Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11050/2015

Требование: О признании действий незаконными и возложении обязанности провести торги в отношении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, указав цель использования земельного участка, однако истице стало известно о том, что испрашиваемый ею земельный участок передан другому лицу без проведения торгов, подавшему якобы одну заявку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N 33-11050/2015


Судья: Кузнецов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Фроловой Т.Е.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Л.Н. к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании действий незаконными и возложении обязанности провести торги в отношении земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Г.Л.Н. - В.Д.А. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

установила:

Г.Л.Н. обратилось в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) о признании незаконными действия Администрации района по предоставлению земельного участка по адресу: адрес, площадью... кв. м без проведения торгов; признании недействительным информационного сообщения в газете "Уфимские нивы" от дата о приеме заявлений на предоставление вышеуказанного земельного участка; возложении на Администрацию района обязанности провести торги в отношении вышеуказанного земельного участка в соответствии с положениями ст. 38 Земельного кодекса РФ, приняв заявление истца о предоставлении испрашиваемого земельного участка для участия на торгах; возложении на Администрацию района обязанности обеспечить проведение процедуры предоставления данного земельного участка в соответствии с вступившим дата в силу законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года; взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате юридической помощи -... руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит... доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N... площадью... кв. м, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: адрес. дата истец обратилась в Администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду граничащего с принадлежащим земельным участком, земельного участка по адресу: адрес, являющегося пустырем, указав цель использования земельного участка, предполагаемые размеры... сотки, местоположение, испрашиваемое право на землю. Также истцом была оплачена работа МУП "Агентства землеустройства и архитектуры Уфимского района" в сумме... руб.... коп. для получения соответствующей схемы земельного участка, которая была составлена и представлена в Администрацию района.
дата отдел архитектуры и градостроительства Администрации района направил в УЗиИО Уфимского района схему размещения вышеуказанного свободного участка для последующей публикации информационного сообщения о приеме заявлений в официальном печатном издании Администрации района - газете "Уфимские нивы".
дата в газете "Уфимские нивы" вышло информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление спорного земельного участка в аренду для ведения огородничества без права капитального строительства.
Однако в дата истцу стало известно о том, что испрашиваемый ею земельный участок передан другому лицу, без проведения торгов, подавшему якобы одну заявку.
Г.Л.Н. считает, что указанные действия ответчика противоречат земельному законодательству, поскольку на спорный земельный участок имеется два претендента. В результате публикации в средствах массовой информации в адрес Администрации района поступило заявление иного лица, из содержания которого следует, что оно также заинтересовано в приобретение спорного земельного участка, следовательно, Г.Л.Н., подавшая заявление в соответствии с требованиями п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ, является не единственным претендентом на спорный земельный участок, и его предоставление осуществляется исключительно на торгах. Поскольку торги по земельному участку не проводились, заявление Г.Л.Н. не рассматривалось, то действия Администрации района по предоставлению испрашиваемого земельного участка иному лицу без проведения торгов нельзя признать законным.
На письменное обращение истца от дата Администрация района письмом за N... от дата признала совершенную техническую ошибку в том, что не было учтено первичное заявление истца о предоставлении вышеуказанного земельного участка.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года постановлено:
в удовлетворении искового заявления Г.Л.Н. к Администрации МР Уфимский район РБ о признании действий незаконными, признании недействительным информационное сообщение, обязании провести торги в отношении земельного участка отказать полностью.
В апелляционной жалобе представитель Г.Л.Н. - В.Д.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано на неправильное применение судом норм материального права и дачу неверной оценки доказательствам, имеющимся в деле, поскольку в силу прямого указания ст. 34 ЗК РФ первоначальный заявитель - Г.Л.Н., которая инициировала процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает только одно первоначальное заявление, и обеспечивает постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Подача повторных заявлений, направленных на предоставление земельного участка, не предусмотрена ни ст. 34 ЗК РФ, ни Решением Совета, и была бы необходима только в случае проведения торгов в виде заявки на участие в аукционе. Однако информационное сообщение о проведении торгов в форме аукциона Администрацией района не публиковалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Г.Л.Н. - В.Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель Администрации района - С.М.Ф. просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дата Г.Л.Н. обратилась к главе Администрации района с заявлением (л.д. 12) об оформлении в аренду земельного участка площадью... сотки, граничащего с ее земельным участком с кадастровым номером 02:47:110201:100, с целью обслуживания жилого дома, поскольку в настоящее время участок является пустырем.
