Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-38370/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N А41-38370/14


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
- от Бунецкула Андрея Викторовича: Андреева О.В., по доверенности от 17.04.2014;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от ИФНС по г. Дмитрову Московской области: не явились, извещены;
- от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
- от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- от Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
- от Администрации городского поселения Дмитров: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Бунецкула Андрея Викторовича на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года по делу N А41-38370/14, принятое судьей Кузьминой О.А.
по исковому заявлению Бунецкула Андрея Викторовича
к ФГБУ "ФКП Росреестра",
третьи лица: Правительство Московской области, ИФНС по г. Дмитрову Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Дмитров,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Бунецкул Андрей Викторович обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, с требованиями:
1) признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 67 793 628 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 313,83 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
2) признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 101 642 490 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
3) признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость в размере 469 814 176 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 328,66 руб. за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
4) установить с 01.01.2012 года кадастровую стоимость в размере 40 660 800 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
5) установить с 01.01.2012 года кадастровую стоимость в размере 60 282 000 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
6) установить с 01.01.2012 года кадастровую стоимость в размере 278 636 800 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново;
7) обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 40 660 800 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01.01.2012 года;
8) обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 60 282 000 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степанове с 01.01.2012 года;
9) обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 278 636 800 рублей и удельный показатель 788 рублей за 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново с 01.01.2012 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют - Правительство Московской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Дмитровского муниципального района Московской области; Администрация городского поселения Дмитров.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года по делу N А41-38370/14 в удовлетворении заявленных требований Бунецкулу А.В. отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец является собственником следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:04:0060601:190, общая площадь 51600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права <...>);
- - с кадастровым номером 50:04:0060604:2, общая площадь 76 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права <...>);
- - с кадастровым номером 50:04:0060604:3, общая площадь 353 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки с объектами инфраструктуры, спортивно-оздоровительного и социального значения, местонахождение: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Степаново (свидетельство о государственной регистрации права <...>).
Истец, полагая, что рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, истец, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции действовавшей на момент обращения истца в суд, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года N 225-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.
Так, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010, в том числе и спорных земельных участков.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
В материалы дела представлено Заключение N 096-Н-14 по определению рыночной стоимости земельных участков, согласно которому рыночная стоимость указанных выше земельных участков определена по состоянию на 01.01.2010.
Как указывалось выше, на момент рассмотрения настоящего дела в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
Поскольку рыночная стоимость земельного участка должна определяться не на дату, указанную в Акте определения кадастровой стоимости, а на дату определения кадастровой стоимости, указанную оценщиком, проводившим кадастровую оценку, или устанавливаемую на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2014 года по делу N А41-38370/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)