Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Арсланалиев А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Магомедовой А.М.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - А.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "село Манаскент" (далее МО "село Манаскент") А.Б. на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 года по делу по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан Гамзаева М.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО "село Манаскент" Карабудахкентского района Республики Дагестан, и понуждении к совершению действий,
установила:
Прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД, выразившегося в непринятии мер по проведению паспортизации дорог и возложении обязанности на администрацию МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД в срок до 05.12.2014 г. провести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта МО "село Манаскент" в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм ВСН-1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
В обоснование доводов указал, что прокуратурой Карабудахкентского района РД проведена проверка, в результате которой в деятельности администрации МО "село Манаскент" выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В частности установлено, что на территории МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения. На основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация автомобильных дорог не проведена. Технический паспорт автомобильных дорог, расположенных внутри села Манаскент, Карабудахкентского района РД отсутствует. Бездействие администрации села Манаскент в непринятии мер по паспортизации влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователе автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие администрации МО "сельсовет Манаскент" Карабудахкентского района РД, выразившееся в непринятии мер по проведению паспортизации дорог, незаконными, обязав администрацию МО "сельсовет Манаскент" в срок до 05.12.2014 г. провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта МО "село Манаскент".
С таким решением суда не согласился глава МО "село Манаскент" А.Б., в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы А.Б. указывает, что он согласен с тем, что паспортизация дорог общего пользования местного значения в границах МО "село Манаскент" не проведена, однако средства на эти цели районной администрацией муниципальному образованию не выделялись и в бюджете на 2014 года они у муниципального образования не заложены. В ст. 6 Устава муниципального образования заложено, что в ведении сельского поселения находятся и вопросы осуществления дорожной деятельности общего пользования местного значения, однако нам не известно, что именно входит в эту деятельность.
Глава муниципального образования "село Манаскент" А.Б. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежаще извещен, однако в судебное заседание не явился. В своей апелляционной жалобе просил рассмотреть дело без его участия.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения представителя МО "село Манаскент" М., объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.Г. и представителя ОМВД России по Карабудахкентскому району И., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, прокуратурой Карабудахкентского района РД проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено отсутствие паспортизации автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта МО "село Манаскент".
Как установлено проверкой, администрация МО "село Манаскент" на указанные участки дороги не изготовила технические паспорта.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального права РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 6 Устава муниципального образования "село Манаскент" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация МО "село Манаскент" должна осуществлять паспортизацию всех автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения.
Судебная коллегия соглашается с доводами прокурора в том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения транспорта по автомобильным дорогам, следовательно, бездействие со стороны администрации Мо "село Манаскент" является незаконным.
Как следует из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО "село Манаскент" прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика об отсутствии средств на паспортизацию дорог не состоятельны, поскольку согласно ст. 12 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Статьями 9, 139 и 140 БК РФ также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Иные доводы жалобы выводы суда не опровергают, направлены на повторную переоценку собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка и оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "село Манаскент" Карабудахкентского района РД А.Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1622
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N 33-1622
Судья: Арсланалиев А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Магомедовой А.М.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - А.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "село Манаскент" (далее МО "село Манаскент") А.Б. на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 года по делу по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан Гамзаева М.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО "село Манаскент" Карабудахкентского района Республики Дагестан, и понуждении к совершению действий,
установила:
Прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД, выразившегося в непринятии мер по проведению паспортизации дорог и возложении обязанности на администрацию МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД в срок до 05.12.2014 г. провести паспортизацию автомобильных дорог внутри населенного пункта МО "село Манаскент" в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм ВСН-1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
В обоснование доводов указал, что прокуратурой Карабудахкентского района РД проведена проверка, в результате которой в деятельности администрации МО "село Манаскент" выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В частности установлено, что на территории МО "село Манаскент" Карабудахкентского района РД не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения. На основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация автомобильных дорог не проведена. Технический паспорт автомобильных дорог, расположенных внутри села Манаскент, Карабудахкентского района РД отсутствует. Бездействие администрации села Манаскент в непринятии мер по паспортизации влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователе автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Суд признал бездействие администрации МО "сельсовет Манаскент" Карабудахкентского района РД, выразившееся в непринятии мер по проведению паспортизации дорог, незаконными, обязав администрацию МО "сельсовет Манаскент" в срок до 05.12.2014 г. провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта МО "село Манаскент".
С таким решением суда не согласился глава МО "село Манаскент" А.Б., в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы А.Б. указывает, что он согласен с тем, что паспортизация дорог общего пользования местного значения в границах МО "село Манаскент" не проведена, однако средства на эти цели районной администрацией муниципальному образованию не выделялись и в бюджете на 2014 года они у муниципального образования не заложены. В ст. 6 Устава муниципального образования заложено, что в ведении сельского поселения находятся и вопросы осуществления дорожной деятельности общего пользования местного значения, однако нам не известно, что именно входит в эту деятельность.
Глава муниципального образования "село Манаскент" А.Б. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежаще извещен, однако в судебное заседание не явился. В своей апелляционной жалобе просил рассмотреть дело без его участия.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения представителя МО "село Манаскент" М., объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.Г. и представителя ОМВД России по Карабудахкентскому району И., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, прокуратурой Карабудахкентского района РД проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено отсутствие паспортизации автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта МО "село Манаскент".
Как установлено проверкой, администрация МО "село Манаскент" на указанные участки дороги не изготовила технические паспорта.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального права РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 6 Устава муниципального образования "село Манаскент" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация МО "село Манаскент" должна осуществлять паспортизацию всех автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения.
Судебная коллегия соглашается с доводами прокурора в том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения транспорта по автомобильным дорогам, следовательно, бездействие со стороны администрации Мо "село Манаскент" является незаконным.
Как следует из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО "село Манаскент" прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика об отсутствии средств на паспортизацию дорог не состоятельны, поскольку согласно ст. 12 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Статьями 9, 139 и 140 БК РФ также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Иные доводы жалобы выводы суда не опровергают, направлены на повторную переоценку собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка и оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "село Манаскент" Карабудахкентского района РД А.Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)