Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Николаенко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Шефер И.А., Уваровой В.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кожевниковского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Томской области об обязании принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда,
по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Томской области на решение Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер И.А., объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кожевниковского района Томской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту лесного хозяйства Томской области об обязании принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кожевниковского района Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/, несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор на общей площади около 2 га. Согласно информации, представленной Департаментом лесного хозяйства Томской области, выделы /__/ квартала /__/ урочища "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества являются землями лесного фонда. Правообладателем земельного участка, местоположением которого является урочище "/__/" кварталы, /__/, согласно кадастровому паспорту является Российская Федерация. Приводя нормы закона, указывает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда /__/ урочища /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/), возлагается на Департамент лесного хозяйства Томской области, который действует от имени Российской Федерации, однако не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, установленные федеральными законами. Наличие несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на указанной территории, приводит к пожароопасным ситуациям в лесах, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать Департамент лесного хозяйства Томской области принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда /__/ урочища /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/ (имеющего координаты 56° 22 * 52.65 C - 84° 6 * 13.37 B; 56° 22 * 53.48 C - 84° 6 * 13.08 B; 56° 22 * 54.85 C - 84° 6 * 10.81 B; 56° 22 * 55.01 C - 84° 6 * 8.97 B; 56° 22 * 51.60 C - 84° 6 * 3.91 B; 56° 22 * 50.93 C - 84° 6 * 2.15 B; 56° 22 * 49.72 C - 84° 5 * 59.77 B; 56° 22 * 49.73 C - 84° 5 * 58.33 B; 56° 22 * 50.26 C - 84° 5 * 58.05 B; 56° 22 * 54.49 C - 84° 6 * 1.41 B; 56° 22 * 55.93 C - 84° 6 * 3.11 B; 56° 22 * 56.17 C - 84° 6 * 7.16 B; 56° 22 * 56.42 C - 84° 6 * 8.54 B; 56° 22 * 55.97 C - 84° 6 * 10.358 B; 56° 22 * 55.29 C - 84° 6 * 12.11 B; 56° 22 * 54.76 C - 84° 6 * 14.58 B). На основании ст. 206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01 августа 2015 года.
В судебном заседании представитель истца Игловская Е.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что право на земельный участок Киреевского сельского поселения, которое на данный момент не существует, не было зарегистрировано. Территория, на которой расположена свалка, относится к землям лесного фонда, правообладателем является Российская Федерация.
В судебном заседании представитель ответчика М. исковые требования не признал. В обоснование доводов пояснил, что Департамент осуществляет свою деятельность на основании Лесного кодекса РФ и не имеет права производить нецелевое расходование бюджетных средств, к чему также относится и очистка территорий, относящихся к землям лесного фонда РФ, от свалок бытовых отходов. Финансирование Департамента лесного хозяйства осуществляется в рамках ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ. Полагал неправомерным предъявлять требования к Департаменту лесного хозяйства Томской области как собственнику земель лесного фонда, поскольку настоящий причинитель вреда не выявлен. Кроме того, при удовлетворении требований в настоящей редакции решение суда будет неисполнимо, поскольку бюджет на 2015 год уже сформирован, корректировке не подлежит. Ссылка истца на ст. 210 ГК РФ является неправомерной, поскольку Департамент лесного хозяйства Томской области действует в рамках ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, где не сказано о реализации прав собственника. Полномочия Департамента лесного хозяйства Томской области достаточно узкие. Согласно разъяснениям Рослесхоза о порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора уборка естественной захламленности проводится в местах рекреационного использования лесов или для подготовки участков с погибшими насаждениями к мероприятиям по лесовосстановлению. Уборка бытовых отходов, в том числе на землях лесного фонда, лесным законодательством не регламентирована. Таким образом, ответственность по ликвидации свалки не может быть возложена на органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, в связи с тем, что Лесной кодекс РФ не наделяет их полномочиями по очистке и уборке отходов от производства и потребления. Наличие государственного акта, выданного на основании решения от 29.01.1997 N 2, свидетельствует о том, что участок, на котором размещена свалка, ранее был предоставлен Киреевскому сельскому поселению для размещения свалки, в связи с чем известен владелец участка, к которому и должны быть заявлены требования об очистке и уборке территории. Указанный государственный акт в соответствии ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" является юридически действительным и имеет юридическую силу. Поскольку возникло право постоянного бессрочного пользования, значит, участок является муниципальной собственностью. Истец не учитывает положения ст. 99, 100 ЗК РФ о том, что причиненный лесам вред должен возмещаться причинителем вреда, каковым является либо сельское поселение, либо муниципальный район. Если ранее земельный участок был предоставлен в пользование, которое было прекращено, то лицо, окончившее его использование, должен его рекультивировать в соответствии со ст. 25 ЗК РФ. В связи с чем Департамент лесного хозяйства Томской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года на основании статей 2, 9, 18, 42, 58, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 11, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 1, 6, 51, п. 4 ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российского Федерации (далее - ЛК РФ), пунктов 2, 3, 8, 28 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414), пунктов 4, 7, 9, 67, 68 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.12.2007 N 523, подп. "г", "е" п. 8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области (утв. постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128), ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области М. просит решение отменить, принять по делу новое, отказав в удовлетворении исковых требований прокурору.
