Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "МехТранс": Парфентьева Е.А., представитель по доверенности от 21.04.2014;
- от Министерства природных ресурсов Амурской области: Куценко И.Ю., представитель по доверенности от 05.12.2013 N 18;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Амурской области
на решение от 14.07.2014
по делу N А04-3161/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МехТранс" (ОГРН 1063808113874, ИНН 3808136470)
к Министерству природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350; ИНН 2801130936)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МехТранс" (далее - ООО "МехТранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Амурской области (далее - Министерство, административный орган) от 16.04.2014 N 10-04 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.07.2014 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление министерства от 16.04.2014 N 10-04.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Министерства в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "МехТранс" в представленном отзыве и в судебном заседании, отклонил доводы апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным в связи с чем, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства от 28.03.2013 N 0629.01-2013-3808136470-С-221 ООО "МехТранс" вправе осуществлять земляные работы, в том числе разработку грунта.
10.04.2013 между открытым акционерным обществом "Трест Гидромонтаж" (генеральный подрядчик) и обществом (подрядчик) заключен договор подряда N 25 на выполнение работ при строительстве Нижне-Бурейской гидроэлектростанции, по условиям которого подрядчик обязался выполнить земельно-скальные работы в порядке, в сроки и объемах в соответствии с техническими требованиями (пункт 2.1). Выполнение работ осуществляется поэтапно (пункт 11.1).
Заказчиком строительства Нижне-Бурейской гидроэлектростанции выступило открытое акционерное общество "Нижне-Бурейская ГЭС", которому для геологического изучения, разведки и добычи на правом берегу реки Бурея песка, суглинков и песчано-гравийных пород выданы лицензии на пользование недрами серии БЛГ N 80314, серии БЛГ N 80328 серии БЛГ N 80331.
Также этому заказчику выдано разрешение от 06.07.2011 N 356 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений сроком по 01.08.2016, из пункта 2.3 которого следует, что пользование водным объектом производится водопользователем, в том числе при выполнении работ по строительству гидротехнического сооружения на водном объекте в соответствии с проектом Нижне-Бурейского комплексного гидроузла, имеющего положительное заключение, выданное управлением экспертизы проектов и смет Министерства энергетики и электрификации СССР от 19.09.1986 N Э133 и "Проектом Нижне-Бурейской ГЭС с учетом оптимизации сметной стоимости гидроузла, включая водохранилище. Корректировка", имеющим положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФГУ "Главгосэкспертиза России" от 26.05.2011 N 537-11/ГГЭ-6310/07.
По условиям поименованного проекта предусмотрено создание на левом берегу реки Бурея специальных площадок для складирования в резервные отвалы (кавальеры) грунтов, пород, добытых на правом берегу и требующихся для отсыпки русловой грунтовой плотины Нижне-Бурейской ГЭС. Левобережные расчистки расположены в ложе будущего водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС и выполняются с целью улучшения гидравлических условий, работа по расчистке осуществляется за 2 сезона -2014 и 2015 годы.
С названной целью на основании постановления главы администрации Бурейского района Амурской области от 06.06.2013 N 404 открытому акционерному обществу "Нижне-Бурейская ГЭС" в аренду предоставлен земельный участок из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 120000 кв. м, кадастровый номер 28:11:010527 с разрешенным использованием - под устройство кавальеров. Между комитетом по управлению имуществом Бурейского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Нижне-Бурейская ГЭС" (арендатор) заключен договор аренды от 06.06.2013 N 634, поименованный земельный участок передан по акту приема-передачи.
На основании постановления главы администрации Бурейского района Амурской области от 26.02.2014 N 120 открытому акционерному обществу "Нижне-Бурейская ГЭС" в аренду предоставлен вновь образованный земельный участок, включающий в себя ранее упомянутый, из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 419240 кв. м, кадастровый номер 28:11:010527 с разрешенным использованием - под устройство кавальеров. Между комитетом по управлению имуществом Бурейского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Нижне-Бурейская ГЭС" (арендатор) заключен договор аренды от 26.02.2014 N 700, поименованный земельный участок передан по акту приема-передачи.
