Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 по делу N А47-6448/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - общество "Вега") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:685, общей площадью 16 847 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001, в размере его рыночной стоимости в сумме 16 530 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: администрация города Оренбурга (далее - Администрация); Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 (судья Штырник В.М.) исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:685 в размере его рыночной стоимости в сумме 16 530 000 руб. по состоянию на 01.01.2012.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение ч. 1, 2 ст. 24.19, ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), нарушение ст. 4, ч. 3 ст. 15, п. 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как полагает заявитель, суды неправомерно удовлетворили требования общества "Вега", являющегося арендатором земельного участка, поскольку установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем его рыночную стоимость, не может нарушать права и законные интересы истца. При этом Министерство исходит из того, что рассматриваемый земельный участок относится к землям, государственная собственности на которые не разграничена; вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции собственника земельного участка либо иного лица, указанного в законе; истец не реализует право на выкуп земельного участка и не возникает преддоговорной спор о цене выкупаемого земельного участка; право собственности общество "Вега" на расположенный на земельном участке объект не приобрело. Заявитель также полагает, что у общества "Вега" отсутствует право заказывать отчет об определении рыночной стоимости земельного участка; судами в нарушение норм процессуального права не дана надлежащая оценка доводу Министерства о том, что пересмотр арендной платы может быть осуществлен только путем изменения условий договора аренды в порядке, предусмотренном ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Вега" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора судами установлено, что 15.06.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 16 847 кв. м с кадастровым номером 56:44:0103001:685, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для строительства автосалона с центром обслуживания". Местоположение земельного участка: Оренбургская область, город Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001.
Согласно кадастровой справке от 28.06.2013 и кадастровому паспорту от 01.07.2013 кадастровая стоимость названного земельного участка установлена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п и составляет 98 226 433 руб. 50 коп.
Как следует из справки от 16.07.2013 N 970 общества с ограниченной ответственностью "Научное Производственное Предприятие "ГИПРОЗЕМ" - исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, согласно п. 1.5 Технического задания к государственному контракту от 28.05.2012 N 0153200000212001495-0099183-02 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области датой оценки является 01.01.2012.
Между Министерством (арендодатель) и обществом "Вега" (арендатор) 01.10.2012 заключен договор аренды N 07-05/439, являющийся одновременно актом приема-передачи, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:685, общая площадь 16847+45 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001, в аренду на три года для строительства капитального объекта (п. 1.1, 8.1 договора). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.11.2012.
Согласно п. 3.1 договора и приложению N 3 ("расчет годовой арендной платы...") размер годовой арендной платы составляет 1 063 943 руб. 65 коп. Расчет денежного обязательства арендатора произведен в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (35 464 788 руб. 17 коп.) x ставка арендной платы (3%).
Дополнительным соглашением от 18.03.2013 N 06-03-09/26 в связи с утверждением нового значения кадастровой стоимости земельного участка (вместо "35 464 788 руб. 17 коп." установлено значение "98 226 433 руб. 50 коп.") стороны внесли дополнения в договор аренды от 01.10.2012 N 07-05/439 в части условий, касающихся определения размера арендной платы (пункты 3.1, 3.2, приложение N 3). С 01.01.2013 размер годовой арендной платы составил 2 946 793 руб. 01 коп.
