Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2015 N 18АП-4697/2015 ПО ДЕЛУ N А07-27157/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. N 18АП-4697/2015

Дело N А07-27157/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2015 по делу N А07-27157/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Столица" Галеева Э.Д. (доверенность от 17.12.2014).

Общество с ограниченной ответственностью "Столица" (далее - общество "Столица", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным выраженного в письме от 26.11.2014 N 27523 отказа Администрации в предоставлении обществу "Столица" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020403:536 площадью 5049 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, на пересечении улицы Георгия Мушникова с Бульваром Баландина, обязании Администрации в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2015 (резолютивная часть от 17.03.2015) требования общества удовлетворены.
Суд признал незаконным выраженный в письме от 26.11.2014 N 27523 отказ Администрации в предоставлении обществу "Столица" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020403:536 площадью 5049 кв. м, расположенного по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, на пересечении улицы Георгия Мушникова с Бульваром Баландина, и обязал Администрацию в срок, не превышающий 14 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, принять решение о предоставлении обществу "Столица" в собственность за плату названного земельного участка; в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, направить в адрес общества "Столица" проект договора купли-продажи земельного участка.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованными выводы суда о наличии оснований для приватизации испрашиваемого земельного участка, так как земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, что в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, здесь и далее в ранее действовавшей редакции) исключает его приватизацию ввиду ограничения в обороте.
К дате судебного заседания заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "Столица" является собственником нежилого здания общей площадью 2224,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Георгия Мушникова, д. 13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АЕ 265959 от 13.08.2014 (л.д. 33).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020403:536 площадью 5049 кв. м, относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства торгово-делового бизнес-центра (кадастровый паспорт земельного участка от 09.12.2014 N 02/14/1-873682, л.д. 29).
На основании последовательно совершенных сделок - договора аренды земельного участка от 07.03.2008 N 238-08, оформленного между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Башкирский деловой и культурный центр" (л.д. 15-18), договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 21.08.2014, оформленного между обществом с ограниченной ответственностью "Башкирский деловой и культурный центр" и обществом "Столица" (л.д. 26-27), дополнительного соглашения N 3 от 17.11.2014 к договору аренды от 07.03.2008 N 238-08 (л.д. 28) - названный земельный участок на праве аренды принадлежит заявителю.
Договор аренды земельного участка от 07.03.2008 N 238-08 и договор о передаче прав и обязанностей от 21.08.2014 зарегистрированы, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договорах (л.д. 18, 27 оборот).
На основании дополнительных соглашений к договору аренды земельного участка N 1 от 04.02.2011, N 2 от 27.08.2013 срок аренды определен до 19.07.2016 (л.д. 24, 25).
11.11.2014 общество "Столица" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 34 от 11.11.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020403:536 площадью 5049 кв. м в собственность за плату по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ (л.д. 13-14).
Заявление получено Администрацией, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции заинтересованного лица.
Письмом от 26.11.2014 N 27523 Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществу "Столица" отказано в выкупе земельного участка со ссылкой на его нахождение во втором поясе охраны водозаборов р. Уфы, что в силу пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ свидетельствует об ограничении земельного участка в обороте (л.д. 11-12).
Полагая данный отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ ввиду недоказанности заинтересованным лицом обстоятельств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также обстоятельств резервирования испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Случаи ограничения в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, Администрация сослалась на его ограничение в обороте в силу его расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, указав, что границы зон санитарной охраны водного объекта определены проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденным распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801, а также проектом водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденного постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129 и положенного в основу схемы границ зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 11-12).
Приведенное основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность судом первой инстанции правомерно признано необоснованным.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу пункта 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Администрация в обоснование довода о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы в силу решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4" ссылалась на сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 30).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Администрацией суду первой инстанции не представлено.
Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы, утвержденный постановлением главы Администрации от 21.08.2008 N 5129, не может быть принят апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению таких зон санитарной охраны.
Таким образом, указанная в кадастровом паспорте земельного участка "Зона: РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс", установленная на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ссылка в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 N 27523 (л.д. 11-12) и кадастровом паспорте земельного участка от 09.12.2014 N 02/14/1-873682 на установление зоны особого использования в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята, поскольку, как указано в кадастровом паспорте, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс.
Документов, позволяющих определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду не представлены.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судебная коллегия также соглашается с судом первой инстанции в том, что заинтересованным лицом в порядке ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу вышесказанного подлежит отклонению как не подтвержденный материалами дела довод апелляционной жалобы Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности заинтересованным лицом наличия препятствий для приватизации обществом арендуемого им земельного участка по мотиву его резервирования для муниципальных нужд, поскольку, как следует из материалов дела, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/17, которым внесены изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (л.д. 51), земельный участок с кадастровым номером 02:55:020403:536 исключен из границ резервируемых земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с проектом планировки жилого района Инорс в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2015 по делу N А07-27157/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)