Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 ПО ДЕЛУ N А55-13851/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А55-13851/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "РАА" - Галимова Ю.З. (доверенность от 02.12.2011),
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Старковой Ю.К. (доверенность от 30.01.2014 N 12-519),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Лига Консалт Оценка" - Ананьева И.В. (директор, выписка из ЕГРЮЛ от 11.11.2014 N 10285),
представитель Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2014 года по делу N А55-13851/2014 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА" (ОГРН 1026301520970, ИНН 6311043167), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лига Консалт Оценка", г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", г. Самара,
о признании незаконным решения от 02 июня 2014 года N 14/16с-39,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - заявитель, общество, ООО "РАА") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровый стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее - Росреестр) о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 02.06.2014 N 14/16с-39; обязании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РАА" путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 общей площадью 15 534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров / улице 22 Партсъезда в размере его рыночной стоимости в размере 47 504 200 руб. (т. 1 л.д. 5-8).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Лига Консалт Оценка", Министерство строительства Самарской области, общероссийскую общественную организацию "Российское общество оценщиков" (т. 1 л.д. 2-3, т. 2 л.д. 110).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014 по делу N А55-13851/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 02.06.2014 N 14/16с-39.
Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РАА" путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 общей площадью 15 534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров / улице 22 Партсъезда в размере его рыночной стоимости в размере 47 504 200 руб.
Суд взыскал с Управления Росреестра по Самарской области в пользу ООО "РАА" расходы на уплату госпошлины в сумме 2000 руб. (т. 2 л.д. 236-250).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 2-7).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства строительства Самарской области и общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании Росреестра поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель ООО "Лига Консалт Оценка" отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.08.2009 между Министерством строительства Самарской области и ООО "РАА" заключен договор аренды земельного участка N 485, в соответствии с которым ООО "РАА" представлен в аренду земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0925001:515, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров/улице 22 Партсъезда площадью 15534,40 кв. м (т. 1 л.д. 9-25).
На основании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, в государственный кадастр недвижимости 25.11.2013 (дата вступления в силу данного постановления) внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515-126 546 954,3 руб.
В кадастровом паспорте земельного участка от 16.04.2014 N 63-00-102/14-269449 показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка указан в размере 126 546 954,3 руб.
Министерство строительства Самарской области письмом от 03.03.2014 N 3/1485 уведомило заявителя об изменении размера арендной платы в связи с принятием Правительством Самарской области Постановления от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (т. 1 л.д. 26-28).
Новый расчет определения размера арендной платы в месяц предусматривает увеличение оплаты арендной платы в 5 раз.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 16.04.2014 N 63-00-102/14-269449 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 равна 126 546 954,3 руб.
17.03.2014 ООО "РАА" заключило с ООО "Лига-Консалт Оценка" договор N 19-03/14/0 на предмет определения рыночной стоимости земельного участка площадью 15534,40 кв. м с кадастровым номером 63:01:0925001:515.
Согласно отчету N 1633/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка в городском округе Самара площадью 15534,40 кв. м (кадастровый номер 63:01:0925001:515) от 25.03.2014, адрес объекта оценки: Самарская область, город Самара, Советский район, по улице Красных коммунаров / улице Двадцать второго Партсъезда, дата оценки 01.01.2013, составленного ООО "Лига-Консалт Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 общей площадью 15534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров/улице 22 Партсъезда составляет 47 504 200 руб. (т. 1 л.д. 31-82).
20.05.2014 ООО "РАА" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров/улице 22 Партсъезда площадью 15534,40 кв. м.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости ООО "РАА" указало установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К указанному заявлению приложены все предусмотренные законодательством документы, в том числе отчет об оценке от 25.03.2014 N 1633/14, составленный ООО "Лига-Консалт Оценка", а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 1112/2014 от 25.04.2014 на указанный отчет (т. 1 л.д. 29-30).
Решением указанной комиссии от 02.06.2014 N 14/16с-39 отклонено заявление ООО "РАА" (т. 1 л.д. 93-96).
Согласно решению Комиссии Управления Росреестра по Самарской области от 02.06.2014 N 14/16с-39 основанием для отказа в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 послужило следующее.
1. Содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета, а также допускать неоднозначного толкования (статья 11 Федерального закона N 135, п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (принцип однозначности):
- - задание на оценку и описание объекта оценки (п. 8.1.1, 8.1.4) содержит информацию о том, что документы-основания действующих прав для оценки не представлены, указан собственник - Министерство строительства и ЖКХ Самарской области;
- - результат определения рыночной стоимости находится вне диапазона цен по анализу рынка, указанному в разделе 9.3.4.1.
