Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6146/2014

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении ему, как молодому специалисту, работающему в сельской местности, земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 года


Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего ФИО3,
судей ФИО4, ФИО6,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО6
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно как молодому специалисту для индивидуального жилищного строительства, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Сухобузимского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно как молодому специалисту для индивидуального жилищного строительства, компенсации морального вреда - отказать за необоснованностью".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

Б. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и возложении на ответчика обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно как молодому специалисту для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Кроме этого, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей и уплаченную истцом государственную пошлину 200 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что суд неправильно установил содержание понятия "молодой специалист", не отнес территориальные органы Пенсионного фонда РФ к организациям социальной сферы.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО2 суда, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, заслушав доводы ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены оспариваемого решения, по следующим основаниям.
Право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы владения, пользования и распоряжения землей совместно с Российской Федерации установлено п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 3, 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, право отдельных категорий граждан, в т.ч. молодых специалистов на бесплатное получение земельных участков устанавливается соответствующими законами субъектов Российской Федерации. При этом к полномочиям субъектов Российской Федерации относится не только установление порядка бесплатного предоставления земельных участков указанной категории граждан и случаев, в которых таким гражданам земельные участки предоставляются бесплатно (основания предоставления земельных участков), но и само определение данных категорий граждан, не установленных федеральным законодательством.
Подпунктом "г" п. 1 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в редакции, действующей в период подачи истцом заявления о предоставлении ему земельного участка, предусматривалось, что право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники, расположенных на данных земельных участках, жилых домов: граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования - молодые специалисты, работающие на территории Красноярского края в сельской местности (сельском поселении или сельском поселении и межселенной территории, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также сельском населенном пункте, входящем в состав городского поселения или городского округа, за исключением города Красноярска) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (учреждении образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта или социального обслуживания населения) в соответствии с полученной специальностью не менее трех лет, и если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (учреждении образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта или социального обслуживания населения) на территории Красноярского края в сельской местности (сельском поселении или сельском поселении и межселенной территории, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельском населенном пункте, входящем в состав городского поселения или городского округа, за исключением города Красноярска) в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо отсутствие жилья сельской местности, в которой молодой специалист работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Пунктом 3 ст. 14 вышеназванного Закона (в редакции, действующей в период подачи истцом заявления о предоставлении ему земельного участка,) предусматривалось, что молодые специалисты имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в сельской местности, в которой на основании трудового договора находится место работы молодого специалиста, для одной из следующих целей: ведение личного подсобного хозяйства или индивидуальное жилищное строительство.
Законом Красноярского края от 24.10.2013 года N 5-1693, вступившим в силу 24.11.2013 года, в Закон Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" были внесены изменения, подпункт "г" пункта 1 статьи 14 изложен в следующей редакции: "молодые специалисты - граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, которые либо имеют законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работают на территории Красноярского края в сельской местности (сельском поселении или сельском поселении и межселенной территории, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также сельском населенном пункте, входящем в состав городского поселения или городского округа, за исключением города Красноярска) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (учреждении образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта или социального обслуживания населения) в соответствии с полученной специальностью не менее трех лет, либо обучаются на последнем курсе образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования и отвечают совокупности следующих условий:
- изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы на территории Красноярского края в сельской местности в соответствии с полученной специальностью;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности, в которой молодой специалист изъявил желание работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- участие в государственных (муниципальных) программах по обеспечению жильем граждан".
Пункт 3 ст. 14 Закона края изложен в новой редакции: "Молодые специалисты, указанные, в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо не имеющие жилья в сельской местности, в которой молодой специалист работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в сельской местности, в которой на основании трудового договора находится место работы молодого специалиста, для одной из следующих целей: ведение личного подсобного хозяйства или индивидуальное жилищное строительство".
Таким образом, для предоставления гражданину в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно как молодому специалисту, истец должен работать на территории Красноярского края в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (учреждении образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта или социального обслуживания населения) в соответствии с полученной специальностью не менее трех лет, в которой на основании трудового договора находится место работы молодого специалиста.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец ФИО7 17.09.2013 года обратился в администрацию Сухобузимского района с заявлением о предоставлении ему как молодому специалисту, работающему в сельской местности земельного участка для использования ИЖС в с. Сухобузимское или в п. Родниковый.
09.12.2013 года администрация Сухобузимского района направила истцу уведомление N 2601 о том, что на основании ответа, полученного из Законодательного Собрания Красноярского края о разъяснении подпункта "г" п. 1 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", не представляется возможным предоставить истцу земельный участок как молодому специалисту.
Как установлено судом первой инстанции на момент обращения истец не достиг возраста 35 лет, имеет высшее профессиональное образование, работает в сельской местности более 5 лет в должности начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сухобузимском районе Красноярского края.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сухобузимском районе Красноярского края не является учреждением социального обслуживания населения, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что у истца не имеется права на получение бесплатно в собственность земельного участка как молодому специалисту в соответствии со ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в связи с чем, оснований для признания незаконными действий ответчика, отказавшего истцу в предоставлении земельного участка, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неверно истолковано понятие "молодой специалист", и в пункте 3 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 (в редакции, действовавшей до 24.10.2013 г.) не имеется ограничений по месту работы и сфере деятельности молодых специалистов для предоставления им в собственность бесплатно земельного участка, тщательно исследован судом первой инстанции и правильно признан не обоснованным, поскольку Закон Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 представляет собой систему правовых норм, которые толкуются в совокупности друг с другом, таким образом, как верно указал суд первой инстанции, понятие "молодой специалист", данное в пункте 3 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 не может применяться безотносительно к этому понятию, данному в пп. г п. 1 ст. 14 этого же Закона и подлежит совместному с ним толкованию.
При этом, судебная коллегия отмечает, что пункт 3 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 (в редакции, действовавшей до 24.10.2013 г.) на который ссылается заявитель, вообще не содержит понятие "молодого специалиста", а говорит о возможности получения молодым специалистом право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в сельской местности, в которой на основании трудового договора находится место работы молодого специалиста, для одной из следующих целей: ведение личного подсобного хозяйства или индивидуальное жилищное строительство, а само понятие содержалось в пп. г п. 1 ст. 14 данного Закона.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно не отнес территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации к организациям социальной сферы, несмотря на то, что его специалисты оказывают социально правовые услуги, также не обоснован и был исследован в суде первой инстанции.
Согласно ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Перечень учреждений социального обслуживания установлен в статье 17 вышеназванного Закона и ст. 7 Закона Красноярского края от 10.12.2004 года N 12-2705 "О социальном обслуживании населения". Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения, согласно этому перечню, не относятся к учреждениям социального обслуживания.

С учетом того, что у истца отсутствует право на получение земельного участка в собственность бесплатно как молодому специалисту на основании ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", а также тех обстоятельств, что ответчиком предпринимались меры к получению в Законодательном Собрании Красноярского края разъяснения законодательства для предотвращения нарушения прав истца, и после получения указанного разъяснения истцу было направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением ответа на запрос, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что нарушение сроков предоставления муниципальной услуги (направления уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги) в данном случае, не является существенным, в связи, с чем требования истца о компенсации ему морального вреда удовлетворению не подлежат.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия:

определила:

Решение Сухобузимского районного суда <адрес> от <дата> - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)