В обоснование, ссылаясь на положения п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 125, ч. 4 и 5 ст. 126, ст. 210, п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 83, ст. 99 - 100 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417), п. 7 Приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. В частности, считает, что имуществу Российской Федерации (лесам) был причинен вред иным лицом, поскольку ни Российская Федерация, ни Томская область не являются лицами, использующими леса, в результате действий которых произошло захламление лесов бытовыми отходами. В связи с чем полагает, что прокурор просил устранить вред, причиненный собственнику имущества, за счет самого собственника. Кроме того указывает, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что земельный участок земель лесного фонда, впоследствии захламленный бытовыми отходами, был выделен на праве постоянного (бессрочного) пользования Киреевскому сельскому совету для организации свалки, что подтверждено копией государственного акта, приложенной к Акту N 3-44 от 09.09.2014, составленному должностным лицом Департамента природных ресурсов Томской области. Считает, что, таким образом, был выявлен причинитель вреда - муниципальное образование Киреевский сельский совет или Киреевское поселение, однако суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно приобщенному к делу разъяснению Рослесхоза свалки бытовых отходов в лесах должны убираться за счет соответствующих муниципальных образований.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская Е.И. считает решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/, находится несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора
Данная несанкционированная свалка образовалась в результате бесконтрольного вывоза населением бытовых отходов и мусора. Общая площадь загрязнения составляет около 2 га лесных угодий. Площадь захламления увеличивается, что приводит к загрязнению лесов, в том числе и к пожароопасной ситуации в лесах.
Из кадастрового паспорта земельного участка N /__/ от 10.06.2014 следует, что земельный участок, на котором незаконно размещена свалка, находится в границах земельного участка с местоположением /__/, /__/ лесничество, /__/ участковое лесничество, урочище "/__/", квартал /__/, часть кварталов: /__/; урочище "/__/", кварталы: /__/, отнесенного к категории земель лесного фонда.
Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, что не оспаривалось в судебном заседании.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные на территории Томской области, проведена в порядке, установленном статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг (положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128).
Согласно пп. "г", "с" п. 8 положения Департамент лесного хозяйства осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, в том числе, организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, в частности очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - Департаментом лесного хозяйства).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Пункты 66 - 68 Руководства предусматривают, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Эти нормы применяются с учетом обязанности лесной службы контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Данная обязанность в отношении спорного лесного участка, как следует из обстоятельств дела, Департаментом лесного хозяйства не исполнялась.
Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что поскольку несанкционированная свалка (захламление территории) расположена на территории, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, обязанность по ее ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса должна быть возложена на Департамент лесного хозяйства Томской области, является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (п. 2).
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия являются целевыми. Доводы Департамента об обратном безосновательны.
Кроме того, на основании приведенных выше положений Руководства очистка леса от бытовых отходов может производиться за счет нарушителя, если таковой установлен.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно применил нормы материального права.
Довод жалобы о том, что данный земельный участок находится в ведении сельского поселения и муниципального района, судебной коллегий отклоняется, поскольку доказательств указанным обстоятельствам не представлено.
Представленная в материалы дела копия государственного акта о передаче в пользование Киреевскому сельскому поселению земельного участка площадью 2га на основании решения Киреевского сельского Совета от 29.01.1997 судом первой инстанции обоснованно признана недопустимым доказательством, поскольку не имеет таких обязательных реквизитов как номер и не заверена надлежащим образом.
Суд также правильно указал, что содержание представленной копии не свидетельствует о передаче в пользование Киреевскому сельскому поселению земель из состава лесного фонда. Согласно содержащимся в документе сведениям передаваемые земли относились к пашням, входящим в сельскохозяйственные угодья.
Других доказательств, позволяющих суду считать, что указанный земельный участок, расположенный на землях лесного фонда, в настоящее время находится во владении и пользовании иных лиц, материалы дела не содержат.
