Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: КИ.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Усенко О.А., Сорокиной О.А.
при секретаре Васильевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Шакупова К.А.
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года
по иску Шакупова К.А. к администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Ахтубинский район" об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования "Ахтубинский район", и об установлении новых размеров базовых ставок арендной платы за земельные участки,
установила:
Шакупов К.А. обратился в суд с требованием о признании незаконными постановлений главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714 в размере 2.17 (строка 18 первой графы приложения N 1 постановления), от 29 декабря 2009 года N 1691 в размере 2.43 процента (строка 16 первой графы приложения N 1 постановления), от 28 декабря 2010 года N 1777 в размере 5.26 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), от 30 декабря 2011 года N 1606 в размере 5.47 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), указав, что он является собственником сооружения грузового причала, для его использования необходим земельный участок. Администрацией МО "Ахтубинский район" ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью кв. м находящегося по адресу: <адрес>, для эксплуатации грузового причала сроком на лет. Оспариваемыми постановлениями в нарушение действующего законодательства установлены базовые ставки, дифференцированные в соответствии с административно-территориальным делением и видом разрешенного пользования в зависимости от вида объекта без указания экономического обоснования дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также экономически обоснованных расчетов каждой составляющей единицы формулы, используемой в расчете базового размера для исчисления годовой арендной платы. Принятие базовых ставок арендной платы в отношении участка, переданного ему в аренду, и ежегодное увеличение этой ставки со стороны Администрации МО "Ахтубинский район" в общей сложности с 2.00% до 5.57% экономически необоснованно и противоречит пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а также не соответствует пункту 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании 12 мая 2012 года, заявитель обосновывая свои требования, дополнил их указанием на то, что исходя из пункта 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы может быть изменен в порядке, предусмотренном действующим законодательством, но не чаще одного раза в календарном году, который исчисляется с 1 января текущего года по 1 января следующего за ним года... "в связи с изменением уровня инфляции, при этом учет уровня инфляции производится путем умножения размера арендной платы на индекс инфляции, определяемый на основании закона Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год", в связи с чем размер арендной платы, подлежащей оплате, должен был составлять в 2009 году руб., в 2010 году - руб., в 2011 году - руб.
В судебном заседании 25 мая 2012 года заявитель, обосновывая свои требования, дополнил их указанием на необходимость установления базовых ставок арендной платы в 2010 году - 2.41, в 2011 году 2.6, в 2012 году в размере 2.75 с учетом законов Астраханской области о бюджете на соответствующий год.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением президиума Астраханского областного суда от 09 апреля 2013 года кассационная жалоба Шакупова К.А. удовлетворена, определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года по делу по заявлению Шакупова К.А. об оспаривании постановлений администрации МО "Ахтубинский район" об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район", отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
В апелляционной жалобе истца Шакупова К.А. ставится вопрос об отмене решении суда ввиду его незаконности. Оспариваемыми постановления главы муниципального образования "Ахтубинский район" неосновательно ежегодно увеличивался размер арендной платы, изменялась и увеличивалась базовая ставка арендной платы, установив ее в 2008 году в размере 2% от кадастровой стоимости участка и увеличив ее в 2012 году до 5.57%. Согласно пункту 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в календарном году. Судом не дана оценка дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Необоснован вывод суда о том, что увеличение стоимости базового размера арендной платы указанного в постановлениях администрации муниципального образования "Ахтубинский район" соответствует целям, определенным постановлением Правительства Астраханской области. Судом не установлены обстоятельства, обосновывающие увеличение базового размера арендной платы в 2010 году с 2.43% до 5.26% кадастровой стоимости, а в 2012 году до 5.57% кадастровой стоимости.
На заседании судебной коллегии истец Шакупов К.А. не явился, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Шакупова К.А. по доверенности Попова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" по доверенности Осауленко С.П., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных отношений администрации МО "Ахтубинский район" (Арендодатель) и Т.Н.В., действующей по доверенности от имени Шакупова К.А. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок) из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресный ориентир): <адрес>, для эксплуатации грузового причала в границах, указанных в кадастровом плане Участка, прилагаемом к договору.
Размер арендной платы за Участок установлен пунктом 3.1 Договора и составил руб. в год, что составляет руб. в месяц. При этом, в расчет арендной платы за Участок включен базовый размер арендной платы за один квадратный метр в год, который на ДД.ММ.ГГГГ составил руб. Пунктом 3.3 Договора установлено, что во исполнение решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления, централизованно устанавливающих базовые размеры арендной платы, размер арендной платы за участок может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке, с обязательным сообщением информации о произошедших изменениях в местных средствах массовой информации.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Заявителем оспариваются постановления главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777, от 30 декабря 2011 года N 1606.
Указанные постановления органа местного самоуправления по форме и содержанию обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт, подлежащими оспариванию в порядке 24 главы Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты изданы полномочным органом и в пределах компетенции, а в основу расчета базовой ставки размера арендной платы положена кадастровая стоимость земельного участка.
