Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
при участии в судебном заседании:
- от ответчика (заявителя) - финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области - Сухаревой А.А. по доверенности от 09.01.2013 сроком до 31.12.2014;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования (заявителя) - администрации Киржачского района Владимирской области - Сухаревой А.А. по доверенности от 09.01.2013 сроком до 31.12.2014;
- от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраева Максима Владимировича - Ибраева В.К. по доверенности от 22.04.2014 сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области и администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013, принятое судьей Киселевой М.Ф.,
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраева Максима Владимировича, г. Москва (ОГРН 3087746255003, ИНН 772065135003), к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области, Владимирская область, г. Киржач (ОГРН (1033301002371, ИНН 3316300662), о взыскании 80 000 руб.,
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраев Максим Владимирович (далее - ГКХ Ибраев М.В.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) о взыскании 80 000 руб. убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) администрации Киржачского района Владимирской области (исковые требования изложены с учетом их уточнения в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013 исковые требования ГКХ Ибраева М.В. удовлетворены: с муниципального образования Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области в пользу истца взыскано 80 000 руб. и судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, финансовое управление администрации Киржачского района Владимирской области и администрация Киржачского района Владимирской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить основании пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права.
Нарушение норм процессуального права заявители усматривают в неправомерной замене ответчика, произведенной судом в судебном заседании от 21.01.2014.
Кроме того, заявители полагают, что вина администрации Киржачского района и противоправность ее поведения истцом не доказаны. Указывают, что незаконность действий ответчика истец усматривает в принятии постановлений главы администрации N 321 от 19.03.2009, N 339 от 17.03.2011, решения Совета народных депутатов Киржачского района N 55/823 от 19.06.2009, которыми, по мнению истца, на него была возложена обязанность по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте территории. Однако обязанность по изготовлению схемы на заинтересованных лиц не возлагалась. Временный порядок предусматривал, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане изготавливается по инициативе заинтересованного физического или юридического лица. Кроме того, до момента отмены судом пункта 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Киржачского района Владимирской области, администрация правомерно руководствовалась данными положениями в своей деятельности.
Размер ущерба также не обоснован, не подтвержден и не доказан. По мнению заявителя, предметом договора на выполнение кадастровых работ от 28.05.2009, заключенного между истцом и ООО "Базис", являлось выполнение полного цикла кадастровых работ в отношении земельного участка, изготовление схемы размещения земельного участка - это лишь один из пунктов данного объема работ.
Представитель заявителей в судебном заседании доводы жалоб поддержал, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Представитель истца в судебном заседании указал, что с жалобами не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено, что 21.04.2010 ГКФХ Ибраев М.В. обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 40 га, из земель фонда перераспределения района, в аренду на 49 лет, для целей воспроизводства рыбы и водных биоресурсов.
Администрация Киржачского района, рассмотрев вышеназванное заявление, в письме от 08.06.2010 N 715-01-13 сообщила ГКФХ Ибраеву М.В. о непринятии решения по предоставлению земельного участка, в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823.
Решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 утверждено Положение по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством". Согласно пункту 2.3 названного Положения, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается наряду с иными документами: схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" утвержден временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, согласно пункту 3 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается по инициативе заинтересованного юридического или физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа. Лицам, заинтересованным в получении схемы, рекомендуется привлекать к ее изготовлению кадастровых инженеров или лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
ГКФХ Ибраев М.В. в исковом заявлении пояснил, что, руководствуясь постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", им был заключен договор от 28.05.2010 N 45 с ООО "Базис" на выполнение кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, вблизи деревни Аленино.
Согласно акту сдачи-приемки работ от 11.05.2011 по договору N 45 исполнителем (ООО "Базис") выполнены кадастровые работы в отношении земельного участка площадью 651 492 кв. м, с кадастровым номером 33:02:021258, расположенного по адресу: расположение установлено в 1520 м на юго-восток от ориентира - жилой дом N 4 по ул. Прибрежной деревни Аленино Киржачского района Владимирской области за пределами участка; изготовлено и передано заказчику (ГКФХ Ибраеву М.В.) дело по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
За выполненные работы ГКФХ Ибраевым М.В., в соответствии с договором от 28.05.2010 N 45 произведена оплата ООО "Базис" в размере 80 000 руб. по квитанциями от 01.06.2010, от 11.05.2011.