Обстоятельства, связанные с передачей земельного участка в аренду, в иное пользование, судом не установлены.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1169/2015
Требование: Об обязании принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N 33-1169/2015
Судья: Николаенко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Шефер И.А., Уваровой В.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кожевниковского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Томской области об обязании принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда,
по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Томской области на решение Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер И.А., объяснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кожевниковского района Томской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту лесного хозяйства Томской области об обязании принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кожевниковского района Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/, несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор на общей площади около 2 га. Согласно информации, представленной Департаментом лесного хозяйства Томской области, выделы /__/ квартала /__/ урочища "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества являются землями лесного фонда. Правообладателем земельного участка, местоположением которого является урочище "/__/" кварталы, /__/, согласно кадастровому паспорту является Российская Федерация. Приводя нормы закона, указывает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда /__/ урочища /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/), возлагается на Департамент лесного хозяйства Томской области, который действует от имени Российской Федерации, однако не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, установленные федеральными законами. Наличие несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на указанной территории, приводит к пожароопасным ситуациям в лесах, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать Департамент лесного хозяйства Томской области принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда /__/ урочища /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/ (имеющего координаты 56° 22 * 52.65 C - 84° 6 * 13.37 B; 56° 22 * 53.48 C - 84° 6 * 13.08 B; 56° 22 * 54.85 C - 84° 6 * 10.81 B; 56° 22 * 55.01 C - 84° 6 * 8.97 B; 56° 22 * 51.60 C - 84° 6 * 3.91 B; 56° 22 * 50.93 C - 84° 6 * 2.15 B; 56° 22 * 49.72 C - 84° 5 * 59.77 B; 56° 22 * 49.73 C - 84° 5 * 58.33 B; 56° 22 * 50.26 C - 84° 5 * 58.05 B; 56° 22 * 54.49 C - 84° 6 * 1.41 B; 56° 22 * 55.93 C - 84° 6 * 3.11 B; 56° 22 * 56.17 C - 84° 6 * 7.16 B; 56° 22 * 56.42 C - 84° 6 * 8.54 B; 56° 22 * 55.97 C - 84° 6 * 10.358 B; 56° 22 * 55.29 C - 84° 6 * 12.11 B; 56° 22 * 54.76 C - 84° 6 * 14.58 B). На основании ст. 206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01 августа 2015 года.
В судебном заседании представитель истца Игловская Е.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что право на земельный участок Киреевского сельского поселения, которое на данный момент не существует, не было зарегистрировано. Территория, на которой расположена свалка, относится к землям лесного фонда, правообладателем является Российская Федерация.
В судебном заседании представитель ответчика М. исковые требования не признал. В обоснование доводов пояснил, что Департамент осуществляет свою деятельность на основании Лесного кодекса РФ и не имеет права производить нецелевое расходование бюджетных средств, к чему также относится и очистка территорий, относящихся к землям лесного фонда РФ, от свалок бытовых отходов. Финансирование Департамента лесного хозяйства осуществляется в рамках ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ. Полагал неправомерным предъявлять требования к Департаменту лесного хозяйства Томской области как собственнику земель лесного фонда, поскольку настоящий причинитель вреда не выявлен. Кроме того, при удовлетворении требований в настоящей редакции решение суда будет неисполнимо, поскольку бюджет на 2015 год уже сформирован, корректировке не подлежит. Ссылка истца на ст. 210 ГК РФ является неправомерной, поскольку Департамент лесного хозяйства Томской области действует в рамках ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, где не сказано о реализации прав собственника. Полномочия Департамента лесного хозяйства Томской области достаточно узкие. Согласно разъяснениям Рослесхоза о порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора уборка естественной захламленности проводится в местах рекреационного использования лесов или для подготовки участков с погибшими насаждениями к мероприятиям по лесовосстановлению. Уборка бытовых отходов, в том числе на землях лесного фонда, лесным законодательством не регламентирована. Таким образом, ответственность по ликвидации свалки не может быть возложена на органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, в связи с тем, что Лесной кодекс РФ не наделяет их полномочиями по очистке и уборке отходов от производства и потребления. Наличие государственного акта, выданного на основании решения от 29.01.1997 N 2, свидетельствует о том, что участок, на котором размещена свалка, ранее был предоставлен Киреевскому сельскому поселению для размещения свалки, в связи с чем известен владелец участка, к которому и должны быть заявлены требования об очистке и уборке территории. Указанный государственный акт в соответствии ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" является юридически действительным и имеет юридическую силу. Поскольку возникло право постоянного бессрочного пользования, значит, участок является муниципальной собственностью. Истец не учитывает положения ст. 99, 100 ЗК РФ о том, что причиненный лесам вред должен возмещаться причинителем вреда, каковым является либо сельское поселение, либо муниципальный район. Если ранее земельный участок был предоставлен в пользование, которое было прекращено, то лицо, окончившее его использование, должен его рекультивировать в соответствии со ст. 25 ЗК РФ. В связи с чем Департамент лесного хозяйства Томской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года на основании статей 2, 9, 18, 42, 58, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 11, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 1, 6, 51, п. 4 ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российского Федерации (далее - ЛК РФ), пунктов 2, 3, 8, 28 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414), пунктов 4, 7, 9, 67, 68 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.12.2007 N 523, подп. "г", "е" п. 8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области (утв. постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128), ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области М. просит решение отменить, принять по делу новое, отказав в удовлетворении исковых требований прокурору.
