Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
апелляционное производство N 05АП-13359/2013
на решение от 17.09.2013
судьи Д.А. Никулина
по делу N А24-1740/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ремус" (ОГРН 1024101023033, ИНН 4101045862)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ОГРН 1044100664167, ИНН 4101099096), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1084141000470, ИНН 4105033346)
третье лицо Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
об определении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
- от истца: адвокат Баранков Ю.О. по доверенности от 10.06.2013 сроком на один год со специальными полномочиями;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Солянова С.С. - представитель по доверенности от 23.04.2013 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю представитель не явился;
- от третьего лица представитель не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремус" (далее - ООО "Ремус") обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с иском (с учетом уточнения требований) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 площадью 1,8185 га, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Северо-Восточное шоссе, равной 12812782,76 рублей.
Определением суда от 04.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.09.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Камчатскому краю обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и прекратить производство по делу. По мнению заявителя жалобы, поскольку заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Камчатского края являлось Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, которое также распоряжением от 29.11.2012 N 981-р утвердило результаты оценки, то именно данный орган должен являться ответчиком в настоящем споре. Учреждение также указывает на то, что в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) несет обязанность (а не наделено правом) по внесению в государственный кадастр сведений о новой утвержденной кадастровой стоимости, поступивших в орган кадастрового учета, а судебный акт об определении кадастровой стоимости подлежит исполнению в силу обязательности судебных актов. Кроме того, полагает не подлежащим применению в данном случае постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 как принятое до введения в действие главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и ссылается на то, что Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только вновь учтенных объектов недвижимости и объектов, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Учреждение указывает на отсутствие экспертизы отчета оценщика и на необходимость определения стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ООО "Ремус" на апелляционную жалобу, в котором истец просит в удовлетворении жалобы отказать.
В канцелярию суда поступило письменное мнение Управления Росреестра по Камчатскому краю на апелляционную жалобу, в котором Управление, поддерживая доводы жалобы, просит отменить обжалуемое решение и в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя и полагает, что ответчиком по иску, направленному на определение кадастровой стоимости, является лицо, с которым имеются материальные правоотношения по налоговым расходам истца как плательщика земельного налога.
Управление Росреестра по Камчатскому краю и Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремус" на основании договора аренды земельного участка от 11.11.2011 N 97/11, заключенного с Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, использует земельный участок площадью 1,8185 га с кадастровым номером 41:01:010101:6, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, Северо-Восточное шоссе. Договор аренды земельного участка от 11.11.2011 N 97/11 действует с 11.11.2011 до 10.11.2060 (пункт 2.1 договора), зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно разделу 12 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6, изготовленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Камчатскому краю, в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 21870190,25 рублей. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.12.1999, то есть является ранее учтенным в силу пункта 1 статьи 45 Закона о кадастре.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 внесены в ГКН на основании государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камчатского края, проведенной в крае в 2012 году.
В соответствии с отчетом N 031/13-К об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, составленным ООО "Консалтинг-Центр" 15.04.2013, по состоянию на 09.04.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 составила 12812782,76 рублей (округленно 12810000 рублей).
ООО "Ремус", полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемой им арендной платы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчет ООО "Консалтинг-Центр" N 031/13-К подтверждает существенное превышение содержащейся в ГКН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 над рыночной стоимостью этого земельного участка, а доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка не представлены, и признал кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12812782,76 рублей.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (далее - ФСО N 22), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету N 031/13-К об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6, составленным ООО "Консалтинг-Центр" 15.04.2013, по состоянию на 09.04.2013 рыночная стоимость земельного участка составила 12812782,76 рублей (округленно 12810000 рублей).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр вносятся дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
Согласно пояснениям ФГБУ "ФКП Росреестра" в отзыве на исковое заявление от 13.08.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 в размере 21870190,25 рублей внесена в ГКН на основании государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камчатского края, проведенной в 2012 году.
Согласно пункту 1 статьи 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Камчатского края утверждены распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29.11.2012 N 981-р по состоянию на 01.01.2012.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 утверждена по состоянию на 01.01.2012, то рыночная стоимость земельного участка подлежит определению по состоянию на ту же дату. Рыночная стоимость указанного земельного участка в отчете оценщика, представленном истцом, определена на 09.04.2013, то есть не на дату утверждения его кадастровой стоимости; иного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, как и сведений о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость арендованного земельного участка составляла 12812782,76 рублей, в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Ремус" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 равной 12812782,76 рублей не имеется.
Подлежат отклонению доводы отзыва истца на апелляционную жалобу о том, что истцом не оспаривается результат определения кадастровой стоимости земельного участка, и предметом спора является определение кадастровой стоимости по состоянию на 09.04.2013, как основанные на неверном толковании законодательства об оценочной деятельности и кадастровом учете.