Письмом от 20.11.2013 генеральный подрядчик уведомил общество о необходимости начала осуществления работ по подготовке площадки для обустройства отвалов.
В ходе проведенной 18.02.2014 Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения обществом требований природоохранного законодательства при пользовании недрами установлено, что на выделенном участке под обустройство кавальеров заявитель на расстоянии 4,5 км от автомобильного моста через р. Бурея по ее левой стороне выше по течению (на расстоянии 5-10 метров от береговой полосы) ведет работы по расчистке русловых отложений. При этом осуществляется добыча гравия, на месте проведения работ производится вскрыша пород с высотой уступа 2 метра. После вывоза вскрышных пород производятся работы по добыче гравия на глубину до 6 метров, гравий складируется в бурты для дальнейшей транспортировки и использования при строительстве насыпной части плотины Нижне-Бурейской ГЭС. На работающей технике имеется эмблема общества. Результаты проверки оформлены в форме справки от 28.02.2014, произведено фотографирование.
Уведомлением от 03.03.2014 рассмотрение вопроса о составлении постановления о возбуждении административного дела прокурором назначено на 17.03.2014 в 10 час. 00 мин.
17.03.2014 в присутствии защитника общества Лиханова А.А., действующего на основании специальной доверенности от 14.03.2014 N 5, при надлежащем уведомлении общества, Амурским природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 42-2014, действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ -пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Собранный административный материал передан для рассмотрения по существу по подведомственности в министерство.
Определением от 20.03.2014 N 10-05 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.04.2014 в 11 час. 00 мин. в помещении министерства.
Постановлением от 16.04.2014 N 10-04, вынесенным в присутствии законного представителя общества Мороз В.А., юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 800 000 рублей. Копия постановления вручена в день составления директору, о чем имеется соответствующая подпись.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за пользование недрами без соответствующей лицензии в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Недрами признается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Амурской области, утвержденным распоряжением Минприроды России N 14 и Правительства Амурской области от 26.04.2011 N 14-р/45-р, гравий, песчано- гравийные, гравийно-песчаные породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Возможные виды использования недр перечислены в статье 6 Закона о недрах. К таким видам отнесены, в том числе разведка и добыча полезных ископаемых.
Пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием для возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации соответствующее решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Амурской области от 30.06.2008 N 62-03 "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления области при предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения", органом, осуществляющим регулирование отношений в сфере пользования участками недр местного значения на территории области, является Правительство Амурской области.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Административным органом в вину обществу вменяется безлицензионная добыча гравия.
Вместе с тем, имеющимися в материалах дела доказательствами, факт добычи полезных ископаемых не подтверждается.
Добыча полезных ископаемых состоит в изъятии из недр минеральных образований (ископаемых) с целью вовлечения их в использование в производственной и иной хозяйственной деятельности. В рассматриваемом случае, общество на момент проверки осуществляло исключительно работы по перемещению слоев грунта из одного конца земельного участка в другой конец этого же участка. При этом, поименованный участок был предоставлен исключительно для обустройства специальной площадки для размещения отвалов (кавальеров), и работы осуществлялись в строгом соответствии с проектной документацией и разрешением о предоставлении водного объекта в пользование от 06.07.2011 N 356.
Кроме того, согласно статье 19 Закона о недрах, в соответствии с которыми собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество, действуя в рамках договорных отношений, в интересах заказчика и генерального подрядчика, осуществляло работы по русловой расчистке на специально отведенного для этих целей земельном участке, а именно, выполнял подрядные работы. Доказательств выхода за границы этого участка в материалах дела не содержится. Перемещенный грунт складировался на этом же земельном участке в специальные отвалы и при осуществлении предпринимательской деятельности подрядчиком работ не использовался, иным хозяйствующим субъектам не реализовывался. Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Из объяснений мастера участка Лиханова А.А. от 17.03.2014, следует, что работы велись по расчистке русловых отложений, и описал технологию производства работ, предусмотренную проектной документацией, предусматривающей поэтапное их выполнение в течение 2014 и 2015 годов: вначале убирается слой песка глубиной примерно 2 метров, а затем осуществляется выемка гравия на глубину до 6 метров и его транспортировка (буртовка). Именно такое поэтапное (послойное) выполнение работ отражено также в договоре подряда N 25 от 10.04.2013.
