Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" Алексеева Д.В. (доверенность от 01.01.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 (суд первой инстанции - Красько Б.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сибэкспоцентр" (ИНН 3807003527, ОГРН 1033801543082, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 830 000 рублей и обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, на рыночную стоимость по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 830 000 рублей.
Определением от 30.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760); Администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Определением от 13.10.2014 года производство по делу N А19-8281/2014 было приостановлено до получения заключения судебной экспертизы.
Определением от 06.11.2014 года производство по делу возобновлено, судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 15 декабря 2014 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.09.2014, 07.11.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области; Администрация города Иркутска, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2008 серии 38 АГ N 764585, ОАО "СИБЭКСПОЦЕНТР" является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 05.02.2014, постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502 установлена в размере 190 768 941 руб. 00 коп.
С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502 составляет 84 564 632 руб. 00 коп. (5156, 38 руб. /кв. м 16400 кв. м).
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка N 296/14 от 30.04.2014 ООО "Русская провинция" рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 составляет 66 830 000 рублей.
Истец, полагая, что действующим законодательством предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания ее рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде.
Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с иском к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Поскольку в ходе рассмотрения спора суду надлежит установить обоснованность и достоверность заявленной рыночной стоимости земельного участка, то судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Закона об оценочной деятельности.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, в подтверждение рыночной стоимости спорных земельных участков истцом представлен отчет оценщика - отчет ООО "Русская провинция".N 296/14 от 30.04.2014.
Согласно статье 24.16 Закона об оценочной деятельности в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Таким образом, отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если будет представлено положительное экспертное заключение на отчет, полученное в результате проведение экспертизы отчета в течение тридцати дней с даты его составления.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Определением суда первой инстанции от 10.07.2014 по настоящему делу истцу было предложено представить экспертизу отчета в порядке статей 17.1, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", которое истцом не исполнено. Ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу истцом также не заявлено.
Принимая во внимание, что третьим лицом - Администрацией города Иркутска достоверность определенной отчетом оценщика рыночной стоимости земельного участка оспорена, что следует из доводов, изложенных в отзыве, а посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчетах, подготовленных оценщиком по заказу истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный отчет оценщика N 248/14 от 09.04.2014 при отсутствии названного экспертного заключения либо проведенной по делу судебной экспертизы не может быть принят судом в качестве достаточного доказательства размера рыночной стоимости земельного участка и отказал в удовлетворении заявленного иска.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 3 Постановления от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
При этом, как указал Пленум, если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Как следует из материалов дела, ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу истцом также не заявлено, поскольку истец настаивал, что в отсутствие существенного расхождения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка проведение экспертизы отчета не требуется, при этом истец указал, что существенным является расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью более чем на 30%.
Из материалов дела также следует, что Администрация г. Иркутска в отзыве на иск указывала на то обстоятельство, что отчет ООО "Русская провинция" от 30.04.2014 N 296/14 не соответствует стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Между тем, судом первой инстанции таким доводам оценки не дано.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что при отсутствии ходатайства о назначении экспертизы со стороны истца, суд первой инстанции не разъяснял лицам, участвующим в деле, возможные последствия незаявления такого ходатайства и из материалов дела иного не следует, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Сибэкспоцентр" с учетом требований части 2 статьи 268 АПК РФ обосновало причины уважительности незаявления такого ходатайства суду первой инстанции и определением от 13.10.2014 назначил по настоящему делу судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012. Проведение экспертизы поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью "АРМО-Сибирь" Иванниковой Надежде Михайловне. Перед экспертом поставлен следующий вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 года?
Согласно экспертному заключению N 2014-ИН-086 от 23.10.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 66 595 874 руб.
Представленное заключение соответствует законодательству об экспертизе и федеральным стандартам оценки, недостоверности сведений апелляционным судом не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующих доводов не заявлено, доказательств обратного не представлено.
При оценке доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 595 874 руб.
С учетом заявленного иска об установлении рыночной стоимости в размере 66 830 000 рублей требования открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку соглашением о распределении судебных расходов от 27.06.2014 (т. 1 л.д. 134) все судебные расходы по настоящему делу отнесены на истца, судом апелляционной инстанции распределение судебных расходов не производится.
При таких установленных обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленного иска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 595 874 рубля.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости в размере 66 595 874 рубля с момента вступления в силу настоящего постановления.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2014 N 04АП-4947/2014 ПО ДЕЛУ N А19-8281/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А19-8281/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" Алексеева Д.В. (доверенность от 01.01.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 (суд первой инстанции - Красько Б.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сибэкспоцентр" (ИНН 3807003527, ОГРН 1033801543082, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 830 000 рублей и обязании изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, на рыночную стоимость по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 830 000 рублей.
