Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Ю.В.Скромовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васевой Н.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича: Худорожков А.А., паспорт,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений Администрации города Перми: не явились,
от третьих лиц: 1. ООО "Пермская сетевая компания": не явились,
2. Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 декабря 2014 года
по делу N А50-18842/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича (ОГРНИП 314595805100070, ИНН 590416868609)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536), Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Худорожков А.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленного письмом N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014, возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности предоставить индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:01:4416130:56, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м, путем заключения договора аренды.
Определением от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми и ООО "Пермская сетевая компания".
Решением суда от 12 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда от 12 декабря 2014 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рамках дела N А50-4751/2014 было установлено, что причин, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта в аренду на срок 4 года 11 месяцев, Департаментом не указано. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду на заявленный срок у Департамента не имелось. Департаментом не представлено доказательств того, что заявитель совершает действия, нарушающие режим охранной зоны тепловых сетей, установленный Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.1992 N 197. Схема расположения испрашиваемого земельного участка была согласована с ООО "Пермская сетевая компания". Информация о наличии запрещенных видов использования земельного участка отсутствует.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя, в котором указало на законность и обоснованность решения суда.
Третье лицо, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на то, что верно указано судом первой инстанции о том, что деятельность шиномонтажа связана с ремонтом автомобилей и предполагает стоянку автотранспортных средств на испрашиваемом земельном участке на время производства работ по ремонту / замене автомобильных колес. Оснований для отмены судебного акта не имеется. В отзыве третье лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть ее в отсутствие представителя.
Третье лицо, ООО "Пермская сетевая компания", представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Худорожков А.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка имеющего кадастровый номер 59:01:4416130:56, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м, путем заключения договора аренды.
Решением N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что спорный земельный участок находится в охранной зоне водопровода, указанная цель предоставления относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранных зонах водозаборных и иных технических сооружений. Кроме того, Департамент указал, что земельный участок находится в охранной зоне теплотрассы.
Полагая, что решение Департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2014 по делу N А50-4751/2014 признано недействительным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленное письмом N И-21-01-09-19374 от 10.10.2013, в части установления срока предоставления земельного участка. На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность при решении вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м в аренду индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу, а именно: в ненормативных правовых актах органов местного самоуправления по данному вопросу, подготовке проекта договора аренды, предусмотреть срок аренды - 4 года 11 месяцев.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные судом при рассмотрении указанного дела, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Следовательно, на Департамент вступившим в законную силу решением арбитражного суда была возложена обязанность по подготовке проекта договора аренды со сроком аренды - 4 года 11 месяцев.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Департаментом земельных отношений Администрации города Перми и согласована Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми (л.д. 26, 27).
Кроме того, схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории от 18.11.2011 N 5900/201/11-152274 согласована ООО "Пермская сетевая компания" 14.07.2014, с указанием обеспечить охранную зону тепловых сетей 5 м, въезд на площадку с ул. Свиязева (л.д. 18).
Апелляционный суд отмечает, что предоставление в аренду испрашиваемого предпринимателем земельного участка для заявленной цели, расположенного в пределах охранной зоны теплотрассы и по которому проходит водопровод, не может повлечь нарушения их нормальной работе.
Данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Также следует отметить, что в письме от 23.07.2014 N И-22-01-13/05-755 Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми указано на отсутствие информации о наличии запрещенных видов использования земельного участка по ул. Архитектора Свиязева, 30 в охранной зоне инженерных коммуникаций (л.д. 19).
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем по правилам ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства несоответствия обжалуемого решения положениям действующего законодательства, а также доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда следует отменить на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, заявленные требования - удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 300 руб. относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12.12.2014 по делу N А50-18842/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений Администрации города Перми, оформленное письмом от 02.07.2014 N И-21-01-09-11356.
Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича путем направления индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу проекта договора земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416130:56, площадью 299 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Индустриальный район, Южнее ул. Архитектора Свиязева, 30.