Судом первой инстанции обосновано отклонены доводы административного органа о том, что пунктом 5.4.7 договора подряда N 25 предусмотрена обязанность общества на получение лицензии на добычу полезных ископаемых, поскольку земельный участок, на котором выполняло работы общество, был предоставлен заказчику строительства Нижнее-Бурейской ГЭС не для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а для выполнения строительных подрядных работ. Отклонений от целевого использования земельного участка не установлено. И в названном пункте договора N 25 речь идет именно о разрешительных документах, связанных с исполнением подрядчиком обязательств по договору перед генподрядчиком по выполнению подрядных работ, что также вытекает из содержания договора N 25.
Министерством не представлено доказательств того, что на месте работы общества находилось именно месторождение общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе. На разработку карьеров на правом берегу реки Бурея заказчику строительства ГЭС выданы лицензии на пользование недрами.
Несостоятельна также ссылка административного органа на положения пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, постольку, ни одной из перечисленных в названной норме права цели ООО "МехТранс" не преследовало - поиски и оценку, разведку и добычу, геологическое изучение общераспространенных ископаемых не осуществляло, подземные сооружение не строило и не эксплуатировало.
Следовательно, получение лицензии на пользование недрами обществу не требуется, поэтому отсутствует событие вменяемого ООО "МехТранс" правонарушения.
Кроме того, в отношении глубины площадок для отвалов в материалах дела отсутствуют сведения об измерительных приборах, которыми проводились такие замеры, сам факт проведения замеров прокурором.
В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ названные очевидные противоречия толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2014 по делу N А04-3161/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 N 06АП-4470/2014 ПО ДЕЛУ N А04-3161/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 06АП-4470/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "МехТранс": Парфентьева Е.А., представитель по доверенности от 21.04.2014;
- от Министерства природных ресурсов Амурской области: Куценко И.Ю., представитель по доверенности от 05.12.2013 N 18;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Амурской области
на решение от 14.07.2014
по делу N А04-3161/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МехТранс" (ОГРН 1063808113874, ИНН 3808136470)
к Министерству природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350; ИНН 2801130936)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МехТранс" (далее - ООО "МехТранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Амурской области (далее - Министерство, административный орган) от 16.04.2014 N 10-04 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.07.2014 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление министерства от 16.04.2014 N 10-04.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Представитель Министерства в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "МехТранс" в представленном отзыве и в судебном заседании, отклонил доводы апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным в связи с чем, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства от 28.03.2013 N 0629.01-2013-3808136470-С-221 ООО "МехТранс" вправе осуществлять земляные работы, в том числе разработку грунта.
10.04.2013 между открытым акционерным обществом "Трест Гидромонтаж" (генеральный подрядчик) и обществом (подрядчик) заключен договор подряда N 25 на выполнение работ при строительстве Нижне-Бурейской гидроэлектростанции, по условиям которого подрядчик обязался выполнить земельно-скальные работы в порядке, в сроки и объемах в соответствии с техническими требованиями (пункт 2.1). Выполнение работ осуществляется поэтапно (пункт 11.1).
Заказчиком строительства Нижне-Бурейской гидроэлектростанции выступило открытое акционерное общество "Нижне-Бурейская ГЭС", которому для геологического изучения, разведки и добычи на правом берегу реки Бурея песка, суглинков и песчано-гравийных пород выданы лицензии на пользование недрами серии БЛГ N 80314, серии БЛГ N 80328 серии БЛГ N 80331.
