Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А66-9927/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А66-9927/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В., при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Тверь" Елисеевой Д.В., Карелиной А.В. (доверенность от 15.07.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-9927/2013,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Тверь", место нахождения: 170518, Тверская область, Калининский район, д. Никулино, ОГРН 1026940512477, ИНН 6924000691 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район", место нахождения: 170554, Тверская обл., Калининский р-н, д. Рязаново, д. 21, ОГРН 1026900592773, ИНН 6924003220 (далее - Администрация), от 02.07.2013 N 02-09/2026 об отказе в предоставлении заявителю в собственность 23-х земельных участков, расположенных в Никулинском сельском поселении Калининского района Тверской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области, Комитет по управлению имуществом Калининского района Тверской области, место нахождения: Тверская обл., г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 5, ОГРН 1126952016773, ИНН 6924003205 (далее - Комитет).
Решением от 13.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Проектом землеустройства (перераспределения земель колхоза "Тверь" Калининского района) подтверждается, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям сельскохозяйственных угодий, предоставленным в коллективную собственность гражданам; поскольку в силу статьи 12 Конституции Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 09.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие нормативного правового акта является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, суд был не вправе возлагать на Администрацию обязанность вынести решение о предоставлении Кооперативу в собственность спорных земельных участков.
В судебном заседании представители Кооператива против удовлетворения жалобы возражали, считая, что все обстоятельства дела исследованы арбитражным судом, испрашиваемые земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, которые предоставлялись в коллективную собственность граждан.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Калининского района Тверской области от 01.04.93 N 136 за колхозом "Тверь" в связи с его перерегистрацией закреплено в коллективно-совместную собственность 2591 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища), в постоянное пользование - 1303 га других угодий (леса, кустарники, болота, под дорогами, постройками и т.д.).
На основании указанного постановления колхозу "Тверь" выдан государственный акт N ТВО-10-21-140 о предоставлении 3894 га земель, в том числе в коллективную совместную собственность - 2591 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 1303 га.
В материалах дела имеется кадастровая выписка о земельном участке от 13.04.2012 (том 1, лист 96), согласно которой на основании указанного акта сформирован земельный участок площадью 17 515 190 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000024:318, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", предоставленный колхозу "Тверь" в постоянное (бессрочное) пользование.
Впоследствии в результате межевания названного земельного участка выделены и поставлены на кадастровый учет 23 спорных участка.
В мае 2013 года Кооператив обратился к Администрации с заявлением о предоставлении земельных участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность за плату.
Письмом от 02.07.2013 N 02-09/2026 Администрация сообщила о невозможности предоставить испрашиваемые участки в собственность, поскольку в представленных документах выявлены противоречия, а именно: земельные участки, сформированные для выкупа, находятся в коллективно-долевой собственности работников колхоза "Тверь", в государственном лесном фонде и у посторонних землепользователей.
Кооператив, считая данный отказ незаконным, а изложенные в нем доводы - надуманными, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель). Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном этим Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Как предусмотрено пунктом 7 статьи 10 Закона, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), согласно пункту 2 статьи 3 которого переоформление права производится в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав собранные по делу доказательства, суды правомерно посчитали, что Кооператив, обратившись к Администрации с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с заявлением о приобретении их в собственность, представил все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, а отказ в предоставлении земельных участков в собственность, оформленный письмом от 02.07.2013 N 02-09/2026 и направленный Администрацией Кооперативу по результатам рассмотрения его обращения, является необоснованным.
В оспариваемом отказе Администрация сослалась на то, что испрашиваемые земельные участки находятся в коллективной долевой собственности работников колхоза "Тверь", в государственном лесном фонде и у посторонних землепользователей. При этом, как справедливо отметил апелляционный суд, в письме от 02.07.2013 не определено, к каким конкретно земельным участкам из заявленных Кооперативом относятся указанные в письме основания для отказа.
Вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не обосновала и документально не подтвердила наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
В соответствии со статьями 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также иные земли.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в коллективную совместную собственность граждан передавались земли сельскохозяйственного назначения, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям. Однако на испрашиваемых Кооперативом земельных участках сельскохозяйственных угодий не имеется.
Довод об отнесении спорных участков к землям лесного фонда был тщательно проверен судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонен со ссылкой на сведения государственного кадастра недвижимости, а также информацию, полученную от уполномоченного в соответствующей области органа государственной власти - Министерства лесного хозяйства Тверской области (том 2, лист 177).
Наличие иных обстоятельств, препятствующих приватизации спорных земельных участков, Администрацией также не доказано.
Довод подателя жалобы о недостаточной исследованности судами вопроса о местоположении спорных участков не может быть принят во внимание как направленный на переоценку доказательств, анализировавшихся судом, а также выводов суда об установленных им обстоятельствах. Однако по таким мотивам в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт не может быть отменен или изменен при проверке его в кассационном порядке.
Дополнительно приведенный Администрацией довод о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять нормативный правовой акт, также несостоятелен, поскольку решение о предоставлении конкретного земельного участка определенному субъекту не относится к нормативным правовым актам, представляет собой распорядительный акт индивидуального характера.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение Администрации недействительным и в целях устранения допущенных нарушений прав и интересов Кооператива обязали Администрацию принять решение о предоставлении Кооперативу в собственность 23-х земельных участков, а также направить заявителю проект договора купли-продажи данных участков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А66-9927/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
А.В.КАДУЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)