Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N А11-4451/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N А11-4451/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу фермерского хозяйства "Шерна" (ОГРН 1033301000754, ИНН 3316410270, Владимирская область, Киржачский район, д. Дубровка, ул. Центральная, д. 1а)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2013
по делу N А11-4451/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению фермерского хозяйства "Шерна"
о признании незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии:
- от фермерского хозяйства "Шерна" - Бобковой Н.В. по доверенности от 11.01.2013;
- от администрации Киржачского района Владимирской области - Апанасюка В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01-01-34/02,
и
установил:

фермерское хозяйство "Шерна" (далее - Хозяйство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области (далее - администрация) в предоставлении в собственность за плату Хозяйству земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 33:02:010705:241, с разрешенным использованием: под магазин, площадью 295 кв. м, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 30, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, по цене 2,5% от его кадастровой стоимости; об обязании администрации в недельный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Хозяйству вышеназванного земельного участка на праве собственности по выкупной цене, соответствующей 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; об обязании администрации в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка с Хозяйством.
Решением от 06.09.2013 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Хозяйство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Хозяйства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Хозяйство является собственником нежилого строения (магазин), расположенного по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2002 серии 33 АЛ N 017646.
23.08.2010 заявитель обратился к главе администрации с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка пропорционально занимаемой площади "Объекта".
Администрация решение о предоставлении земельного участка не приняла, поскольку не представлены документы об определении долей в праве собственности на Объект.
В период с 14.10.2010 по 12.10.2012 Хозяйство оформило необходимую документацию для приобретения прав на земельный участок.
12.10.2012 заявителем получен кадастровый паспорт N 33/203/12-138089 на земельный участок с кадастровым номером 33:02:010705:241, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:67.
09.11.2012 заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:241.
Постановлением от 21.11.2012 N 1382 администрация предоставила заявителю земельный участок с кадастровым номером 33:02:010705:241, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 30, определив цену земельного участка в сумме 1 099 025 руб. 45 коп.
Хозяйство обратилось к администрации с заявлением о приобретении земельного участка по льготной цене, указав, что оно не согласно со стоимостью выкупа участка.
Письмом от 08.02.2013 N 217-01-13 администрация сообщила, что заявление не может быть принято во внимание, поскольку заявитель просил предоставить в собственность за плату земельный участок с иным кадастровым номером, а именно 33:02:010705:67.
Посчитав отказ администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:241 не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Хозяйство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
При этом согласно пункту 1.1 статьи 36 Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Кодекса).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене устанавливается в порядке, предусмотренном абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно до 1 июля 2012 года.
Аналогичный порядок выкупа земельных участков установлен Законом Владимирской области от 07.05.2010 N 33-О "Об установлении цены земля при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, на территории Владимирской области".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:241 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 1 099 025 руб.
В рассматриваемом случае, как правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, с надлежащим заявлением (от 09.11.2012) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:241 в собственность с приложением полного пакета документов в порядке статьи 36 Кодекса Хозяйство обратилось после 01.07.2012, что противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этих обстоятельствах суд сделал верный вывод об отсутствии у Хозяйства права на выкуп земельного участка по льготной цене.
Довод заявителя о том, что его заявление от 09.11.2012 является повторным, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
В заявлении, поданном в администрацию 23.08.2010, Хозяйство просило предоставить в собственность за плату часть земельного участка с кадастровым номером 33:02:010705:67 пропорционально занимаемой площади "Объекта", то есть на тот момент испрашиваемый земельный участок не был сформирован и не мог являться объектом купли-продажи в порядке, определенном действующим законодательством.
Повторно исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Хозяйством не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными в силу вышеизложенного.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Хозяйству в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.09.2013 по делу N А11-4451/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу фермерского хозяйства "Шерна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)