,07 га, опасную зону по воздействию ударной воздушной волны - 40,30 га, подъездную автомобильную дорогу к складу и карьеру - 10,58 га. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
По результатам межевания площадь и местоположение границ указанного земельного участка были уточнены. Кроме того, постановлением администрации от 24.09.2010 N 1741 арендуемый обществом земельный участок был разделен на четыре самостоятельных земельных участка, каждый из которых поставлен на кадастровый учет.
21.04.2011 сторонами заключено соглашение к договору аренды, согласно которому общая площадь арендуемого земельного участка составила 54,4813 га, и в его состав вошли, в том числе земельный участок площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и разрешенным использованием: под дорогу от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный" и земельный участок площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118 и разрешенным использованием: под дорогу от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный".
Соглашение к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке.
24.10.2013 общество обратилось в департамент с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и земельного участка площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118, указав, что на земельных участках размещены принадлежащие ему на праве собственности автомобильные дороги. К указанным заявлениям были приложены регистрационные и учредительные документы общества, документы, подтверждающие полномочия представителя, копия договора аренды, кадастровый паспорт земельных участков, кадастровые паспорта и свидетельства о праве собственности на автомобильные дороги, а также выписка из ЕГРЮЛ.
Письмом от 23.01.2014 N 216-013/04 департамент отказал обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, указав на значительное превышение фактической площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не доказал необходимость использования земельных участков испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, общество является собственником автомобильной дороги от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный" протяженностью 1 120 м и автомобильной дороги от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный" протяженностью 2 817 м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.09.2013 65 АА N 117955 и 65 АА N 117952. Следовательно, у него имеется исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Коллегией установлено, что в октябре 2013 г. общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 323 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:117 и земельного участка площадью 80 792 кв. м с кадастровым номером 65:01:0000000:118, указав, что на земельных участках размещены принадлежащие ему на праве собственности автомобильные дороги. Одновременно с заявлением о предоставлении земельных участков обществом предоставлены правоустанавливающие документы на расположенные на нем объекты недвижимости.
Отказывая в предоставлении земельных участков в собственность, администрация в письме от 23.01.2014 N 216-013/04 сослалась на значительное превышение фактической площади земельных участков площади, необходимой для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу автомобильных дорог.
По правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ при предоставлении земельных участков для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
По смыслу данной нормы размеры земельного участка для эксплуатации автомобильной дороги должны быть определены не только исходя из площади ее застройки, но и с учетом норм отвода земель для такого вида деятельности.
Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 (далее по тексту - Нормы отвода).
Согласно пункту 11 Норм отвода границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
- земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
- двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
- нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
- земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
Пунктом 4 Норм отвода предусмотрено, что для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
С учетом указанных норм площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации автомобильной дороги, должна существенного превышать площадь ее проезжей части, приведенной в техническом паспорте.
Как следует из технического паспорта автомобильной дороги от склада взрывчатых веществ до дороги на карьер "Лиственничный", указанная автомобильная дорога располагается на насыпи, что усматривается из схемы конструкции дорожной одежды, имеет грунтовое покрытие и среднюю ширину проезжей части 3, 85 м.
Исходя из указанных параметров, в соответствии с установленной СНиП 2.05.02.85* "Автомобильные дороги" классификацией автомобильная дорога относится к V категории (ширина проезжей части до 4,5 м).
Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог V категории, предусмотрены Приложением N 7 к Нормам отвода и на равнинной и пересеченной местности с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны с учетом обеспечения боковой видимости составляют 35 м.
Что касается автомобильной дороги от автодороги Южно-Сахалинск-Охотск до карьера "Лиственничный", согласно техническому паспорту она также располагается на насыпи, однако имеет асфальтобетонное покрытие и среднюю ширину проезжей части 6, 15 м.
В соответствии с установленной СНиП 2.05.02.85* "Автомобильные дороги" классификацией данная автомобильная дорога относится к III категории (ширина проезжей части до 7 м).
Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог III категории, предусмотрены Приложением N 5 к Нормам отвода и на равнинной и пересеченной местности с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны с учетом обеспечения боковой видимости составляют 57 м.
Указанные нормы отвода земельных участков следует применять при расчете площади земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации соответствующей автомобильной дороги, путем умножения их на протяженность автомобильной дороги.
Проанализировав размеры земельных участков, сформированных в 2011 году для эксплуатации автомобильных дорог заявителя, коллегия находит их не превышающими установленные нормы отвода.
Доказательств обратного администрацией не представлено. Действия уполномоченных органов по формированию и постановке спорных земельных участков на кадастровый учет в судебном порядке не оспаривались.
При таких обстоятельствах отказ администрации со ссылкой на несоблюдение порядка формирования спорных земельных участков и превышение их размеров площади, необходимой для эксплуатации автомобильных дорог, является необоснованным. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверном применении норм материального права, что по правилам пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены принятого судебного акта.
Иных оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя администрацией не указано и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорных земельных участков в собственность в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, отказ администрации, оформленный письмом от 23.01.2014 N 216-013/04, признается коллегией незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение об отказе в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя является незаконным, иные основания для отказа не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельных участков соответствует цели, указанной обществом, коллегия считает возможным обязать администрацию принять решение о предоставлении спорных земельных участков в собственность общества и направить в его адрес проекты договоров купли-продажи.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В связи с отменой решения суда первой инстанции коллегией распределяются судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Поскольку требования заявителя фактически удовлетворены, в силу положений статьи 110 АПК РФ коллегия относит на администрацию 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции и 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы подлежит выдаче Арбитражным судом Приморского края.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.05.2014 по делу N А59-620/2014 отменить.
Признать незаконным отказ администрации города Южно-Сахалинска в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118, изложенный в письме от 23.01.2014 N 216-013/04, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать администрацию города Южно-Сахалинска в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления принять решение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0000000:117 и 65:01:0000000:118 в собственность открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков для подписания.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сахалиннеруд" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 06.06.2014 N 120. Выдать справку на возврат госпошлины.
Взыскать с администрации города Южно-Сахалинска в пользу открытого акционерного общества "Сахалиннеруд" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей за подачу заявления и 1000 (одну тысячу) рублей за подачу апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)