Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что после подачи предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка вступил в силу региональный нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдановского П.Е., доверенность от 29.12.2014; 12-9289,
третьего лица - Министерства строительства Самарской области - Бисяриной Н.И., доверенность от 03.03.2015 N 3-49/37, Тамодлиной О.В., доверенность от 15.07.2014 N 3-49/84,
в отсутствие:
истца - индивидуального предпринимателя Понькина Сергея Александровича - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-26907/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Понькина Сергея Александровича, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Министерство строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 06.10.2014 N 01/760/2014-868,
установил:
индивидуальный предприниматель Понькин Сергей Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 27.06.2014 N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, обязании по вступлении в законную силу решения устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015, решение управления от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 27.06.2014 N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза признано незаконным. На управление возложена обязанность по вступлении в законную силу решения устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах предприниматель, министерство просят в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 13:35 07.07.2015.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 08.06.2011 N 20110287 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении в аренду земельного участка площадью 6926,0 кв. м для строительства авторемонтного предприятия.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) от 12.04.2013 N РД-333 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6926 кв. м (в том числе земельный участок площадью 69,9 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций) в п. Береза в Красноглинском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов).
Приказом министерства от 22.11.2013 N 340-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6926 кв. м для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) и заявителю предварительного согласовано место размещения авторемонтного предприятия (на 10 постов) на испрашиваемом земельном участке (л.д. 22 - 24).
Приказом министерства от 03.02.2014 N 46-п заявителю предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер 63:01:0352003-551) площадью 6926 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по вышеуказанному адресу для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) (л.д. 16).
Между заявителем и министерством заключен договор аренды от 27.06.2014 N 862 вышеуказанного земельного участка сроком на три года (л.д. 32 - 38).
Предприниматель обратился в управление с заявлением от 26.09.2014 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 27.06.2014 N 862.
Управление сообщением от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 отказало предпринимателю в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды, поскольку предпринимателем не соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление N 639), согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что административная процедура предоставления спорного земельного участка была начата до вступления в законную силу постановления N 639, в связи с чем действия последнего к данному случаю неприменимы.
По мнению судебной коллегии выводы судов нельзя признать в полной мере правильными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае предприниматель до 23.11.2012 не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012 обращалось внимание на то, что сам факт подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка до принятия субъектом Российской Федерации иного порядка предоставления земельного участка (только на торгах) не исключает применение постановления N 639, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось.
Ссылка суда на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.2014 по делу N А55-14237/2013 является ошибочной, поскольку на момент принятия постановления N 639 в отношении спорного земельного участка утверждена схема его расположения, оформлен акт выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене, а требования предпринимателя отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А55-26907/2014 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2015 N Ф06-25355/2015 ПО ДЕЛУ N А55-26907/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что после подачи предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка вступил в силу региональный нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N Ф06-25355/2015
Дело N А55-26907/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдановского П.Е., доверенность от 29.12.2014; 12-9289,
третьего лица - Министерства строительства Самарской области - Бисяриной Н.И., доверенность от 03.03.2015 N 3-49/37, Тамодлиной О.В., доверенность от 15.07.2014 N 3-49/84,
в отсутствие:
истца - индивидуального предпринимателя Понькина Сергея Александровича - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-26907/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Понькина Сергея Александровича, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Министерство строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 06.10.2014 N 01/760/2014-868,
установил:
индивидуальный предприниматель Понькин Сергей Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 27.06.2014 N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, обязании по вступлении в законную силу решения устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015, решение управления от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 27.06.2014 N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза признано незаконным. На управление возложена обязанность по вступлении в законную силу решения устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзывах предприниматель, министерство просят в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 13:35 07.07.2015.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 08.06.2011 N 20110287 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении в аренду земельного участка площадью 6926,0 кв. м для строительства авторемонтного предприятия.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) от 12.04.2013 N РД-333 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6926 кв. м (в том числе земельный участок площадью 69,9 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций) в п. Береза в Красноглинском районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов).
Приказом министерства от 22.11.2013 N 340-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6926 кв. м для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) и заявителю предварительного согласовано место размещения авторемонтного предприятия (на 10 постов) на испрашиваемом земельном участке (л.д. 22 - 24).
Приказом министерства от 03.02.2014 N 46-п заявителю предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер 63:01:0352003-551) площадью 6926 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по вышеуказанному адресу для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) (л.д. 16).
Между заявителем и министерством заключен договор аренды от 27.06.2014 N 862 вышеуказанного земельного участка сроком на три года (л.д. 32 - 38).
Предприниматель обратился в управление с заявлением от 26.09.2014 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 27.06.2014 N 862.
Управление сообщением от 06.10.2014 N 01/760/2014-868 отказало предпринимателю в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды, поскольку предпринимателем не соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление N 639), согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что административная процедура предоставления спорного земельного участка была начата до вступления в законную силу постановления N 639, в связи с чем действия последнего к данному случаю неприменимы.
По мнению судебной коллегии выводы судов нельзя признать в полной мере правильными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае предприниматель до 23.11.2012 не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012 обращалось внимание на то, что сам факт подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка до принятия субъектом Российской Федерации иного порядка предоставления земельного участка (только на торгах) не исключает применение постановления N 639, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось.
Ссылка суда на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.2014 по делу N А55-14237/2013 является ошибочной, поскольку на момент принятия постановления N 639 в отношении спорного земельного участка утверждена схема его расположения, оформлен акт выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене, а требования предпринимателя отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А55-26907/2014 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)