Также этому заказчику выдано разрешение от 06.07.2011 N 356 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений сроком по 01.08.2016, из пункта 2.3 которого следует, что пользование водным объектом производится водопользователем, в том числе при выполнении работ по строительству гидротехнического сооружения на водном объекте в соответствии с проектом Нижне-Бурейского комплексного гидроузла, имеющего положительное заключение, выданное управлением экспертизы проектов и смет Министерства энергетики и электрификации СССР от 19.09.1986 N Э133 и "Проектом Нижне-Бурейской ГЭС с учетом оптимизации сметной стоимости гидроузла, включая водохранилище. Корректировка", имеющим положительное заключение государственной экспертизы, выданное ФГУ "Главгосэкспертиза России" от 26.05.2011 N 537-11/ГГЭ-6310/07.
По условиям поименованного проекта предусмотрено создание на левом берегу реки Бурея специальных площадок для складирования в резервные отвалы (кавальеры) грунтов, пород, добытых на правом берегу и требующихся для отсыпки русловой грунтовой плотины Нижне-Бурейской ГЭС. Левобережные расчистки расположены в ложе будущего водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС и выполняются с целью улучшения гидравлических условий, работа по расчистке осуществляется за 2 сезона -2014 и 2015 годы.
С названной целью на основании постановления главы администрации Бурейского района Амурской области от 06.06.2013 N 404 открытому акционерному обществу "Нижне-Бурейская ГЭС" в аренду предоставлен земельный участок из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 120000 кв. м, кадастровый номер 28:11:010527 с разрешенным использованием - под устройство кавальеров. Между комитетом по управлению имуществом Бурейского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Нижне-Бурейская ГЭС" (арендатор) заключен договор аренды от 06.06.2013 N 634, поименованный земельный участок передан по акту приема-передачи.
На основании постановления главы администрации Бурейского района Амурской области от 26.02.2014 N 120 открытому акционерному обществу "Нижне-Бурейская ГЭС" в аренду предоставлен вновь образованный земельный участок, включающий в себя ранее упомянутый, из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 419240 кв. м, кадастровый номер 28:11:010527 с разрешенным использованием - под устройство кавальеров. Между комитетом по управлению имуществом Бурейского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Нижне-Бурейская ГЭС" (арендатор) заключен договор аренды от 26.02.2014 N 700, поименованный земельный участок передан по акту приема-передачи.
Письмом от 20.11.2013 генеральный подрядчик уведомил общество о необходимости начала осуществления работ по подготовке площадки для обустройства отвалов.
В ходе проведенной 18.02.2014 Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения обществом требований природоохранного законодательства при пользовании недрами установлено, что на выделенном участке под обустройство кавальеров заявитель на расстоянии 4,5 км от автомобильного моста через р. Бурея по ее левой стороне выше по течению (на расстоянии 5-10 метров от береговой полосы) ведет работы по расчистке русловых отложений. При этом осуществляется добыча гравия, на месте проведения работ производится вскрыша пород с высотой уступа 2 метра. После вывоза вскрышных пород производятся работы по добыче гравия на глубину до 6 метров, гравий складируется в бурты для дальнейшей транспортировки и использования при строительстве насыпной части плотины Нижне-Бурейской ГЭС. На работающей технике имеется эмблема общества. Результаты проверки оформлены в форме справки от 28.02.2014, произведено фотографирование.
Уведомлением от 03.03.2014 рассмотрение вопроса о составлении постановления о возбуждении административного дела прокурором назначено на 17.03.2014 в 10 час. 00 мин.
17.03.2014 в присутствии защитника общества Лиханова А.А., действующего на основании специальной доверенности от 14.03.2014 N 5, при надлежащем уведомлении общества, Амурским природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 42-2014, действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ -пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Собранный административный материал передан для рассмотрения по существу по подведомственности в министерство.
Определением от 20.03.2014 N 10-05 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.04.2014 в 11 час. 00 мин. в помещении министерства.
