Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 N 18АП-3967/2014 ПО ДЕЛУ N А47-3948/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. N 18АП-3967/2014

Дело N А47-3948/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 по делу N А47-3948/2013 (судья Калашникова А.В.).
Индивидуальный предприниматель Филиппов Сергей Иванович (далее также - ИП Филиппов С.И., истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 56:44:0313004:12, площадью 2038 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение административно-производственных зданий (литер ЕВВ1) адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, N 247, в размере 1 919 000 рублей равной его рыночной стоимости на 01.01.2009;
- 56:44:0313004:18, площадью 3506 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами с размещением производственных зданий, адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, N 247, в размере 2 070 000 рублей равной его рыночной стоимости на 01.01.2011;
- 56:44:0313004:30, площадью 2326 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами с размещением производственных зданий, размещение административно-производственных зданий (литер ЕВВ1), адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0313004, в размере 1 374 000 рублей равной его рыночной стоимости на 21.04.2011
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, третье лицо), Правительство Оренбургской области (далее - Правительство).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.02.2014 (резолютивная часть объявлена 05.02.2014) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 3, л.д. 104-108).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Филиппов С.И. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 3, л.д. 118-122).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Податель жалобы полагает, что вывод суда о неактуальности оспариваемой истцом кадастровой стоимости сделан без учета периода ее применения, противоречит нормам статьей 389, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Апеллянт также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости является то, что ее новый, определенный судом размер, может быть внесен в кадастр недвижимости с даты вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску, а не на дату, по состоянию на которую кадастровая стоимость участка не соответствует его рыночной стоимости.
К дате судебного заседания ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что позиция Кадастровой палаты изложена в отзыве на исковое заявление, оснований для ее изменения не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца, ответчика и третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся представителей истца, ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 56:44:0313004:12, площадью 2038 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение административно-производственных зданий (литер ЕВВ1), расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, N 247;
- - с кадастровым номером 56:44:0313004:18, площадью 3506 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами с размещением производственных зданий, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, N 247;
- - с кадастровым номером 56:44:0313004:30, площадью 2326 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами с размещением производственных зданий, размещение административно-производственных зданий (литер ЕВВ1), расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0313004, что подтверждается, представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права серии 56-АБ 365465 от 24.05.2011, серии 56АА 782463 от 06.04.2009 и серии 56-АБ 367839 от 27.06.2011.
Государственная регистрация права собственности истца на указанные земельные участки произведена в установленном законом порядке.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков:
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:12 установлена в размере 4 513 619,74 руб. (кадастровый паспорт от 25.08.2010 N 56/10-86572, т. 1, л.д. 21);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:18 установлена в размере 7 764 843,38 руб. (кадастровый паспорт от 27.12.2010 N 56/10-203081, т. 1, л.д. 22);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:30 установлена в размере 5 151 461,98 руб. (кадастровый паспорт от 21.04.2011 N 56/11-56665, т. 1, л.д. 23).
В соответствии с представленными предпринимателем в материалы дела отчетами об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости:
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:12 определена в размере 1 919 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 (отчет об оценке N 071/10-56-13ю, т. 1, л.д. 122-152);
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:18 определена в размере 2 070 000 руб. по состоянию на 01.01.2011 (отчет об оценке N 071/8-56-13ю, т. 1, л.д. 90-121);
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0313004:30 определена в размере 1 374 000 руб. по состоянию на 21.04.2011 (отчет об оценке N 071/7-56-13ю, т. 1, л.д. 25-57).
Истец, полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что актуальная кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит определению по состоянию на 01.01.2012 на основании постановления Правительства Оренбургской области N 1122-П от 24.12.2012.
Нормативный акт, на основании которого была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2007 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в газете "Оренбуржье" - 27.12.2012). Суд отметил, что, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной оценки земель", определено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено материалами дела, кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Данным постановлением были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007.
Согласно представленным истцом отчетам об оценке земельного участка от 27.02.2013 рыночная стоимость земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2009, 21.04.2011, 01.01.2011.
Между тем, постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012.
Указанным постановлением постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" признано утратившим силу.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 отмечено, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела, а также при формировании вновь образуемых земельных участков.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте ВАС РФ 18.09.2013 и подлежит применению к случаям образования новых земельных участков, поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков орган кадастрового учета использовал сведения, полученные в результате проведения последней массовой государственной кадастровой оценки, в силу чего соотносимой датой для определения рыночной стоимости вновь образованных земельных участков следует также считать дату - 01.01.2012.
То обстоятельство, что спорные участки поставлены на государственный кадастровый учет в различное время, не имеет правового значения в силу вышеизложенного. Не влияет на соотносимость даты для определения рыночной стоимости спорных земельных участков и дата перехода прав собственности на указанные земельные участки.
Поскольку в настоящем деле достоверность кадастровой оценки земельного участка предметом спора не является, а истец, по существу, просит изменить в ГКН сведения о кадастровой стоимости спорных участков, изменив на рыночную стоимость, определенную по результатам массовой оценки, следует признать обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что используемая истцом кадастровая стоимость земельных участков для определения рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, 21.04.2011, 01.01.2011, является неактуальной.
Применяя правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 апелляционный суд полагает, что действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в нормах действующего законодательства отсутствует прямой запрет на установление кадастровой стоимости земельного участка на предыдущий период и что именно в заявленный им период нарушено право истца как собственника земельного участка и налогоплательщика.
На основании изложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ИП Филиппова С.И.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ИП Филиппова С.И.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, государственная пошлина уплачивается в размере 4000 руб.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 по делу N А47-3948/2013 ИП Филиппов С.И. должен был уплатить государственную пошлину в размере 2000 руб.
Излишне уплаченная подателем апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 4 000 рублей подлежит возврату ИП Филиппову С.И.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 по делу N А47-3948/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Филиппову Сергею Ивановичу из федерального бюджета сумму 4 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1958 от 14.03.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)