Взыскать с Департамента земельных отношений Администрации города Перми (ОРГН 1065902057594, ИНН 5902293379) в пользу индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе в сумме 300 (триста) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 17АП-18149/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-18842/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. N 17АП-18149/2014-ГК
Дело N А50-18842/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, Ю.В.Скромовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васевой Н.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича: Худорожков А.А., паспорт,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений Администрации города Перми: не явились,
от третьих лиц: 1. ООО "Пермская сетевая компания": не явились,
2. Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 декабря 2014 года
по делу N А50-18842/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича (ОГРНИП 314595805100070, ИНН 590416868609)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536), Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Худорожков А.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленного письмом N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014, возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности предоставить индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:01:4416130:56, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м, путем заключения договора аренды.
Определением от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми и ООО "Пермская сетевая компания".
Решением суда от 12 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда от 12 декабря 2014 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рамках дела N А50-4751/2014 было установлено, что причин, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта в аренду на срок 4 года 11 месяцев, Департаментом не указано. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду на заявленный срок у Департамента не имелось. Департаментом не представлено доказательств того, что заявитель совершает действия, нарушающие режим охранной зоны тепловых сетей, установленный Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.1992 N 197. Схема расположения испрашиваемого земельного участка была согласована с ООО "Пермская сетевая компания". Информация о наличии запрещенных видов использования земельного участка отсутствует.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя, в котором указало на законность и обоснованность решения суда.
Третье лицо, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на то, что верно указано судом первой инстанции о том, что деятельность шиномонтажа связана с ремонтом автомобилей и предполагает стоянку автотранспортных средств на испрашиваемом земельном участке на время производства работ по ремонту / замене автомобильных колес. Оснований для отмены судебного акта не имеется. В отзыве третье лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть ее в отсутствие представителя.
Третье лицо, ООО "Пермская сетевая компания", представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Худорожков А.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка имеющего кадастровый номер 59:01:4416130:56, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м, путем заключения договора аренды.
Решением N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что спорный земельный участок находится в охранной зоне водопровода, указанная цель предоставления относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранных зонах водозаборных и иных технических сооружений. Кроме того, Департамент указал, что земельный участок находится в охранной зоне теплотрассы.
Полагая, что решение Департамента земельных отношений администрации города Перми N И-21-01-09-11356 от 02.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2014 по делу N А50-4751/2014 признано недействительным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, оформленное письмом N И-21-01-09-19374 от 10.10.2013, в части установления срока предоставления земельного участка. На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность при решении вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее ул. Архитектора Свиязева, 30, площадью 299 кв. м в аренду индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу, а именно: в ненормативных правовых актах органов местного самоуправления по данному вопросу, подготовке проекта договора аренды, предусмотреть срок аренды - 4 года 11 месяцев.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные судом при рассмотрении указанного дела, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Следовательно, на Департамент вступившим в законную силу решением арбитражного суда была возложена обязанность по подготовке проекта договора аренды со сроком аренды - 4 года 11 месяцев.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Департаментом земельных отношений Администрации города Перми и согласована Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми (л.д. 26, 27).
Кроме того, схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории от 18.11.2011 N 5900/201/11-152274 согласована ООО "Пермская сетевая компания" 14.07.2014, с указанием обеспечить охранную зону тепловых сетей 5 м, въезд на площадку с ул. Свиязева (л.д. 18).
Апелляционный суд отмечает, что предоставление в аренду испрашиваемого предпринимателем земельного участка для заявленной цели, расположенного в пределах охранной зоны теплотрассы и по которому проходит водопровод, не может повлечь нарушения их нормальной работе.
Данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Также следует отметить, что в письме от 23.07.2014 N И-22-01-13/05-755 Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми указано на отсутствие информации о наличии запрещенных видов использования земельного участка по ул. Архитектора Свиязева, 30 в охранной зоне инженерных коммуникаций (л.д. 19).
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем по правилам ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены доказательства несоответствия обжалуемого решения положениям действующего законодательства, а также доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда следует отменить на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, заявленные требования - удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 300 руб. относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12.12.2014 по делу N А50-18842/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений Администрации города Перми, оформленное письмом от 02.07.2014 N И-21-01-09-11356.
Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича путем направления индивидуальному предпринимателю Худорожкову Александру Анатольевичу проекта договора земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416130:56, площадью 299 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Индустриальный район, Южнее ул. Архитектора Свиязева, 30.
Взыскать с Департамента земельных отношений Администрации города Перми (ОРГН 1065902057594, ИНН 5902293379) в пользу индивидуального предпринимателя Худорожкова Александра Анатольевича судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе в сумме 300 (триста) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)