Однако, как следует из оспариваемых постановлений, базовые ставки арендной платы установлены администрацией муниципального образования на 1 год, то есть постановления от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777 утратили силу в связи с ограничением их действия временными рамками.
По смыслу статей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в числе прочего, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Таким образом, оспариваемые акты основанием к возникновению прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, повлечь не могут, и, следовательно, не могут выступать предметом судебного обжалования.
С учетом изложенного производство по делу по заявлению об оспаривании Постановлений Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777 подлежит прекращению.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим по основаниям несоответствия региональному законодательству постановления от 30 декабря 2011 года N 1606, действующего на период рассмотрения дела, суд не учел, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 г. N 26-П, основным принципом определения величины арендной платы за использование земельных участков (далее - арендная плата) является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы. Размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом: вида разрешенного использования земельного участка; категории земель; иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Анализ приведенных выше норм показывает, что при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления установление ставок платы за использование земли должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Кроме того, Постановлением Правительства Астраханской области от 26.12.2011 N 610-П внесены изменения в Постановление Правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", приостановлено действие подпункта "а" пункта 2.7 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением, до 1 января 2013 года.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Проанализировав содержание вышеуказанных правовых норм, оценив представленные в дело доказательства и пояснения представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Осауленко С.П, о том, что при принятии данного постановления органом местного самоуправления не осуществлялось экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам Астраханской области, поскольку ставка арендной платы должна быть определена органом местного самоуправления, но не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельных участков в конкретной зоне, и оспариваемое положение постановления является недействующим с 01 января 2012 года.
Поскольку Шакупов К.А. обратился в суд в порядке главы 24 ГПК РФ (ст. 251 ГПК РФ) об оспаривании нормативного правового акта в части, о чем свидетельствуют исковое заявление, заявления о дополнении требований, отзывы на возражения по заявлению, объяснения представителя Шакупова К.А. в судебных заседаниях (л.д. 6-7, 69, 88, 99, 104, 122 и др.), заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года отменить.
Прекратить производство по делу по заявлению Шакупова К.А. об оспаривании Постановлений Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777.
Заявление Шакупова К.А. об оспаривании Постановления Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2011 года N 1606 удовлетворить. Признать строку 18 первой графы приложения N 1 к Постановлению Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2011 года N 1606 недействующей с 1 января 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.05.2013 N 33-1269/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-1269/2013
Судья: КИ.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Усенко О.А., Сорокиной О.А.
при секретаре Васильевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Шакупова К.А.
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года
по иску Шакупова К.А. к администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Ахтубинский район" об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования "Ахтубинский район", и об установлении новых размеров базовых ставок арендной платы за земельные участки,
установила:
Шакупов К.А. обратился в суд с требованием о признании незаконными постановлений главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714 в размере 2.17 (строка 18 первой графы приложения N 1 постановления), от 29 декабря 2009 года N 1691 в размере 2.43 процента (строка 16 первой графы приложения N 1 постановления), от 28 декабря 2010 года N 1777 в размере 5.26 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), от 30 декабря 2011 года N 1606 в размере 5.47 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), указав, что он является собственником сооружения грузового причала, для его использования необходим земельный участок. Администрацией МО "Ахтубинский район" ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью кв. м находящегося по адресу: <адрес>, для эксплуатации грузового причала сроком на лет. Оспариваемыми постановлениями в нарушение действующего законодательства установлены базовые ставки, дифференцированные в соответствии с административно-территориальным делением и видом разрешенного пользования в зависимости от вида объекта без указания экономического обоснования дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также экономически обоснованных расчетов каждой составляющей единицы формулы, используемой в расчете базового размера для исчисления годовой арендной платы. Принятие базовых ставок арендной платы в отношении участка, переданного ему в аренду, и ежегодное увеличение этой ставки со стороны Администрации МО "Ахтубинский район" в общей сложности с 2.00% до 5.57% экономически необоснованно и противоречит пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а также не соответствует пункту 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании 12 мая 2012 года, заявитель обосновывая свои требования, дополнил их указанием на то, что исходя из пункта 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы может быть изменен в порядке, предусмотренном действующим законодательством, но не чаще одного раза в календарном году, который исчисляется с 1 января текущего года по 1 января следующего за ним года... "в связи с изменением уровня инфляции, при этом учет уровня инфляции производится путем умножения размера арендной платы на индекс инфляции, определяемый на основании закона Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год", в связи с чем размер арендной платы, подлежащей оплате, должен был составлять в 2009 году руб., в 2010 году - руб., в 2011 году - руб.
