Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, определена региональным нормативным правовым актом; заявитель ссылается на то, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка ему возвращено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРЕД" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:041005:0035 в размере, равном его рыночной стоимости 4 842 000 руб., по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "АРЕД" (далее - ООО "АРЕД") обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:041005:0035 общей площадью 7 701 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - здание склада N 2, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. 1-я Грузинская, 28/1, склад 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации складского комплекса (далее - земельный участок), по состоянию на 1 января 2010 г. в размере, равном его рыночной стоимости - 4 842 000 руб.
Решением Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г. заявление удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости - 4 842 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В судебное заседание не явились представители ООО "АРЕД", Управления Росреестра по Новосибирской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "АРЕД" является собственником земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 4 марта 2008 г., серия 54АГ N 273766.
Из кадастрового паспорта от 1 августа 2014 г. N 54/201/14-241667 следует, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2007 г.
Согласно кадастровой справке федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области от 17 октября 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 517 001,08 руб.
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 20 ноября 2014 г. N 01-23-40/14 заявление ООО "АРЕД" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка возвращено.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 30 августа 2014 г. N 4984, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "Заря" Голубевым В.В.
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 4 482 000 руб.
По результатам экспертизы отчета от 30 августа 2014 г. N 4984, проведенной экспертом Довбня А.В., членом саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 3 сентября 2014 г. N 778/01-14.
Суд первой инстанции на основании представленных доказательств удовлетворил заявление общества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка в размере 4 482 000 руб. установлена по состоянию на 1 января 2010 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Новосибирской области, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Новосибирской области утверждены результаты кадастровой стоимости.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанного отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию г. Новосибирска, составил обзор рынка земли Новосибирской области, изучил мониторинг предложения земельных участков под коммерческое строительство. Для сравнения использовались данные 2006 - 2010 гг.
Оценщик использовал информацию Ежеквартального мониторинга предложения на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости Новосибирска, выполненного аналитическим агентством RID Analytics, еженедельного журнала "Справочник по недвижимости", еженедельника "Справочник-Коммерческая недвижимость", еженедельного специализированного журнала "Недвижимость".
По результатам анализа социально-экономического положения Новосибирской области и г. Новосибирска установлено, что 2010 год стал показательным этапом в развитии рынка коммерческой недвижимости.
После проведенного анализа наиболее эффективного использования объекта как земельного участка с уже имеющимися улучшениями оценщик пришел к выводу, что наилучшим использованием оцениваемого объекта с учетом законодательно разрешенного, физически осуществимого, финансово-обоснованного и обеспечивающего наивысшую доходность является существующее использование в качестве эксплуатации складского комплекса.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий г. Новосибирска, проведено телефонное обследование городских агентств недвижимости. Использованы данные газет "Доска объявлений, "Из рук в руки", еженедельного журнала "Справочник по недвижимости", еженедельного специализированного журнала "Недвижимость", информация частных лиц и сети Интернет.
Для сравнения выбраны пять объектов-аналогов, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию насаждений, инженерных систем.
Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам. При этом произведена корректировка по физическим характеристикам, поскольку из анализа рынка установлена общая тенденция к снижению удельной стоимости объекта в результате увеличения площади, а также корректировка по приведению цены предложения к цене продажи. Последние поправки произведены на основании анкеты опроса экспертных мнений оценщиков СФО, согласно которой цены предложений отличаются от цен продажи за земельные участки под коммерческую застройку 5 - 15%. Минимальное значение корректировки принято в размере - 5%, поскольку аналоги, как и объект оценки, имеют привлекательную инфраструктуру.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям статьи 11 и статьи 12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Экспертом установлено, что метод оценки является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Основания для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном привлечении Управления Росреестра по Новосибирской области к участию в деле отклоняется ввиду следующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Исходя из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
С учетом указанных обстоятельств в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.04.2015 N 67-АПГ15-12
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, определена региональным нормативным правовым актом; заявитель ссылается на то, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка ему возвращено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N 67-АПГ15-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРЕД" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:041005:0035 в размере, равном его рыночной стоимости 4 842 000 руб., по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "АРЕД" (далее - ООО "АРЕД") обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:041005:0035 общей площадью 7 701 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - здание склада N 2, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. 1-я Грузинская, 28/1, склад 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации складского комплекса (далее - земельный участок), по состоянию на 1 января 2010 г. в размере, равном его рыночной стоимости - 4 842 000 руб.