дата составлена схема размещения свободного земельного участка для ведения огородничества в адрес, предполагаемого для опубликования в средствах массовой информации, согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, составленная на основании обращения Г.Л.Н. (л.д. 14).
В газете "Уфимские нивы" N... (N...) дата опубликовано информационное сообщение (л.д. 15), по которому Администрация муниципального района Уфимский район РБ информировала население о приеме заявлений на предоставление земельных участков в аренду для ведения огородничества без права капитального строительства, в том числе в адрес, ориентировочной площадью... кв. м, по которому в случае подачи двух и более заявлений, в течение... дней с момента настоящей публикации, будет проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Указан адрес и время приема заявлений граждан.
На обращение Г.Л.Н. от дата N... (л.д. 87), Управление земельных и имущественных отношений Администрации района сообщило истцу, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ было опубликовано в газете "Уфимские нивы" N... от дата информационное сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. В период приема заявлений поступило заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка от другого гражданина. Однако не было учтено первичной обращение Г.Л.Н. о предоставлении в аренду указанного земельного участка, поступившее в Администрацию района. В связи с технической ошибкой в соответствии с действующим законодательства было принято решение обеспечить подготовку документов на открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка.
Также Г.Л.Н. сообщено, что после межевания земельного участка, постановки его на кадастровый учет и независимой рыночной оценки участка, формирования иных необходимых документов будет опубликовано информационное сообщение на сайте Администрации района www.ufimadm.ru раздел "торги", на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru и в газете "Уфимские нивы" с указанием условий торгов, в которых истец может принять участие.
дата земельный участок площадью... кв. м, статус - временны, по адресу: адрес поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером N....
Между тем торги по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым номером N... не проводились.
Постановлением N... от дата Администрации района (л.д. 102) указанный земельный участок с кадастровым номером N..., с установленным видом разрешенного использования "для ведения огородничества" предоставлен Г.Р.Р., как лицу дата подавшему заявление на предоставление земельного участка.
дата между Администрацией района и Г.Р.Р. (л.д. 103-107) подписан договор аренды N... находящегося в государственной собственности земельного участка, по условия которого Администрацией района Г.Р.Р. в аренду сроком с дата по дата предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N..., находящийся по адресу: адрес, для ведения огородничества, площадью... кв. м. Государственная регистрация договора аренды не произведена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.Л.Н., суд первой инстанции исходил из того, что процедура предоставления земельных участков по ст. 34 ЗК РФ, в рамках которой обращалась с заявлением истица, не предполагает исключительного права заявителей на приобретение любого испрашиваемого земельного участка на том или ином праве по усмотрению заявителя. В данном случае, у истицы отсутствует исключительное право на предоставление ей в собственность спорного земельного участка, а у органа местного самоуправления - соответствующая обязанность по предоставлению этого участка. Истица не была лишена возможности приобретения права аренды на спорный земельный участок в порядке установленной процедуры. Однако истица не представила доказательства надлежащего оформления и подачи в течение 30 дней со дня опубликования информационного сообщения в газете "Уфимские нивы" соответствующего заявления на предоставление спорного земельного участка, что лишает ее права ссылаться на факт нарушения ее прав действиями ответчика.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из анализа указанных положений следует, что для рассмотрения публичного правового спора необходимо установить юридически значимые обстоятельства: нарушает ли оспариваемое решение, действие (бездействие) права и свободы; соответствует решение, действие (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а также норм подлежащих применению, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о законности действий Администрации района по предоставлению земельного участка с кадастровым номером N... неправомерным, поскольку по заявлению истца Г.Л.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, органом местного самоуправления было принято решение о предоставлении истцу спорного земельного участка с проведением торгов; изменение в дальнейшем данного решения возможно только в одном случае: если после публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка в отношении него поступит больше, чем одна заявка; так как после публикации в газете "Уфимские нивы" истец не осталась единственным претендентом на спорный земельный участок, ответчик в соответствии с Положением о порядке предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории адрес, утвержденным решением от дата N... Совета муниципального района Уфимский район РБ, должен был провести торги на право аренды данного земельного участка.
При этом, подав заявление дата о предоставлении земельного участка, осуществив за свой счет подготовку схемы размещения испрашиваемого земельного участка по адресу: адрес, Г.Л.Н. тем самым выразила свое желание на предоставление ей данного земельного участка на праве аренды, и каких-либо дополнительных заявлений на предоставление данного земельного участка, в том числе и после публикации Администрацией района информационного сообщения о намерении предоставления указанного участка на праве аренды, Г.Л.Н. подавать не должна была, поскольку необходимость совершения данных действий не предусмотрена ни действующих Земельным законодательством, ни разделами II и III Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N... (далее - Положение).