Впоследствии решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011, вступившим в законную силу, пункт 2.3 "Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, признан противоречащим закону и недействующим с 14.07.2009. Данным решением также установлено, что Федеральный закон не только не содержит положений, обязывающих заявителя прилагать к заявлению о предоставлении земельного участка какие-либо документы, в том числе и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но и обязывает орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а установление требований по предоставлению дополнительных документов при подаче заявления о предоставлении земельного участка влечет за собой нарушение принципа равенства прав на получение земельного участка, в связи с чем пункт 2.3 указанного положения противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействующим с даты вступления в силу (опубликования) с 14.07.2009.
Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области от 01.11.2012 N 1312 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 651 492 кв. м, местоположение: в 1520 м на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, д. Аленино, ул. Прибрежная, д. 4, для воспроизводства рыбы и водных биоресурсов. Однако письмом от 02.07.2012 N 108/2-11-01-17 администрация Киржачского района сообщила ГКФХ Ибраеву М.В. о том, что данный участок будет оформляться для предоставления с торгов, в связи с подачей в администрацию района более одного заявления.
Истец, посчитав, что в результате незаконных действий администрации Киржачского района Владимирской области, выразившихся в нарушении сроков рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка, незаконном отказе в предоставлении земельного участка письмом от 08.06.2010 N 715-01-13, незаконном возложении обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении Положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", ему причинены убытки в сумме 80 000 руб. (стоимость оплаченных кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории), обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования ГКФХ Ибраева М.В., суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Деликтная ответственность в отношении ответчика может наступить только при наличии совокупности следующих условий: факта наступления вреда; противоправного поведения причинителя вреда; причинной связи между поведением и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неправомерность действий администрации, выразившаяся в отказе в принятии решения по предоставлению земельного участка, в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, подтверждается письмом от 08.06.2010 N 715-01-13. Издание данного документа на основании не соответствующего закону решения Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, возлагавшего на заявителей обязанность по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, подтверждается решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011.
Кроме того, из материалов дела видно, что приведенные выше действия администрации Киржачского района Владимирской области ограничили право ГКФХ Ибраева М.В. на приобретение земельного участка в аренду, поскольку постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.02.2013 N 189 "Об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 1520 м по направлению на юго-восток от д. 4 по ул. Прибрежная, д. Аленино", протоколом об итогах аукциона от 10.04.2013 вышеназванный земельный участок предоставлен в аренду иному лицу (победителю аукциона).
Таким образом, совокупность условий, являющихся основанием для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности нашла свое бесспорное подтверждение в судебном заседании. Поэтому требование ГКФХ Ибраева М.В. о взыскании убытков в виде расходов на изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории являлись обоснованными.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд второй инстанции признает их необоснованными и подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденный постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321; пункт 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, необоснованно предусматривали обязанность заинтересованного лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Будучи не согласными с размером убытков, предъявленных ГКФХ Ибраевым М.В. ко взысканию, заявители не представили в судах двух инстанций доказательств того, что стоимость услуг по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является иной, ходатайство о назначении экспертизы с целью определения стоимости соответствующих работ не заявляли.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ГКФХ Ибраева М.В.