Вместе с тем подлежат отклонению и доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно только от тех лиц, которые способны такие изменения внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. В соответствии с пунктом 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом руководителя Росреестра от 01.09.2011 N П/331 ФБУ "Кадастровая палата" по Москве переименовано в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 Федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к ФГБУ "ФКП Росреестра" с сохранением основных целей деятельности. В Камчатском крае ФГБУ "ФКП Росреестра" имеет филиал, не являющийся юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению ГКН и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за ФГБУ "ФКП Росреестра" и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в ГКН в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, ФГБУ "ФКП Росреестра" является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Суд отказывает в удовлетворении иска к Управлению Росреестра по Камчатскому краю по тем основаниям, что указанное лицо не является надлежащим ответчиком по заявленным обществом требованиям, поскольку в настоящее время не осуществляет полномочия по ведению ГКН.
Подлежат отклонению ссылки ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе на отсутствие экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного истцом, поскольку положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательная экспертиза отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка для целей изменения кадастровой стоимости не предусмотрена.
С учетом изложенного обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований ООО "Ремус" надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления обществом уплачена государственная пошлина в общей сумме 8000 рублей платежными поручениями от 14.05.2013 N 73, от 21.05.2013 N 76. Вместе с тем в ходатайстве об уточнении исковых требований от 04.07.2013 общество изначально заявленные требования о возложении на Управление Росреестра по Камчатскому краю обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка не поддержало. Таким образом, государственная пошлина в сумме 4000 рублей, излишне уплаченная платежным поручением от 21.05.2013 N 76, подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Камчатского филиала уплатило государственную пошлину в общей сумме 2000 рублей платежными поручениями от 16.10.2013 N 2327624, от 12.11.2013 N 2417509. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ООО "Ремус" в пользу ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании частей 1, 5 АПК РФ. При этом подлежит отклонению ходатайство ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Камчатскому краю об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку ответчик не является лицом, подлежащим освобождению от уплаты пошлины при обращении в арбитражные суды в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.09.2013 по делу N А24-1740/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ремус" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 4000 (Четыре тысячи) рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 76 от 21.05.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Ремус" в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" 2000 (Две тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
Н.А.СКРИПКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 N 05АП-13359/2013 ПО ДЕЛУ N А24-1740/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. N 05АП-13359/2013
Дело N А24-1740/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 17 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
апелляционное производство N 05АП-13359/2013
на решение от 17.09.2013
судьи Д.А. Никулина
по делу N А24-1740/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ремус" (ОГРН 1024101023033, ИНН 4101045862)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ОГРН 1044100664167, ИНН 4101099096), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1084141000470, ИНН 4105033346)
третье лицо Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
об определении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
- от истца: адвокат Баранков Ю.О. по доверенности от 10.06.2013 сроком на один год со специальными полномочиями;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Солянова С.С. - представитель по доверенности от 23.04.2013 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю представитель не явился;
- от третьего лица представитель не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремус" (далее - ООО "Ремус") обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с иском (с учетом уточнения требований) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 площадью 1,8185 га, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Северо-Восточное шоссе, равной 12812782,76 рублей.
Определением суда от 04.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.09.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Камчатскому краю обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и прекратить производство по делу. По мнению заявителя жалобы, поскольку заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Камчатского края являлось Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, которое также распоряжением от 29.11.2012 N 981-р утвердило результаты оценки, то именно данный орган должен являться ответчиком в настоящем споре. Учреждение также указывает на то, что в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) несет обязанность (а не наделено правом) по внесению в государственный кадастр сведений о новой утвержденной кадастровой стоимости, поступивших в орган кадастрового учета, а судебный акт об определении кадастровой стоимости подлежит исполнению в силу обязательности судебных актов. Кроме того, полагает не подлежащим применению в данном случае постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 как принятое до введения в действие главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и ссылается на то, что Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только вновь учтенных объектов недвижимости и объектов, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Учреждение указывает на отсутствие экспертизы отчета оценщика и на необходимость определения стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ООО "Ремус" на апелляционную жалобу, в котором истец просит в удовлетворении жалобы отказать.
В канцелярию суда поступило письменное мнение Управления Росреестра по Камчатскому краю на апелляционную жалобу, в котором Управление, поддерживая доводы жалобы, просит отменить обжалуемое решение и в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя и полагает, что ответчиком по иску, направленному на определение кадастровой стоимости, является лицо, с которым имеются материальные правоотношения по налоговым расходам истца как плательщика земельного налога.
