Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Захоронение умерших осуществляется при отсутствии четких границ мест захоронений, что может повлечь нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бабин М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2015 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Трубчевского муниципального района С. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года по делу по иску прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района о понуждении к совершению действий,
установила:
Прокурор Трубчевского района обратился в Трубчевский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей гор. Трубчевска, к администрации Трубчевского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Трубчевского муниципального района и возложении на администрацию Трубчевского муниципального района обязанности по отведению земельных участков для размещения кладбища в установленном законом порядке; осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; установлению границ данных земельных участков на местности; постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресам: в <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Трубчевского района установлено осуществление захоронений умерших на общественных кладбищах, расположенных в границах Трубчевского муниципального района, при отсутствии необходимых на то правоустанавливающих документов. Нормами действующего ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений. В соответствии с положениями ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Однако, администрация Трубчевского муниципального района осуществляет захоронение умерших при отсутствии четких границ мест захоронений, что может повлечь нарушения санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Бездействие администрации Трубчевского муниципального района при решении вопросов местного значения приводит к нарушению прав жителей гор. Трубчевска на организацию и благоустройство территорий кладбищ.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Трубчевского муниципального района по не отведению земельных участков для размещения кладбищ в установленном законом порядке; не осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; не установлению границ данных земельных участков на местности; не постановке их на государственный кадастровый учет и не регистрации права собственности на данные земельные участки; возложить обязанность на администрацию Трубчевского муниципального района по отведению земельных участков для размещения кладбища в установленном законом порядке; осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; установлению границ данных земельных участков на местности; постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресам: в <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Трубчевского муниципального района С. просит отменить решение суда, т.к. судом не учтено, что находящиеся на территории района <данные изъяты> и <данные изъяты> кладбища образованы еще в 18 веке, захоронения на них не осуществляются. Суд не указал в решении суда какие нормы материального права нарушены. Отсутствие межевания земельных участков, занятых кладбищами не может повлечь нарушений прав граждан, поскольку границы кладбищ на местности установлены, они огорожены заборами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Трубчевского района Брянской области Тарасиков М.А. просит решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад по делу судьи Зубковой Т.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на территории Трубчевского муниципального района расположены четыре кладбища, которые внесены в реестр муниципальной собственности (л.д. 5). Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на право собственности на указанные земельные участки отсутствуют. Межевания земельных участков не проводилось.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к администрации муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации и обязании ее совершить действия по организации места захоронения, суд исходил из того, что отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся в границах гор. Трубчевска, не установление границ данных земельных участков на местности, не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Трубчевского городского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес>. Не приведение территорий данных кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Трубчевского муниципального района на территории данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Земельные участки под кладбища в установленном порядке не отведены. Заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на указанные кладбища отсутствуют. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана оценка в решении суда, с которой соглашается судебная коллегия, новых доводов жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА
Судьи
областного суда
С.А.АЛЕЙНИКОВА
А.В.СОКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1772/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по отведению земельных участков для размещения кладбища в установленном законом порядке, осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков, установлению их границ, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Захоронение умерших осуществляется при отсутствии четких границ мест захоронений, что может повлечь нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N 33-1772/2015
Судья Бабин М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2015 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Трубчевского муниципального района С. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года по делу по иску прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района о понуждении к совершению действий,
установила:
Прокурор Трубчевского района обратился в Трубчевский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей гор. Трубчевска, к администрации Трубчевского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Трубчевского муниципального района и возложении на администрацию Трубчевского муниципального района обязанности по отведению земельных участков для размещения кладбища в установленном законом порядке; осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; установлению границ данных земельных участков на местности; постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресам: в <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Трубчевского района установлено осуществление захоронений умерших на общественных кладбищах, расположенных в границах Трубчевского муниципального района, при отсутствии необходимых на то правоустанавливающих документов. Нормами действующего ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений. В соответствии с положениями ФЗ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Однако, администрация Трубчевского муниципального района осуществляет захоронение умерших при отсутствии четких границ мест захоронений, что может повлечь нарушения санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Бездействие администрации Трубчевского муниципального района при решении вопросов местного значения приводит к нарушению прав жителей гор. Трубчевска на организацию и благоустройство территорий кладбищ.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Трубчевского муниципального района по не отведению земельных участков для размещения кладбищ в установленном законом порядке; не осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; не установлению границ данных земельных участков на местности; не постановке их на государственный кадастровый учет и не регистрации права собственности на данные земельные участки; возложить обязанность на администрацию Трубчевского муниципального района по отведению земельных участков для размещения кладбища в установленном законом порядке; осуществлению межевания занятых под кладбищами земельных участков; установлению границ данных земельных участков на местности; постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресам: в <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Трубчевского муниципального района С. просит отменить решение суда, т.к. судом не учтено, что находящиеся на территории района <данные изъяты> и <данные изъяты> кладбища образованы еще в 18 веке, захоронения на них не осуществляются. Суд не указал в решении суда какие нормы материального права нарушены. Отсутствие межевания земельных участков, занятых кладбищами не может повлечь нарушений прав граждан, поскольку границы кладбищ на местности установлены, они огорожены заборами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Трубчевского района Брянской области Тарасиков М.А. просит решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад по делу судьи Зубковой Т.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на территории Трубчевского муниципального района расположены четыре кладбища, которые внесены в реестр муниципальной собственности (л.д. 5). Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на право собственности на указанные земельные участки отсутствуют. Межевания земельных участков не проводилось.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к администрации муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации и обязании ее совершить действия по организации места захоронения, суд исходил из того, что отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся в границах гор. Трубчевска, не установление границ данных земельных участков на местности, не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Трубчевского городского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес>. Не приведение территорий данных кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Трубчевского муниципального района на территории данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Земельные участки под кладбища в установленном порядке не отведены. Заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на указанные кладбища отсутствуют. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана оценка в решении суда, с которой соглашается судебная коллегия, новых доводов жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА
Судьи
областного суда
С.А.АЛЕЙНИКОВА
А.В.СОКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)