Решением Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г. заявление удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости - 4 842 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В судебное заседание не явились представители ООО "АРЕД", Управления Росреестра по Новосибирской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "АРЕД" является собственником земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 4 марта 2008 г., серия 54АГ N 273766.
Из кадастрового паспорта от 1 августа 2014 г. N 54/201/14-241667 следует, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2007 г.
Согласно кадастровой справке федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области от 17 октября 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 517 001,08 руб.
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" по состоянию на 1 января 2010 г.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 20 ноября 2014 г. N 01-23-40/14 заявление ООО "АРЕД" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка возвращено.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 30 августа 2014 г. N 4984, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "Заря" Голубевым В.В.
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 4 482 000 руб.
По результатам экспертизы отчета от 30 августа 2014 г. N 4984, проведенной экспертом Довбня А.В., членом саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 3 сентября 2014 г. N 778/01-14.
Суд первой инстанции на основании представленных доказательств удовлетворил заявление общества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка в размере 4 482 000 руб. установлена по состоянию на 1 января 2010 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Новосибирской области, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Новосибирской области утверждены результаты кадастровой стоимости.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанного отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию г. Новосибирска, составил обзор рынка земли Новосибирской области, изучил мониторинг предложения земельных участков под коммерческое строительство. Для сравнения использовались данные 2006 - 2010 гг.
Оценщик использовал информацию Ежеквартального мониторинга предложения на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости Новосибирска, выполненного аналитическим агентством RID Analytics, еженедельного журнала "Справочник по недвижимости", еженедельника "Справочник-Коммерческая недвижимость", еженедельного специализированного журнала "Недвижимость".
По результатам анализа социально-экономического положения Новосибирской области и г. Новосибирска установлено, что 2010 год стал показательным этапом в развитии рынка коммерческой недвижимости.
После проведенного анализа наиболее эффективного использования объекта как земельного участка с уже имеющимися улучшениями оценщик пришел к выводу, что наилучшим использованием оцениваемого объекта с учетом законодательно разрешенного, физически осуществимого, финансово-обоснованного и обеспечивающего наивысшую доходность является существующее использование в качестве эксплуатации складского комплекса.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий г. Новосибирска, проведено телефонное обследование городских агентств недвижимости. Использованы данные газет "Доска объявлений, "Из рук в руки", еженедельного журнала "Справочник по недвижимости", еженедельного специализированного журнала "Недвижимость", информация частных лиц и сети Интернет.
Для сравнения выбраны пять объектов-аналогов, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию насаждений, инженерных систем.
Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам. При этом произведена корректировка по физическим характеристикам, поскольку из анализа рынка установлена общая тенденция к снижению удельной стоимости объекта в результате увеличения площади, а также корректировка по приведению цены предложения к цене продажи. Последние поправки произведены на основании анкеты опроса экспертных мнений оценщиков СФО, согласно которой цены предложений отличаются от цен продажи за земельные участки под коммерческую застройку 5 - 15%. Минимальное значение корректировки принято в размере - 5%, поскольку аналоги, как и объект оценки, имеют привлекательную инфраструктуру.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям статьи 11 и статьи 12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Экспертом установлено, что метод оценки является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Основания для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном привлечении Управления Росреестра по Новосибирской области к участию в деле отклоняется ввиду следующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Исходя из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
С учетом указанных обстоятельств в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 12 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)