Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кореновского городского поселения Кореновского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-22442/2014
по иску Суворова А.А.
к ответчику - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - администрации Кореновского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
установил:
Суворов Андрей Александрович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, обязании внести указанную стоимость в государственный кадастр недвижимости.
Определением от 20.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Кореновского района.
Определением от 12.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация Кореновского городского поселения Кореновского района, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением от 07.11.2014 иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:12:0601037:465, общей площадью 1279 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Циолковского, 23, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 1621000 рублей и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465, общей площадью 1279 кв. м, равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 1621000 рублей.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по результатам судебной экспертизы. Избранный истцом способ защиты и форма его процессуальной реализации соответствуют сложившейся арбитражной практике по аналогичным делам.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что орган местного самоуправления имеет правовой интерес в участии при рассмотрении дела об оспаривании кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Кореновского городского поселения Кореновского района не явился. Администрация извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представитель Суворова А.А. в заседание не явился. Суворов А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представители третьих лиц - администрации Кореновского района и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. Департамент о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.04.2014 между администрацией муниципального образования Кореновский район (арендодатель) и Суворовым А.А. (арендатор) заключен договор аренды N 1200005978 (т. 1 л.д. 9-11), согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:12:0601037:465 общей площадью 1279 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Циолковского, 23, для размещения и эксплуатации торгово-бытового комплекса.
В соответствии с пунктом 7.1 срок действия договора с 18.04.2014 по 18.04.2063.
Из содержания приложения к договору (т. 1 л.д. 12) следует, что расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2014 N 2343/12/14-341086 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 составляет 4361735 руб. 33 коп. (т. 1 л.д. 13-15).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, Суворов А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет N 061614.02 от 19.06.2014 об определении рыночной стоимости (т. 1 л.д. 16-49) в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1562000 рублей.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 12.09.2014 назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение N 100214.02 от 06.10.2014 - т. 2 л.д. 10-26) рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 1621000 рублей.
Результаты судебной экспертизы сторонами не оспорены.
Требование Суворова А.А. правомерно удовлетворено судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что орган местного самоуправления имеет правовой интерес в участии при рассмотрении дела об оспаривании кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен на территории Кореновского городского поселения.
Определением от 12.09.2014 администрация Кореновского городского поселения Кореновского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель администрации Кореновского городского поселения Кореновского района участвовал.
В данном случае интересы Кореновского городского поселения представлены администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района.
Ссылка заявителя жалобы на то, что кадастровая стоимость определена в соответствии с действующим законодательством, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции виде следующего.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Минэкономразвития России N 508 от 22.10.2010, под ней понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Во исполнение пункта 11 названных Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения в Федеральный закон N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", закон дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
В статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска, поскольку Суворов А.А. является арендатором вышеназванного земельного участка. Договор аренды заключен сторонами в 2014 году, то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-22442/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 N 15АП-566/2015 ПО ДЕЛУ N А32-22442/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N 15АП-566/2015
Дело N А32-22442/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кореновского городского поселения Кореновского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-22442/2014
по иску Суворова А.А.
к ответчику - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - администрации Кореновского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
установил:
Суворов Андрей Александрович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, обязании внести указанную стоимость в государственный кадастр недвижимости.
Определением от 20.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Кореновского района.
Определением от 12.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация Кореновского городского поселения Кореновского района, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением от 07.11.2014 иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:12:0601037:465, общей площадью 1279 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Циолковского, 23, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 1621000 рублей и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465, общей площадью 1279 кв. м, равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 1621000 рублей.
Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по результатам судебной экспертизы. Избранный истцом способ защиты и форма его процессуальной реализации соответствуют сложившейся арбитражной практике по аналогичным делам.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что орган местного самоуправления имеет правовой интерес в участии при рассмотрении дела об оспаривании кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Кореновского городского поселения Кореновского района не явился. Администрация извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представитель Суворова А.А. в заседание не явился. Суворов А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представители третьих лиц - администрации Кореновского района и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. Департамент о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.04.2014 между администрацией муниципального образования Кореновский район (арендодатель) и Суворовым А.А. (арендатор) заключен договор аренды N 1200005978 (т. 1 л.д. 9-11), согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:12:0601037:465 общей площадью 1279 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Циолковского, 23, для размещения и эксплуатации торгово-бытового комплекса.
В соответствии с пунктом 7.1 срок действия договора с 18.04.2014 по 18.04.2063.
Из содержания приложения к договору (т. 1 л.д. 12) следует, что расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2014 N 2343/12/14-341086 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 составляет 4361735 руб. 33 коп. (т. 1 л.д. 13-15).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, Суворов А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет N 061614.02 от 19.06.2014 об определении рыночной стоимости (т. 1 л.д. 16-49) в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601037:465 по состоянию на 01.01.2011 составляет 1562000 рублей.
Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 12.09.2014 назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с выводами эксперта (заключение N 100214.02 от 06.10.2014 - т. 2 л.д. 10-26) рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 1621000 рублей.
Результаты судебной экспертизы сторонами не оспорены.
Требование Суворова А.А. правомерно удовлетворено судом первой инстанции с учетом рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что орган местного самоуправления имеет правовой интерес в участии при рассмотрении дела об оспаривании кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен на территории Кореновского городского поселения.
Определением от 12.09.2014 администрация Кореновского городского поселения Кореновского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель администрации Кореновского городского поселения Кореновского района участвовал.
В данном случае интересы Кореновского городского поселения представлены администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района.
Ссылка заявителя жалобы на то, что кадастровая стоимость определена в соответствии с действующим законодательством, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции виде следующего.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Минэкономразвития России N 508 от 22.10.2010, под ней понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Во исполнение пункта 11 названных Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения в Федеральный закон N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", закон дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
В статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Истец надлежащим образом легитимирован для заявленного иска, поскольку Суворов А.А. является арендатором вышеназванного земельного участка. Договор аренды заключен сторонами в 2014 году, то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статья 65 которого устанавливает регулируемую арендную плату за пользование земельными участками публичной собственности.
Согласно толкованию, данному в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-22442/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)