Постановлением от 16.04.2014 N 10-04, вынесенным в присутствии законного представителя общества Мороз В.А., юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 800 000 рублей. Копия постановления вручена в день составления директору, о чем имеется соответствующая подпись.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за пользование недрами без соответствующей лицензии в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Недрами признается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Амурской области, утвержденным распоряжением Минприроды России N 14 и Правительства Амурской области от 26.04.2011 N 14-р/45-р, гравий, песчано- гравийные, гравийно-песчаные породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Возможные виды использования недр перечислены в статье 6 Закона о недрах. К таким видам отнесены, в том числе разведка и добыча полезных ископаемых.
Пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием для возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации соответствующее решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Амурской области от 30.06.2008 N 62-03 "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления области при предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения", органом, осуществляющим регулирование отношений в сфере пользования участками недр местного значения на территории области, является Правительство Амурской области.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Административным органом в вину обществу вменяется безлицензионная добыча гравия.
Вместе с тем, имеющимися в материалах дела доказательствами, факт добычи полезных ископаемых не подтверждается.
Добыча полезных ископаемых состоит в изъятии из недр минеральных образований (ископаемых) с целью вовлечения их в использование в производственной и иной хозяйственной деятельности. В рассматриваемом случае, общество на момент проверки осуществляло исключительно работы по перемещению слоев грунта из одного конца земельного участка в другой конец этого же участка. При этом, поименованный участок был предоставлен исключительно для обустройства специальной площадки для размещения отвалов (кавальеров), и работы осуществлялись в строгом соответствии с проектной документацией и разрешением о предоставлении водного объекта в пользование от 06.07.2011 N 356.
Кроме того, согласно статье 19 Закона о недрах, в соответствии с которыми собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество, действуя в рамках договорных отношений, в интересах заказчика и генерального подрядчика, осуществляло работы по русловой расчистке на специально отведенного для этих целей земельном участке, а именно, выполнял подрядные работы. Доказательств выхода за границы этого участка в материалах дела не содержится. Перемещенный грунт складировался на этом же земельном участке в специальные отвалы и при осуществлении предпринимательской деятельности подрядчиком работ не использовался, иным хозяйствующим субъектам не реализовывался. Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Из объяснений мастера участка Лиханова А.А. от 17.03.2014, следует, что работы велись по расчистке русловых отложений, и описал технологию производства работ, предусмотренную проектной документацией, предусматривающей поэтапное их выполнение в течение 2014 и 2015 годов: вначале убирается слой песка глубиной примерно 2 метров, а затем осуществляется выемка гравия на глубину до 6 метров и его транспортировка (буртовка). Именно такое поэтапное (послойное) выполнение работ отражено также в договоре подряда N 25 от 10.04.2013.
Судом первой инстанции обосновано отклонены доводы административного органа о том, что пунктом 5.4.7 договора подряда N 25 предусмотрена обязанность общества на получение лицензии на добычу полезных ископаемых, поскольку земельный участок, на котором выполняло работы общество, был предоставлен заказчику строительства Нижнее-Бурейской ГЭС не для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а для выполнения строительных подрядных работ. Отклонений от целевого использования земельного участка не установлено. И в названном пункте договора N 25 речь идет именно о разрешительных документах, связанных с исполнением подрядчиком обязательств по договору перед генподрядчиком по выполнению подрядных работ, что также вытекает из содержания договора N 25.
Министерством не представлено доказательств того, что на месте работы общества находилось именно месторождение общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе. На разработку карьеров на правом берегу реки Бурея заказчику строительства ГЭС выданы лицензии на пользование недрами.
Несостоятельна также ссылка административного органа на положения пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, постольку, ни одной из перечисленных в названной норме права цели ООО "МехТранс" не преследовало - поиски и оценку, разведку и добычу, геологическое изучение общераспространенных ископаемых не осуществляло, подземные сооружение не строило и не эксплуатировало.
Следовательно, получение лицензии на пользование недрами обществу не требуется, поэтому отсутствует событие вменяемого ООО "МехТранс" правонарушения.
Кроме того, в отношении глубины площадок для отвалов в материалах дела отсутствуют сведения об измерительных приборах, которыми проводились такие замеры, сам факт проведения замеров прокурором.
В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ названные очевидные противоречия толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2014 по делу N А04-3161/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)