Определением от 30.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760); Администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Определением от 13.10.2014 года производство по делу N А19-8281/2014 было приостановлено до получения заключения судебной экспертизы.
Определением от 06.11.2014 года производство по делу возобновлено, судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 15 декабря 2014 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.09.2014, 07.11.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области; Администрация города Иркутска, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя общества в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2008 серии 38 АГ N 764585, ОАО "СИБЭКСПОЦЕНТР" является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 05.02.2014, постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502 установлена в размере 190 768 941 руб. 00 коп.
С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502 составляет 84 564 632 руб. 00 коп. (5156, 38 руб. /кв. м 16400 кв. м).
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка N 296/14 от 30.04.2014 ООО "Русская провинция" рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 составляет 66 830 000 рублей.
Истец, полагая, что действующим законодательством предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания ее рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде.
Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с иском к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Поскольку в ходе рассмотрения спора суду надлежит установить обоснованность и достоверность заявленной рыночной стоимости земельного участка, то судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Закона об оценочной деятельности.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Закон об оценочной деятельности содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, в подтверждение рыночной стоимости спорных земельных участков истцом представлен отчет оценщика - отчет ООО "Русская провинция".N 296/14 от 30.04.2014.
Согласно статье 24.16 Закона об оценочной деятельности в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Таким образом, отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если будет представлено положительное экспертное заключение на отчет, полученное в результате проведение экспертизы отчета в течение тридцати дней с даты его составления.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Определением суда первой инстанции от 10.07.2014 по настоящему делу истцу было предложено представить экспертизу отчета в порядке статей 17.1, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", которое истцом не исполнено. Ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу истцом также не заявлено.
Принимая во внимание, что третьим лицом - Администрацией города Иркутска достоверность определенной отчетом оценщика рыночной стоимости земельного участка оспорена, что следует из доводов, изложенных в отзыве, а посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчетах, подготовленных оценщиком по заказу истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный отчет оценщика N 248/14 от 09.04.2014 при отсутствии названного экспертного заключения либо проведенной по делу судебной экспертизы не может быть принят судом в качестве достаточного доказательства размера рыночной стоимости земельного участка и отказал в удовлетворении заявленного иска.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 3 Постановления от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
При этом, как указал Пленум, если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Как следует из материалов дела, ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу истцом также не заявлено, поскольку истец настаивал, что в отсутствие существенного расхождения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка проведение экспертизы отчета не требуется, при этом истец указал, что существенным является расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью более чем на 30%.
Из материалов дела также следует, что Администрация г. Иркутска в отзыве на иск указывала на то обстоятельство, что отчет ООО "Русская провинция" от 30.04.2014 N 296/14 не соответствует стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Между тем, судом первой инстанции таким доводам оценки не дано.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что при отсутствии ходатайства о назначении экспертизы со стороны истца, суд первой инстанции не разъяснял лицам, участвующим в деле, возможные последствия незаявления такого ходатайства и из материалов дела иного не следует, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Сибэкспоцентр" с учетом требований части 2 статьи 268 АПК РФ обосновало причины уважительности незаявления такого ходатайства суду первой инстанции и определением от 13.10.2014 назначил по настоящему делу судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012. Проведение экспертизы поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью "АРМО-Сибирь" Иванниковой Надежде Михайловне. Перед экспертом поставлен следующий вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 года?
Согласно экспертному заключению N 2014-ИН-086 от 23.10.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 66 595 874 руб.
Представленное заключение соответствует законодательству об экспертизе и федеральным стандартам оценки, недостоверности сведений апелляционным судом не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующих доводов не заявлено, доказательств обратного не представлено.
При оценке доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 595 874 руб.
С учетом заявленного иска об установлении рыночной стоимости в размере 66 830 000 рублей требования открытого акционерного общества "Сибэкспоцентр" подлежат частичному удовлетворению.
Поскольку соглашением о распределении судебных расходов от 27.06.2014 (т. 1 л.д. 134) все судебные расходы по настоящему делу отнесены на истца, судом апелляционной инстанции распределение судебных расходов не производится.
При таких установленных обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленного иска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года по делу N А19-8281/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 66 595 874 рубля.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0502, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 253-а, общей площадью 16 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация зданий выставочного комплекса, равной его рыночной стоимости в размере 66 595 874 рубля с момента вступления в силу настоящего постановления.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)