Общество "Вега", ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет от 11.11.2013 N 458, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 16 530 000 руб., полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного обществу "Вега" на праве аренды, не соответствует его рыночной стоимости, установленной по результатам проведенной экспертизы. Действующим законодательством предусмотрено право арендатора предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости арендованных им земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что согласно представленному в материалы дела отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от 11.11.2013 N 458, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012. Согласно экспертному заключению Оренбургского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" от 17.12.2013 N 092/13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доказательств недостоверности названного отчета учреждением "Федеральная кадастровая палата", Управлением Росреестра, Администрацией, Министерством не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод Министерства о том, что общество "Вега" не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости. Судом учтено, что спорный земельный участок находится во владении истца на основании договора аренды от 01.10.2012 N 07-05/439.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что истец, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Иные доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что пересмотр арендной платы может быть осуществлен только путем изменения условий договора аренды в порядке, предусмотренном ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 по делу N А47-6448/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2014 N Ф09-3970/14 ПО ДЕЛУ N А47-6448/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. N Ф09-3970/14
Дело N А47-6448/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 по делу N А47-6448/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - общество "Вега") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:685, общей площадью 16 847 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001, в размере его рыночной стоимости в сумме 16 530 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: администрация города Оренбурга (далее - Администрация); Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 (судья Штырник В.М.) исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:685 в размере его рыночной стоимости в сумме 16 530 000 руб. по состоянию на 01.01.2012.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение ч. 1, 2 ст. 24.19, ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), нарушение ст. 4, ч. 3 ст. 15, п. 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как полагает заявитель, суды неправомерно удовлетворили требования общества "Вега", являющегося арендатором земельного участка, поскольку установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем его рыночную стоимость, не может нарушать права и законные интересы истца. При этом Министерство исходит из того, что рассматриваемый земельный участок относится к землям, государственная собственности на которые не разграничена; вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции собственника земельного участка либо иного лица, указанного в законе; истец не реализует право на выкуп земельного участка и не возникает преддоговорной спор о цене выкупаемого земельного участка; право собственности общество "Вега" на расположенный на земельном участке объект не приобрело. Заявитель также полагает, что у общества "Вега" отсутствует право заказывать отчет об определении рыночной стоимости земельного участка; судами в нарушение норм процессуального права не дана надлежащая оценка доводу Министерства о том, что пересмотр арендной платы может быть осуществлен только путем изменения условий договора аренды в порядке, предусмотренном ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Вега" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора судами установлено, что 15.06.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 16 847 кв. м с кадастровым номером 56:44:0103001:685, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для строительства автосалона с центром обслуживания". Местоположение земельного участка: Оренбургская область, город Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001.
Согласно кадастровой справке от 28.06.2013 и кадастровому паспорту от 01.07.2013 кадастровая стоимость названного земельного участка установлена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п и составляет 98 226 433 руб. 50 коп.
Как следует из справки от 16.07.2013 N 970 общества с ограниченной ответственностью "Научное Производственное Предприятие "ГИПРОЗЕМ" - исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, согласно п. 1.5 Технического задания к государственному контракту от 28.05.2012 N 0153200000212001495-0099183-02 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области датой оценки является 01.01.2012.
Между Министерством (арендодатель) и обществом "Вега" (арендатор) 01.10.2012 заключен договор аренды N 07-05/439, являющийся одновременно актом приема-передачи, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:685, общая площадь 16847+45 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, Загородное шоссе, в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001, в аренду на три года для строительства капитального объекта (п. 1.1, 8.1 договора). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.11.2012.
Согласно п. 3.1 договора и приложению N 3 ("расчет годовой арендной платы...") размер годовой арендной платы составляет 1 063 943 руб. 65 коп. Расчет денежного обязательства арендатора произведен в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (35 464 788 руб. 17 коп.) x ставка арендной платы (3%).
Дополнительным соглашением от 18.03.2013 N 06-03-09/26 в связи с утверждением нового значения кадастровой стоимости земельного участка (вместо "35 464 788 руб. 17 коп." установлено значение "98 226 433 руб. 50 коп.") стороны внесли дополнения в договор аренды от 01.10.2012 N 07-05/439 в части условий, касающихся определения размера арендной платы (пункты 3.1, 3.2, приложение N 3). С 01.01.2013 размер годовой арендной платы составил 2 946 793 руб. 01 коп.
Общество "Вега", ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет от 11.11.2013 N 458, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 16 530 000 руб., полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного обществу "Вега" на праве аренды, не соответствует его рыночной стоимости, установленной по результатам проведенной экспертизы. Действующим законодательством предусмотрено право арендатора предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости арендованных им земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что согласно представленному в материалы дела отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от 11.11.2013 N 458, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012. Согласно экспертному заключению Оренбургского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" от 17.12.2013 N 092/13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доказательств недостоверности названного отчета учреждением "Федеральная кадастровая палата", Управлением Росреестра, Администрацией, Министерством не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод Министерства о том, что общество "Вега" не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости. Судом учтено, что спорный земельный участок находится во владении истца на основании договора аренды от 01.10.2012 N 07-05/439.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что истец, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Иные доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что пересмотр арендной платы может быть осуществлен только путем изменения условий договора аренды в порядке, предусмотренном ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2014 по делу N А47-6448/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)