Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-309

Требование: О признании права на безвозмездное получение земельного участка под строительство дома, обязании выделить земельный участок.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагает, что имеет право на получение земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Положением N 4202-1 от 23.12.1992 и Указом Президента РФ от 19.02.1992 N 154.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N 33-309


Судья: Киселева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Щукиной Л.В., Малич Р.Б.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска, Министерству имущественных отношений Мурманской области о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению земельным участком, предусмотренные для граждан, уволенных с военной службы,
по апелляционной жалобе истца Б. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 октября 2014 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Б. к Администрации г. Мурманска, Комитету имущественных отношений г. Мурманска, Министерству имущественных отношений Мурманской области о признании права на безвозмездное получение земельного участка в пределах города Мурманска в размере *** га под строительство индивидуального жилого дома, обязании выделить земельный участок - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., объяснения представителя истца Б. по доверенности П.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Б. обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению земельным участком, предусмотренные для граждан, уволенных с военной службы.
В обоснование иска указал, что в течение *** лет проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. При выходе на пенсию ему была выдана справка N * от _ _ 2001 года, согласно которой он имел право на безвозмездное получение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и садово-огородного хозяйства.
На неоднократные обращения в Министерство имущественных отношений Мурманской области с целью реализации своего права на получение земельного участка получал отказ, последний - в 2011 году, поскольку безвозмездное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Полагая, что имеет право на получение земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 года и Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года N 154, просил признать за ним право на получение земельного участка в пределах города Мурманска в размере *** га под строительство индивидуального жилого дома, обязав ответчика выделить такой участок.
В ходе рассмотрения дела Комитет имущественных отношений города Мурманска, Министерство имущественных отношений Мурманской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, Комитет по социальной поддержке взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска - в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности П.О. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации города Мурманска по доверенности О. в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика Комитет имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором иск не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности М.О.В. в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска по доверенности М.А. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитет по социальной поддержке взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска по доверенности М.В. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Б., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить.
Полагает, что внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Положение о службе в органах внутренних дел РФ в части исключения льготы по безвозмездному предоставлению земельного участка сотрудникам органов внутренних дел, следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой данного Закона, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона.
Указывает, что будучи уволенным в 2001 году и имея общую продолжительность службы в органах МВД по состоянию на _ _ 2004 года более 15 лет, исполнил все требования действующего законодательства, следовательно имеет право на получение земельного участка безвозмездно.
Ссылаясь на Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 января 2005 года N 97-ПР указывает, что аналогичные нормы законодательства применяются при обеспечении лиц моложе 30 лет полярными надбавками.
Обращает внимание, что суд, установив его право на получение земельного участка на момент увольнения и до 2005 года, вместе с тем, немотивированно отказал в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Мурманска по доверенности О. и Министр имущественных отношений Мурманской области М.О.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Б., представители ответчиков администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска, Министерства имущественных отношений Мурманской области, представители третьих лиц Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, Комитета по социальной поддержке взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска, Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Б., _ _ <...> года рождения, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, уволен на пенсию _ _ 2001 года по статье 58 пункт "з" Положения о службе по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет на момент увольнения составила *** год в календарном исчислении.
Согласно справке УВД Мурманской области N * от _ _ 2001 года Б. в соответствии со статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации имеет право на получение безвозмездно земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и садово-огородного хозяйства площадью *** га в городах, *** г. - в поселках городского типа, *** га - в сельской местности.
Разрешая настоящий спор, суд, проанализировав положения как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, в том числе Указа Президента РФ от 19 февраля 1992 года N 154, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и после), Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" пришел к выводу о том, что в настоящее время нормативного правового акта, предусматривающего право работников органов внутренних дел, имеющим выслугу в календарном исчислении более 15 лет, на приобретение безвозмездно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не имеется.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992 года N 154, в период службы истца в органах внутренних дел, в целях усиления социальной защищенности военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и обеспечения надлежащих условий для выполнения обязанностей воинской службы постановлено предоставлять военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и имеющие выслугу 15 лет и более в календарном исчислении, а также участникам войны, воинам интернационалистам, членам семей военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с исполнением обязанностей военной службы, безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства площадью 0,06 га - в городах, 0,10 га - в поселках городского типа и 0,25 га - в сельской местности
Указ Президента РФ от 19 февраля 1992 года N 154 утратил в силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 12 октября 1998 N 1214, которым данная льгота отменена.
Статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, было предусмотрено предоставление сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более (в календарном исчислении), безвозмездно земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га - в городах, 0,10 га - в поселках городского типа и 0,25 га - в сельской местности.
Статьей 64 указанного Положения право на безвозмездное предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и садово-огородного хозяйства было распространено на сотрудников, уволенных из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 Положения, и имеющих выслугу 15 лет и более (в календарном исчислении), а также семьи сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных и исполнением законных служебных обязанностей.
Согласно пункту 11 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" статья 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, была изложена в новой редакции, которая вступила в силу 01 января 2005 года.
Данная статья в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит указания на социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел в виде безвозмездного предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства.
Таким образом, льгота по безвозмездному предоставлению земельных участков работникам органов внутренних дел, имеющим выслугу в календарном исчислении более 15 лет, исключена из статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 года 122-ФЗ и с 1 января 2005 года не действует.
Из материалов дела также следует, что первое обращение истца по вопросу предоставления земельного участка на безвозмездной основе поступило в Правительство Мурманской области _ _ 2011 года (вх.*).
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц по общему правилу осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Б. обращался с заявлениями в Администрацию г. Мурманска, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению, Комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации после отмены льготы по безвозмездному предоставлению земельных участков работникам органов внутренних дел, имеющим выслугу в календарном исчислении более 15 лет.
Установив изложенное, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе все обращения Б. и ответы на его обращения, суд пришел к правильному выводу, что оснований для предоставления Б. земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 года и Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года N 154 не имеется, поскольку закрепленные законодательством основания для безвозмездного получения земельного участка в порядке реализации названной льготы возникли у Б. задолго до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, соответственно, обусловленное им право могло быть им реализовано в течение всего периода с момента достижения 15-летнего срока службы в органах внутренних дел вплоть до 1 января 2005 года (даты вступления названного Федерального закона в силу).
Между тем, как установлено судом и истцом не оспорено, за получением данной льготы в период ее действия Б. не обращался, доказательств того, что до 01 января 2005 года не реализовал свое право на бесплатное получение земельного участка по вине ответчиков, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено, в связи с чем данный спор разрешен судом в соответствии с действующим на момент его разрешения законодательством.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 21 декабря 2006 года N 633-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В. на нарушение ее конституционных прав пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...", "... Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии социальной защиты, вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты. При том что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, приостановление действия таких льгот, как и их отмена для соответствующих категорий граждан, относятся к дискреционным полномочиям законодателя".
Проанализировав положения статьи 15 действующего в настоящее время Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО, определяющей перечень категорий граждан, которым могут быть бесплатно предоставлены земельные участки, находящиеся в собственности Мурманской области, суд пришел к обоснованному выводу, что отказ Министерства имущественных отношений Мурманской области и администрации города Мурманска в предоставлении Б. земельного участка для ИЖС бесплатно правомерен, поскольку истец к перечисленным в данной норме категории граждан не относится, равно как не относится к числу многодетных семей, которым в соответствии с федеральным и региональным законодательством предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка.
При таких обстоятельствах, судом постановлено правомерное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б.
Ссылка в апелляционной жалобе на Письмо Министерства здравоохранения и социального развитии Российской Федерации от 20 января 2005 года N 97-ПР является ошибочной.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали вывода суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)