Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 3-176/2014

Требование: 1) Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости; 2) Об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель (собственник участков) является плательщиком земельного налога, в связи с чем нарушаются его права, поскольку кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. N 3-176/2014


Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Пронченко И.Е.
при секретаре П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 декабря 2014 года дело по заявлению АО "Федеральная пассажирская компания" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в суд с заявлением, просят установить кадастровую стоимость земельных участков:
- - с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;
- - с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что АО "Федеральная пассажирская компания" является собственником выше указанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером N составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно отчета об определении рыночной стоимости указанных земельных участков, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым номером N определена в размере <данные изъяты> рублей.
Заявитель является плательщиком земельного налога, в связи с чем нарушаются его права, поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.
Представитель заявителя Ч., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ф., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просила в отказать в удовлетворении требований, поскольку они не являются заинтересованным лицом.
Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, АО "Федеральная пассажирская компания" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11, 16).
Согласно кадастровой справке от 31.01.2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 04.10.2005 года составляет N рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 04.10.2005 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 107 - 114).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя АО "Федеральная пассажирская компания", как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ), они вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
Из представленного заявителем отчета оценщика ООО "Сибирский оценщик" N 3255.2-14 от 03.07.2014 года об оценке рыночной стоимости земельных участков следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, по состоянию на 01 января 2007 года составляет <данные изъяты> рублей, а земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м по состоянию на 01 января 2007 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 31 - 92).
В отношении данного отчета представлено экспертное заключение N 106/2014/Новосибирск, подготовленное экспертом ООО "ФИО1 общество оценщиков" Экспертный совет, членом которой является специалист-оценщик ФИО6, составивший отчет, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков N 3255.2-14 от 03.07.2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д. 191 - 200).
Проверяя относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", на площадь земельного участка. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП "ФКЦ "Земля", результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.
Таким образом, поскольку при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 года, следует признать, что кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> руб. также определена по состоянию на 1 января 2007 года.
Следовательно, представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2007 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, вынужденного оплачивать земельный налог в значительно большем размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
При этом доводы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о том, что данное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования АО "Федеральная пассажирская компания" в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиала) внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости в части установленной кадастровой стоимости по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлены сроки осуществления кадастрового учета, в том числе, в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" истец вправе, в том числе, самостоятельно обратиться с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости на основании решения суда.
Таким образом, указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность уполномоченного органа - ФГБУ "ФКП Росреестра", вносить изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости, установлен порядок и сроки совершения указанных действий.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Поскольку в ходе рассмотрения дела заявителем не представлено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что органом государственного кадастрового учета отказано во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании решения суда, обязанность, о возложении которой настаивает заявитель, установлена законодательством. На момент обращения с заявлением в суд, и на момент рассмотрения спора судом отсутствует нарушение права заявителя, на восстановление которого направлено указанное требование, оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.
С учетом избранного истцом способа защиты нарушенного права и цели обращения в суд за судебной защитой, разрешение судом требования об установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной, в полной мере направлено на защиту и восстановление нарушенного права заявителя.
В отношении требований заявителя о взыскания государственной пошлины с ответчика, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В настоящем случае, обращение заявителя в суд связано с реализацией его права на установление кадастровой стоимости объекта в размере равном рыночной стоимости в порядке, установленном п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и не связано с оспариванием кадастровой стоимости по мотивам ее недостоверности.
Заинтересованными лицами по делу является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственников земельных участков, либо распорядителями соответствующих бюджетов.
При этом, указанные лица в силу правового положения (п. 1 "Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержд. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 и проч.) в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о возмещении понесенных заявителем (истцом) расходов по уплате государственной пошлины за счет заинтересованных лиц (ответчиков) не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования АО "Федеральная пассажирская компания" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2007 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2007 года.
В удовлетворении требований АО "Федеральная пассажирская компания" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Кемеровской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
И.Е.ПРОНЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)