Ссылка заявителей жалоб на нарушение норм процессуального права, выразившееся в неправомерной замене ответчика, произведенной судом в судебном заседании от 21.01.2014, отклоняется, так как данное процессуальное действие суда не противоречит статье 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность принятого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного суд второй инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Владимирской области не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области и администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N А11-3020/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А11-3020/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
при участии в судебном заседании:
- от ответчика (заявителя) - финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области - Сухаревой А.А. по доверенности от 09.01.2013 сроком до 31.12.2014;
- от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования (заявителя) - администрации Киржачского района Владимирской области - Сухаревой А.А. по доверенности от 09.01.2013 сроком до 31.12.2014;
- от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраева Максима Владимировича - Ибраева В.К. по доверенности от 22.04.2014 сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области и администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013, принятое судьей Киселевой М.Ф.,
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраева Максима Владимировича, г. Москва (ОГРН 3087746255003, ИНН 772065135003), к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области, Владимирская область, г. Киржач (ОГРН (1033301002371, ИНН 3316300662), о взыскании 80 000 руб.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраев Максим Владимирович (далее - ГКХ Ибраев М.В.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) о взыскании 80 000 руб. убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) администрации Киржачского района Владимирской области (исковые требования изложены с учетом их уточнения в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013 исковые требования ГКХ Ибраева М.В. удовлетворены: с муниципального образования Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области в пользу истца взыскано 80 000 руб. и судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, финансовое управление администрации Киржачского района Владимирской области и администрация Киржачского района Владимирской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить основании пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права.
Нарушение норм процессуального права заявители усматривают в неправомерной замене ответчика, произведенной судом в судебном заседании от 21.01.2014.
Кроме того, заявители полагают, что вина администрации Киржачского района и противоправность ее поведения истцом не доказаны. Указывают, что незаконность действий ответчика истец усматривает в принятии постановлений главы администрации N 321 от 19.03.2009, N 339 от 17.03.2011, решения Совета народных депутатов Киржачского района N 55/823 от 19.06.2009, которыми, по мнению истца, на него была возложена обязанность по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте территории. Однако обязанность по изготовлению схемы на заинтересованных лиц не возлагалась. Временный порядок предусматривал, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане изготавливается по инициативе заинтересованного физического или юридического лица. Кроме того, до момента отмены судом пункта 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Киржачского района Владимирской области, администрация правомерно руководствовалась данными положениями в своей деятельности.
Размер ущерба также не обоснован, не подтвержден и не доказан. По мнению заявителя, предметом договора на выполнение кадастровых работ от 28.05.2009, заключенного между истцом и ООО "Базис", являлось выполнение полного цикла кадастровых работ в отношении земельного участка, изготовление схемы размещения земельного участка - это лишь один из пунктов данного объема работ.
Представитель заявителей в судебном заседании доводы жалоб поддержал, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Представитель истца в судебном заседании указал, что с жалобами не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено, что 21.04.2010 ГКФХ Ибраев М.В. обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 40 га, из земель фонда перераспределения района, в аренду на 49 лет, для целей воспроизводства рыбы и водных биоресурсов.
Администрация Киржачского района, рассмотрев вышеназванное заявление, в письме от 08.06.2010 N 715-01-13 сообщила ГКФХ Ибраеву М.В. о непринятии решения по предоставлению земельного участка, в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823.
Решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 утверждено Положение по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством". Согласно пункту 2.3 названного Положения, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается наряду с иными документами: схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" утвержден временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, согласно пункту 3 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается по инициативе заинтересованного юридического или физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа. Лицам, заинтересованным в получении схемы, рекомендуется привлекать к ее изготовлению кадастровых инженеров или лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
ГКФХ Ибраев М.В. в исковом заявлении пояснил, что, руководствуясь постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", им был заключен договор от 28.05.2010 N 45 с ООО "Базис" на выполнение кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, вблизи деревни Аленино.
Согласно акту сдачи-приемки работ от 11.05.2011 по договору N 45 исполнителем (ООО "Базис") выполнены кадастровые работы в отношении земельного участка площадью 651 492 кв. м, с кадастровым номером 33:02:021258, расположенного по адресу: расположение установлено в 1520 м на юго-восток от ориентира - жилой дом N 4 по ул. Прибрежной деревни Аленино Киржачского района Владимирской области за пределами участка; изготовлено и передано заказчику (ГКФХ Ибраеву М.В.) дело по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
За выполненные работы ГКФХ Ибраевым М.В., в соответствии с договором от 28.05.2010 N 45 произведена оплата ООО "Базис" в размере 80 000 руб. по квитанциями от 01.06.2010, от 11.05.2011.