В обоснование, ссылаясь на положения п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 125, ч. 4 и 5 ст. 126, ст. 210, п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 83, ст. 99 - 100 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417), п. 7 Приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. В частности, считает, что имуществу Российской Федерации (лесам) был причинен вред иным лицом, поскольку ни Российская Федерация, ни Томская область не являются лицами, использующими леса, в результате действий которых произошло захламление лесов бытовыми отходами. В связи с чем полагает, что прокурор просил устранить вред, причиненный собственнику имущества, за счет самого собственника. Кроме того указывает, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что земельный участок земель лесного фонда, впоследствии захламленный бытовыми отходами, был выделен на праве постоянного (бессрочного) пользования Киреевскому сельскому совету для организации свалки, что подтверждено копией государственного акта, приложенной к Акту N 3-44 от 09.09.2014, составленному должностным лицом Департамента природных ресурсов Томской области. Считает, что, таким образом, был выявлен причинитель вреда - муниципальное образование Киреевский сельский совет или Киреевское поселение, однако суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно приобщенному к делу разъяснению Рослесхоза свалки бытовых отходов в лесах должны убираться за счет соответствующих муниципальных образований.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская Е.И. считает решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что на территории земельного участка, расположенного на землях лесного фонда "/__/" /__/ участкового лесничества /__/ лесничества (квартал /__/, выдел /__/) в 500 метрах от /__/ и 200 метрах от автодороги /__/ - /__/, находится несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора
Данная несанкционированная свалка образовалась в результате бесконтрольного вывоза населением бытовых отходов и мусора. Общая площадь загрязнения составляет около 2 га лесных угодий. Площадь захламления увеличивается, что приводит к загрязнению лесов, в том числе и к пожароопасной ситуации в лесах.
Из кадастрового паспорта земельного участка N /__/ от 10.06.2014 следует, что земельный участок, на котором незаконно размещена свалка, находится в границах земельного участка с местоположением /__/, /__/ лесничество, /__/ участковое лесничество, урочище "/__/", квартал /__/, часть кварталов: /__/; урочище "/__/", кварталы: /__/, отнесенного к категории земель лесного фонда.
Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, что не оспаривалось в судебном заседании.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные на территории Томской области, проведена в порядке, установленном статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг (положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128).
Согласно пп. "г", "с" п. 8 положения Департамент лесного хозяйства осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, в том числе, организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, в частности очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - Департаментом лесного хозяйства).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Пункты 66 - 68 Руководства предусматривают, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Эти нормы применяются с учетом обязанности лесной службы контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Данная обязанность в отношении спорного лесного участка, как следует из обстоятельств дела, Департаментом лесного хозяйства не исполнялась.
Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что поскольку несанкционированная свалка (захламление территории) расположена на территории, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, обязанность по ее ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса должна быть возложена на Департамент лесного хозяйства Томской области, является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (п. 2).
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия являются целевыми. Доводы Департамента об обратном безосновательны.
Кроме того, на основании приведенных выше положений Руководства очистка леса от бытовых отходов может производиться за счет нарушителя, если таковой установлен.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно применил нормы материального права.
Довод жалобы о том, что данный земельный участок находится в ведении сельского поселения и муниципального района, судебной коллегий отклоняется, поскольку доказательств указанным обстоятельствам не представлено.
Представленная в материалы дела копия государственного акта о передаче в пользование Киреевскому сельскому поселению земельного участка площадью 2га на основании решения Киреевского сельского Совета от 29.01.1997 судом первой инстанции обоснованно признана недопустимым доказательством, поскольку не имеет таких обязательных реквизитов как номер и не заверена надлежащим образом.
Суд также правильно указал, что содержание представленной копии не свидетельствует о передаче в пользование Киреевскому сельскому поселению земель из состава лесного фонда. Согласно содержащимся в документе сведениям передаваемые земли относились к пашням, входящим в сельскохозяйственные угодья.
Других доказательств, позволяющих суду считать, что указанный земельный участок, расположенный на землях лесного фонда, в настоящее время находится во владении и пользовании иных лиц, материалы дела не содержат.
Обстоятельства, связанные с передачей земельного участка в аренду, в иное пользование, судом не установлены.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)