Вместе с тем, доводы Администрации района, и выводы суда первой инстанции об отказе Г.Л.Н. в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на не соблюдение процедуры, установленной Положением, и в частности его пункта 2.8 нельзя признать правомерными, так как на основании пункта 1.11 действия разделов настоящего Положения не распространяются на случаи предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества, дачного хозяйства и личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ (здесь и далее редакция Земельного кодекса, действовавшая на период возникновения спорных правоотношений, то есть до 01 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется статьями 30 - 32 и 34 Земельного кодекса РФ соответственно.
Статья 30 ЗК РФ регулирует порядок предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах.
Статьей 34 ЗК РФ регулируется порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу данного положения о принципах публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (п. п. 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Доводы истца о том, что действия должностных лиц администрации по опубликованию в газете "Уфимские Нивы" информационного сообщения о предоставлении испрашиваемого земельного участка противоречат действующему земельному законодательству и являются незаконными, несостоятельны, поскольку на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против формирования земельного участка в конкретном месте, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка с заявленным или иным видом разрешенного использования, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При этом проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, не противоречит ст. 34 ЗК РФ в том случае, если несколько заявок на один земельный участок получены уполномоченным органом до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории конкретному лицу и до осуществления таким лицом в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ за свой счет.
Г.Л.Н. была подготовлена и представлена на утверждение схема расположения спорного земельного участка, но она не утверждена Администрацией района, истец в порядке п. 4 ст. 34 ЗК РФ не обеспечила проведение за свой счет в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и в порядке п. 5 ст. 34 ЗК РФ не предоставила в Администрацию кадастровый паспорт.
Как следует из материалов дела, схема размещения земельного участка была утверждена дата (л.д. 119), земельный участок поставлен на кадастровый учет дата (л.д. 122). При этом в рассматриваемой ситуации вид разрешенного использования земельного участка также не был установлен на момент обращения истца с заявление о предоставлении земельного участка.
Ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации был установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу п. 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Установлено, что работы по формированию земельного участка с кадастровым номером N... в настоящее время завершены.
Учитывая, что на предоставление земельного участка подано два заявления от разных лиц, у Г.Л.Н. права преимущественного получения участка нет, Администрация района, руководствуясь ст. 34 ЗК РФ, должна была обеспечить проведение процедуры предоставления указанного земельного участка на торгах.
В связи с изложенным, решение Уфимского районного суда РБ от дата в части отказа в удовлетворении исковых требований Г. к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании действий незаконными, обязанности провести торги в отношении земельного участка подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконными действия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: адрес; обязании администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан провести торги по продаже права на заключение договора аренды для ведения огородничества без права капитального строительства земельного участка ориентировочной площадью 750 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Как обоснованно указано судом первой инстанции на Администрацию района не может быть возложена обязанность обеспечить проведение процедуры предоставления спорного земельного участка с кадастровым номером N... в соответствии с вступившим с 01 марта 2015 года в силу Федеральным законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года, так как на основании п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В силу ст. 100 ГПК РФ, исходя из принципа разумности, требования истицы о возмещении расходов по оплате юридической помощи при составлении иска подлежат удовлетворению частично, с Администрации района в пользу Г.Л.Н. следует взыскать в возмещение расходов по оплате юридических услуг... руб.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Г.Л.Н. к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании действий незаконными, обязанности провести торги в отношении земельного участка и в отмененной части принять новое решение.
Признать незаконными действия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: адрес.
Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан провести торги по продаже права на заключение договора аренды для ведения огородничества без права капитального строительства земельного участка ориентировочной площадью... кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Взыскать с администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в пользу Г.Л.Н. расходы на оплату юридических услуг за составление иска -... руб.
В удовлетворении исковых требований Г.Л.Н. к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о понуждении обеспечения проведения процедуры предоставления земельного участка в силу закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года - отказать.
В остальной части решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года оставить без изменения.

Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
Т.Е.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)