В судебном заседании 25 мая 2012 года заявитель, обосновывая свои требования, дополнил их указанием на необходимость установления базовых ставок арендной платы в 2010 году - 2.41, в 2011 году 2.6, в 2012 году в размере 2.75 с учетом законов Астраханской области о бюджете на соответствующий год.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением президиума Астраханского областного суда от 09 апреля 2013 года кассационная жалоба Шакупова К.А. удовлетворена, определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года по делу по заявлению Шакупова К.А. об оспаривании постановлений администрации МО "Ахтубинский район" об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район", отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
В апелляционной жалобе истца Шакупова К.А. ставится вопрос об отмене решении суда ввиду его незаконности. Оспариваемыми постановления главы муниципального образования "Ахтубинский район" неосновательно ежегодно увеличивался размер арендной платы, изменялась и увеличивалась базовая ставка арендной платы, установив ее в 2008 году в размере 2% от кадастровой стоимости участка и увеличив ее в 2012 году до 5.57%. Согласно пункту 2.7 Постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в календарном году. Судом не дана оценка дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Необоснован вывод суда о том, что увеличение стоимости базового размера арендной платы указанного в постановлениях администрации муниципального образования "Ахтубинский район" соответствует целям, определенным постановлением Правительства Астраханской области. Судом не установлены обстоятельства, обосновывающие увеличение базового размера арендной платы в 2010 году с 2.43% до 5.26% кадастровой стоимости, а в 2012 году до 5.57% кадастровой стоимости.
На заседании судебной коллегии истец Шакупов К.А. не явился, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Шакупова К.А. по доверенности Попова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" по доверенности Осауленко С.П., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных отношений администрации МО "Ахтубинский район" (Арендодатель) и Т.Н.В., действующей по доверенности от имени Шакупова К.А. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок) из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресный ориентир): <адрес>, для эксплуатации грузового причала в границах, указанных в кадастровом плане Участка, прилагаемом к договору.
Размер арендной платы за Участок установлен пунктом 3.1 Договора и составил руб. в год, что составляет руб. в месяц. При этом, в расчет арендной платы за Участок включен базовый размер арендной платы за один квадратный метр в год, который на ДД.ММ.ГГГГ составил руб. Пунктом 3.3 Договора установлено, что во исполнение решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления, централизованно устанавливающих базовые размеры арендной платы, размер арендной платы за участок может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке, с обязательным сообщением информации о произошедших изменениях в местных средствах массовой информации.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Заявителем оспариваются постановления главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777, от 30 декабря 2011 года N 1606.
Указанные постановления органа местного самоуправления по форме и содержанию обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт, подлежащими оспариванию в порядке 24 главы Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты изданы полномочным органом и в пределах компетенции, а в основу расчета базовой ставки размера арендной платы положена кадастровая стоимость земельного участка.
Однако, как следует из оспариваемых постановлений, базовые ставки арендной платы установлены администрацией муниципального образования на 1 год, то есть постановления от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777 утратили силу в связи с ограничением их действия временными рамками.
По смыслу статей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в числе прочего, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Таким образом, оспариваемые акты основанием к возникновению прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, повлечь не могут, и, следовательно, не могут выступать предметом судебного обжалования.
С учетом изложенного производство по делу по заявлению об оспаривании Постановлений Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777 подлежит прекращению.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим по основаниям несоответствия региональному законодательству постановления от 30 декабря 2011 года N 1606, действующего на период рассмотрения дела, суд не учел, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 г. N 26-П, основным принципом определения величины арендной платы за использование земельных участков (далее - арендная плата) является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы. Размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом: вида разрешенного использования земельного участка; категории земель; иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Анализ приведенных выше норм показывает, что при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления установление ставок платы за использование земли должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Кроме того, Постановлением Правительства Астраханской области от 26.12.2011 N 610-П внесены изменения в Постановление Правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", приостановлено действие подпункта "а" пункта 2.7 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением, до 1 января 2013 года.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Проанализировав содержание вышеуказанных правовых норм, оценив представленные в дело доказательства и пояснения представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район", Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Осауленко С.П, о том, что при принятии данного постановления органом местного самоуправления не осуществлялось экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам Астраханской области, поскольку ставка арендной платы должна быть определена органом местного самоуправления, но не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельных участков в конкретной зоне, и оспариваемое положение постановления является недействующим с 01 января 2012 года.
Поскольку Шакупов К.А. обратился в суд в порядке главы 24 ГПК РФ (ст. 251 ГПК РФ) об оспаривании нормативного правового акта в части, о чем свидетельствуют исковое заявление, заявления о дополнении требований, отзывы на возражения по заявлению, объяснения представителя Шакупова К.А. в судебных заседаниях (л.д. 6-7, 69, 88, 99, 104, 122 и др.), заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года отменить.
Прекратить производство по делу по заявлению Шакупова К.А. об оспаривании Постановлений Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777.
Заявление Шакупова К.А. об оспаривании Постановления Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2011 года N 1606 удовлетворить. Признать строку 18 первой графы приложения N 1 к Постановлению Главы муниципального образования "Ахтубинский район" от 30 декабря 2011 года N 1606 недействующей с 1 января 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)