Впоследствии решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011, вступившим в законную силу, пункт 2.3 "Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, признан противоречащим закону и недействующим с 14.07.2009. Данным решением также установлено, что Федеральный закон не только не содержит положений, обязывающих заявителя прилагать к заявлению о предоставлении земельного участка какие-либо документы, в том числе и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но и обязывает орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а установление требований по предоставлению дополнительных документов при подаче заявления о предоставлении земельного участка влечет за собой нарушение принципа равенства прав на получение земельного участка, в связи с чем пункт 2.3 указанного положения противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействующим с даты вступления в силу (опубликования) с 14.07.2009.
Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области от 01.11.2012 N 1312 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 651 492 кв. м, местоположение: в 1520 м на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, д. Аленино, ул. Прибрежная, д. 4, для воспроизводства рыбы и водных биоресурсов. Однако письмом от 02.07.2012 N 108/2-11-01-17 администрация Киржачского района сообщила ГКФХ Ибраеву М.В. о том, что данный участок будет оформляться для предоставления с торгов, в связи с подачей в администрацию района более одного заявления.
Истец, посчитав, что в результате незаконных действий администрации Киржачского района Владимирской области, выразившихся в нарушении сроков рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка, незаконном отказе в предоставлении земельного участка письмом от 08.06.2010 N 715-01-13, незаконном возложении обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении Положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", ему причинены убытки в сумме 80 000 руб. (стоимость оплаченных кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории), обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования ГКФХ Ибраева М.В., суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Деликтная ответственность в отношении ответчика может наступить только при наличии совокупности следующих условий: факта наступления вреда; противоправного поведения причинителя вреда; причинной связи между поведением и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неправомерность действий администрации, выразившаяся в отказе в принятии решения по предоставлению земельного участка, в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, подтверждается письмом от 08.06.2010 N 715-01-13. Издание данного документа на основании не соответствующего закону решения Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, возлагавшего на заявителей обязанность по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, подтверждается решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011.
Кроме того, из материалов дела видно, что приведенные выше действия администрации Киржачского района Владимирской области ограничили право ГКФХ Ибраева М.В. на приобретение земельного участка в аренду, поскольку постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.02.2013 N 189 "Об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 1520 м по направлению на юго-восток от д. 4 по ул. Прибрежная, д. Аленино", протоколом об итогах аукциона от 10.04.2013 вышеназванный земельный участок предоставлен в аренду иному лицу (победителю аукциона).
Таким образом, совокупность условий, являющихся основанием для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности нашла свое бесспорное подтверждение в судебном заседании. Поэтому требование ГКФХ Ибраева М.В. о взыскании убытков в виде расходов на изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории являлись обоснованными.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд второй инстанции признает их необоснованными и подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденный постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321; пункт 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, необоснованно предусматривали обязанность заинтересованного лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Будучи не согласными с размером убытков, предъявленных ГКФХ Ибраевым М.В. ко взысканию, заявители не представили в судах двух инстанций доказательств того, что стоимость услуг по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является иной, ходатайство о назначении экспертизы с целью определения стоимости соответствующих работ не заявляли.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ГКФХ Ибраева М.В.
Ссылка заявителей жалоб на нарушение норм процессуального права, выразившееся в неправомерной замене ответчика, произведенной судом в судебном заседании от 21.01.2014, отклоняется, так как данное процессуальное действие суда не противоречит статье 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность принятого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного суд второй инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Владимирской области не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-3020/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области и администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Н.А.НАСОНОВА
Н.А.НАСОНОВА
Судьи
Т.С.РОДИНА
Т.И.ТАРАСОВА
Т.С.РОДИНА
Т.И.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)