2. Приведенные ссылки на источник информации по аналогу N 9 (стр. 97), используемый в отчете, не позволяют сделать выводы о дате ее подготовки (п. 10 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)").
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Приказ N 263) Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
На основании Приказа Росреестра от 06.02.2012 N П/48 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Работа комиссии регулируется Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок создания и работы комиссии).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В рассматриваемом случае истец в обоснование своих требований представил отчет ООО "Лига-Консалт Оценка" от 25.03.2014 N 1633/14 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 15534,40 кв. м с кадастровым номером 63:01:0925001:515 по состоянию на 01.01.2013.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Росреестра, что задание на оценку и описание объекта оценки (п. 8.1.1, 8.1.4) содержит информацию о том, что документы-основания действующих прав для оценки не представлены, указан собственник - Министерство строительства и ЖКХ Самарской области.
В заключении от 25.03.2014 1633/14 Министерство строительства и ЖКХ Самарской области указано в графе "Собственник (представитель собственника)", что не может вводить в заблуждение пользователей отчета.
В п. 8.1.1 заключении от 25.03.2014 N 1633/14 в графе "Документы, подтверждающие существующие права на объект оценки" указано: "Документы не представлены (пункт 2 статьи 214 ГК РФ)".
Согласно пункту 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Суд первой инстанции правильно указал, что содержание п. 8.1.1 заключения от 25.03.2014 N 1633/14 не вводит в заблуждение пользователей отчета.
В оспариваемом решении Росреестра указывается, что результат определения рыночной стоимости находится вне диапазона цен по анализу рынка, указанному в разделе 9.3.4.1, а также, что приведенные ссылки на источник информации по аналогу N 9 (стр. 97), используемый в отчете, не позволяют сделать выводы о дате ее подготовки (п. 10 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)").
Суд первой инстанции правомерно признал указанные доводы необоснованными по следующим мотивам.
Соответствие данного отчета от 25.03.2014 N 1633/14 требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 25.04.2014 N 1112/2014, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 83-92).
В соответствии с экспертным заключением N 1112/2014 на Отчет N 1633/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка в городском округе Самара, общая площадь 15534,40 кв. м. Кадастровый (или условный) номер 63:01:0925001:515 Адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Советский район, по улице Красных коммунаров /улице Двадцать второго Партсъезда, по состоянию на 01.01.2013, подготовленный оценщиком: ООО "Лига-Консалт Оценка" Ананьевым Игорем Валентиновичем (рег.N 0003306) от 25.04.2014 указанный отчет соответствует:
- -требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- -федеральным стандартам оценки;
- - Своду стандартов оценки Российского общества оценщиков;
- -другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что на основании вышеизложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 в соответствии с указанными Отчетом и экспертным заключением должна быть равной 47 504 200 руб.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В силу части 8 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела Росреестр не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовал о назначении экспертизы, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика по состоянию на 01.01.2013.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 утвержден федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (далее - ФСО N 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
В соответствии с пунктом 16 ФСО N 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки (пункт 11 ФСО N 1).
Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение (абзац 1). При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2).
При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству (абзац 3 пункта 17 ФСО N 5).
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 ФСО N 5).
Закон об оценочной деятельности не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", а также учитывая, что доказательств недостоверности отчета об оценке Росреестром не представлено, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствующими основания для признания отчета N 64-1/13-Т об оценке рыночной стоимости недвижимости, подготовленного ООО "Оценочная компания "Тереза" по состоянию на 01.01.2013, недостоверным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что подлежат удовлетворения исковые требования о признании решения Управления Росреестра по Самарской области от 02.06.2014 N 14/16с-39 незаконным и установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимости. При этом в качестве рыночной стоимости судом принимается стоимость, установленная в отчете по состоянию на 01.01.2013-47 504 200 руб.
Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая сформированную судебную практику по рассмотрению таких видов спора, с учетом задач судопроизводства в арбитражных судах, к числу которых относится защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 АПК РФ), а также принципа исполнимости судебных актов, заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению в виде установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515, площадью 15534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по улице Красных Коммунаров/улице 22 Партсъезда, установленную по состоянию на 01.01.2013 года, равной его рыночной стоимости в размере 47 504 200 руб.
Допущенные судом первой инстанции опечатки устранены, путем вынесении определения от 06.10.2014.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2014 по делу N А55-15439/2912.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2014 года по делу N А55-13851/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
О.Е.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)