Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Шаровской М.В. (доверенность от 08.06.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-286/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, с участием третьих лиц - Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары",
установил:
индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы (далее - ИП Фейзиев М.М.о., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащегося в сообщении от 03.12.2013 N 12-1/31336/13, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, заключить договор аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Предпринимателю в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении от 03.12.2013 N 12-1/3136/13. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в котором просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 28.04.2014, мотивируя неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Предпринимателя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением суда апелляционной инстанции, между индивидуальным предпринимателем Фроловым Игорем Ергешевичем (арендодатель) и ИП Фейзиевым М.М.о. (арендатор) заключен договор аренды торгового места от 01.04.2013 N 4, по условиям которого арендатору предоставляется во временное пользование торговое место в части объекта, принадлежащего арендодателю на праве аренды согласно договору от 01.02.2013 N 15/1Ф, заключенному между арендодателем и МП городского округа Самара "Ярмарки Самары".
ИП Фейзиев М.М.о. в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направил заявление от 25.11.2013 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", которое получено последним 27.11.2013.
Сообщением от 03.12.2013 N 12-1/31336/13 Министерство имущественных отношений Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка Предпринимателю отказано, мотивировано тем, что размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377.
ИП Фейзиев М.М.о. считая, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
Порядок предоставления земельных участков на территории Самарской области (далее - Порядок) регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
В силу частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, по смыслу указанных норм права целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что оспариваемые действия Министерства не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя, и удовлетворил заявленные требования.
Доводы Министерства об обратном, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но отклоняются судом, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А55-286/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2014 N Ф06-17047/2013 ПО ДЕЛУ N А55-286/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А55-286/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Шаровской М.В. (доверенность от 08.06.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-286/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, с участием третьих лиц - Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Ярмарки Самары",
установил:
индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы (далее - ИП Фейзиев М.М.о., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащегося в сообщении от 03.12.2013 N 12-1/31336/13, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, заключить договор аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Ярмарки Самары".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Предпринимателю в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении от 03.12.2013 N 12-1/3136/13. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в котором просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 28.04.2014, мотивируя неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Предпринимателя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением суда апелляционной инстанции, между индивидуальным предпринимателем Фроловым Игорем Ергешевичем (арендодатель) и ИП Фейзиевым М.М.о. (арендатор) заключен договор аренды торгового места от 01.04.2013 N 4, по условиям которого арендатору предоставляется во временное пользование торговое место в части объекта, принадлежащего арендодателю на праве аренды согласно договору от 01.02.2013 N 15/1Ф, заключенному между арендодателем и МП городского округа Самара "Ярмарки Самары".
ИП Фейзиев М.М.о. в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направил заявление от 25.11.2013 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", которое получено последним 27.11.2013.
Сообщением от 03.12.2013 N 12-1/31336/13 Министерство имущественных отношений Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка Предпринимателю отказано, мотивировано тем, что размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377.
ИП Фейзиев М.М.о. считая, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
Порядок предоставления земельных участков на территории Самарской области (далее - Порядок) регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
В силу частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, по смыслу указанных норм права целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что оспариваемые действия Министерства не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя, и удовлетворил заявленные требования.
Доводы Министерства об обратном, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но отклоняются судом, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А55-286/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)