Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28473/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А55-28473/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Нижегородова Д.М. (доверенность от 13.12.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-28473/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9" (ИНН 6316168272, ОГРН 1116316007865) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, о возложении обязанности совершить определенные действия, с участием третьих лиц - государственного унитарного предприятия Самарской области "Центр технической инвентаризации", г. Самара, Торчинова Михаила Анатольевича, г. Самара, Анисимова Вячеслава Анатольевича, с. Тимяшево, Шенталинский район, Самарская область, открытого акционерного общества Банк АВБ, г. Тольятти, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Тольятти, Федерального государственного унитарного предприятия "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие", г. Самара.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9" (далее - заявитель, Общество, ООО "АВБ финанс-9") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменений, принятых судом первой инстанции, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, орган кадастрового учета) о возложении на ответчика обязанности в течение восемнадцати календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-28473/2013 исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о тех характерных точках границы муниципального района Волжский Самарской области, которые описывают границы указанного муниципального образования в местах их пересечения с границами существующего земельного участка с кадастровым номером 63:17:2402002:253, описанными следующими характерными точками:

Координаты, м






































Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АВБ финанс-9" просит вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:17:2402002:253, расположенном: Самарская область, Волжский район, в 3-х км юго-западнее с. Курумоч, производственная площадка N 1.
Из кадастрового паспорта следует, что на земельном участке расположены: здание корпуса N 54, литера 54, 54-1, 54-2; здание корпуса N 53, литера 53, 53-1, 53-2; здание корпуса N 56, литера 56, 56-1, 56-2; здание корпуса N 51, литера 51, 51-1, 51-2; здание корпуса N 52, литера 52, 52-1, 52-2; здание корпуса N 55, литера 55, 55-1, 55-2; здание корпуса N 57, литера 57, 57-1, 57-2, площадью 48 381 кв. м.
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения комплекса по производству товаров промышленного назначения, товаров народного потребления, строительных материалов, изготовление оборудования, оказания услуг, принадлежащем на праве собственности ООО "АВБ финанс-9" (регистрационная запись от 30.01.2012 N 63-63-01/295/2011-274).
Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен 11.04.2011 по заявлению ООО "АВБ финанс-9" в соответствии с межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием десяти земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63617:2402002:229.
Законом Самарской области от 25.02.2005 N 58-ГД "Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области" границы муниципального района Волжский Самарской области установлены согласно прилагаемому картографическому описанию.
Границы муниципального района Волжский Самарской области были утверждены посредством внесения изменений в Закон Самарской области от 11.10.2010 N 106-ГД "О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, устанавливающие границы муниципальных образований на территории Самарской области".
Таким образом, в порядке информационного взаимодействия в государственный кадастр недвижимости 22.12.2011 внесены сведения о границах муниципального районе Волжский Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
19 августа 2013 года ООО "АВБ финанс-9" обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:17:2402002:253. При внесении сведений о местоположении одного из учитываемых земельных участков было выявлено, что одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального района Волжский Самарской области.
В связи с чем, органом кадастрового учета было принято решение от 26.08.2013 N 63-00-119/13-187436 об отказе заявителю в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В пункте 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре закреплено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в ГКН.
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре).
Согласно части 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований или границы населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта.
В соответствии с наделенными полномочиями орган кадастрового учета осуществляет следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановку на кадастровый учет объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); 4) снятие с учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Согласно пункту 4 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение), сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления Положению.
В соответствии с пунктом 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия; противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, подлежит исправлению в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд мотивировал тем, что сведения о границах муниципального района Волжский Самарской области внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Законами Самарской области от 25.02.2005 N 58-ГД, от 11.10.2010 N 106-ГД. Постановлением Правительства Самарской Области от 27.11.2013 N 679 утверждена программа "Установление на местности границ муниципальных образований Самарской области" на 2014 - 2020 гг., которая вступила в силу с 01.01.2014. Материалы судебного дела не содержат документа, карты-плана, в котором указаны были конкретные точки координат границ муниципального района Волжский, подлежащие исключению, равно как и нет точек координат, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленных требований по существу суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поскольку в данном случае общество требует изменить границы муниципальных районов. Данный вопрос не может быть разрешен в рамках требований об оспаривании действий кадастровой палаты, в том числе и через исправление технической ошибки. Нормативные акты об установлении границ муниципальных районов ни кем не оспорены и недействительными не признавались.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А55-28473/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)