Управление Росреестра по Камчатскому краю и Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремус" на основании договора аренды земельного участка от 11.11.2011 N 97/11, заключенного с Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, использует земельный участок площадью 1,8185 га с кадастровым номером 41:01:010101:6, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, Северо-Восточное шоссе. Договор аренды земельного участка от 11.11.2011 N 97/11 действует с 11.11.2011 до 10.11.2060 (пункт 2.1 договора), зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно разделу 12 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6, изготовленного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Камчатскому краю, в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 21870190,25 рублей. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.12.1999, то есть является ранее учтенным в силу пункта 1 статьи 45 Закона о кадастре.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 внесены в ГКН на основании государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камчатского края, проведенной в крае в 2012 году.
В соответствии с отчетом N 031/13-К об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, составленным ООО "Консалтинг-Центр" 15.04.2013, по состоянию на 09.04.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 составила 12812782,76 рублей (округленно 12810000 рублей).
ООО "Ремус", полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемой им арендной платы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчет ООО "Консалтинг-Центр" N 031/13-К подтверждает существенное превышение содержащейся в ГКН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 над рыночной стоимостью этого земельного участка, а доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка не представлены, и признал кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 12812782,76 рублей.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (далее - ФСО N 22), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету N 031/13-К об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6, составленным ООО "Консалтинг-Центр" 15.04.2013, по состоянию на 09.04.2013 рыночная стоимость земельного участка составила 12812782,76 рублей (округленно 12810000 рублей).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр вносятся дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
Согласно пояснениям ФГБУ "ФКП Росреестра" в отзыве на исковое заявление от 13.08.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 в размере 21870190,25 рублей внесена в ГКН на основании государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камчатского края, проведенной в 2012 году.
Согласно пункту 1 статьи 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Камчатского края утверждены распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29.11.2012 N 981-р по состоянию на 01.01.2012.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010101:6 утверждена по состоянию на 01.01.2012, то рыночная стоимость земельного участка подлежит определению по состоянию на ту же дату. Рыночная стоимость указанного земельного участка в отчете оценщика, представленном истцом, определена на 09.04.2013, то есть не на дату утверждения его кадастровой стоимости; иного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, как и сведений о том, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость арендованного земельного участка составляла 12812782,76 рублей, в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Ремус" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:010101:6 равной 12812782,76 рублей не имеется.
Подлежат отклонению доводы отзыва истца на апелляционную жалобу о том, что истцом не оспаривается результат определения кадастровой стоимости земельного участка, и предметом спора является определение кадастровой стоимости по состоянию на 09.04.2013, как основанные на неверном толковании законодательства об оценочной деятельности и кадастровом учете.
Вместе с тем подлежат отклонению и доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно только от тех лиц, которые способны такие изменения внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. В соответствии с пунктом 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом руководителя Росреестра от 01.09.2011 N П/331 ФБУ "Кадастровая палата" по Москве переименовано в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 Федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к ФГБУ "ФКП Росреестра" с сохранением основных целей деятельности. В Камчатском крае ФГБУ "ФКП Росреестра" имеет филиал, не являющийся юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению ГКН и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за ФГБУ "ФКП Росреестра" и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в ГКН в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, ФГБУ "ФКП Росреестра" является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Суд отказывает в удовлетворении иска к Управлению Росреестра по Камчатскому краю по тем основаниям, что указанное лицо не является надлежащим ответчиком по заявленным обществом требованиям, поскольку в настоящее время не осуществляет полномочия по ведению ГКН.
Подлежат отклонению ссылки ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе на отсутствие экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного истцом, поскольку положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательная экспертиза отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка для целей изменения кадастровой стоимости не предусмотрена.
С учетом изложенного обжалуемое решение Арбитражного суда Камчатского края подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований ООО "Ремус" надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления обществом уплачена государственная пошлина в общей сумме 8000 рублей платежными поручениями от 14.05.2013 N 73, от 21.05.2013 N 76. Вместе с тем в ходатайстве об уточнении исковых требований от 04.07.2013 общество изначально заявленные требования о возложении на Управление Росреестра по Камчатскому краю обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка не поддержало. Таким образом, государственная пошлина в сумме 4000 рублей, излишне уплаченная платежным поручением от 21.05.2013 N 76, подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Камчатского филиала уплатило государственную пошлину в общей сумме 2000 рублей платежными поручениями от 16.10.2013 N 2327624, от 12.11.2013 N 2417509. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ООО "Ремус" в пользу ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании частей 1, 5 АПК РФ. При этом подлежит отклонению ходатайство ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Камчатскому краю об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку ответчик не является лицом, подлежащим освобождению от уплаты пошлины при обращении в арбитражные суды в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.09.2013 по делу N А24-1740/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ремус" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 4000 (Четыре тысячи) рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 76 от 21.05.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Ремус" в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" 2000 (Две тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
Н.А.СКРИПКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)