Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А23-149/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А23-149/2013


Резолютивная часть объявлена 05.12.2013
Полный текст постановления изготовлен 12.12.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Международный парк развлечений и туризма" (ОГРН 1064027057247, ИНН 4027076036, ул. Кирова, 1, г. Калуга, 248001) - Пенкрат Т.Н. (генеральный директор, решение от 27.04.2012),
от заинтересованного лица: городской управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, ул. Кутузова, 2/1, г. Калуга, 248000) - Савеличивой Д.И. (дов. от 18.01.2012 N 01/10-12-д),
от третьих лиц: Министерства культуры Калужской области (ул. Пролетарская, д. 111, г. Калуга, 248016) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу городской управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2013 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 (судьи Капустина Л.А., Дорошкова А.Г., Каструба М.В.) по делу N А23-149/2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Международный парк развлечений и туризма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к городской управе города Калуги (далее - Управа) о признании недействительными постановлений от 29.12.2012 N 15809-пи и от 29.12.2012 N 15810-пи.
Определением от 21.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управа просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, указывая, что Управа обладала достаточными основаниями для отмены ранее принятых ею распоряжений в связи с исполнением протестов прокурора г. Калуги.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Управы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а заявленные обществом требования оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" от 17.12.2007 N 12141-р обществу утвержден акт о выборе, проект границ земельного участка общей площадью 4262 кв. м из земель населенных пунктов для строительства многоярусной парковки, входящей в состав объекта "Сити-Парк", по адресу г. Калуга, ул. Семеново Городище и предварительно согласовано место размещения многоярусной парковки, входящей в состав объекта "Сити-Парк" по адресу; г. Калуга, Семеново Городище. В соответствии с пунктом 3 распоряжения общество обязано до начала строительства выполнить топогеодезические работы, заключив договор на выполнение работ с организацией, имеющей соответствующую лицензию и сметой строительства предусмотреть благоустройство прилегающей территории. Также, пунктом 4 распоряжения предложено обществу обратиться в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений для подготовки правовых документов на предоставление земельного участка в аренду для строительства объекта после освобождения земельного участка от прав третьих лиц в установленном законом порядке и изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка. Распоряжение действительно в течение трех лет.
Распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" от 19.09.2008 N 10684-р обществу предоставлен земельный участок площадью 4 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000253:266 из земель населенных пунктов для строительства многоярусной парковки, входящей в состав объекта "Сити-Парк", по адресу: г. Калуга, Семеново Городище. В соответствии с пунктом 2 распоряжения общество обязано обеспечить государственную регистрацию договора аренды и обратиться в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений для оформления разрешения на строительство объекта после разработки проектной документации в установленном порядке.
01.10.2008 между Управой и обществом заключен договор аренды земельного участка N 561/08 сроком на три года, а 06.08.2010 заключено дополнительное соглашение N 405/10 к договору, которым внесено изменение в условие о целевом назначении земельного участка с указанием на строительство аппартаментов квартирного типа с многоуровневой парковкой. Одновременно срок аренды установлен до 25.12.2014.
Прокурором города Калуги заместителю городского головы - начальнику Управления строительства и земельных отношений направлены протесты от 24.12.2012 на распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 17.12.2007 N 12141-р и от 19.09.2008 N 10684-р с требованием отменить данные распоряжения, так как земельный участок, расположенный по адресу г. Калуга, ул. Семеново Городище, не подлежал передаче в аренду обществу в связи с его расположением в районе нахождения объекта культурного наследия федерального назначения "Сименово Городище".
На основании протестов прокурора города Калуги Управой приняты постановление от 29.12.2012 N 15809-пи об отмене распоряжения 17.12.2007 N 12141-р и постановление от 29.12.2012 N 15810-пи об отмене распоряжения от 19.09.2008 N 10684-р.
Общество, полагая, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при наличии у ООО "Международный парк развлечений и туризма" зарегистрированного договора аренды земельного участка Управа не вправе была отменять в порядке самоконтроля ненормативные правовые акты, на основании которых произведена государственная регистрация права.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Режим использования территории объекта культурного наследия с соответствующими ограничениями определен статьей 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 35 названного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
При этом, данной нормой права не предусмотрена возможность строительства нового объекта в границах памятника культурного наследия, а разрешены лишь ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с установлением особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Такие ограничения устанавливаются независимо от категории земель, к которой отнесен соответствующий земельный участок.
Таким образом, режим использования территории объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанной территории, вне зависимости от их отнесения к категории земель историко-культурного назначения или любой другой категории.
Как указано в протестах прокурора г. Калуги от 24.12.2012, Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" утвержден список памятников культуры согласно Приложению N 1, подлежащих охране как памятники государственного значения, в который включен памятник археологии-городище "Семеново".
Учитывая, что испрошенный земельный участок общество просило предоставить ему для строительства и этот участок находится, в том числе, на территории объекта культурного наследия, на которой в силу статьи 35 Федерального закона N 73-ФЗ запрещена деятельность (в том числе) по проведению строительных работ, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что принятые Управой распоряжения от 17.12.2007 N 12141-р и от 19.09.2008 N 10684-р противоречат земельному законодательству и Федеральному закону N 73-ФЗ.
В силу статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ компетентный орган местного самоуправления, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, вправе самостоятельно отменить ранее принятый в противоречие действующему законодательству правовой акт.
При этом наличие между сторонами договора аренды, заключенного на основании отмененного правового акта, не является препятствием для реализации указанного полномочия и обращения органа местного самоуправления в суд для отмены изданного им же правового акта не требуется.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что согласно имеющимся в деле доказательствам и пояснениям, данным представителями сторон в судебном заседании, каких-либо объектов на предоставленных земельных участках не возведено, в связи с чем, права общества оспоренными постановлениями Управы не нарушены.
При отсутствии необходимой совокупности оснований, а именно нарушения прав заявителя, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут являться основанием для признания оспариваемых действий, решений недействительными в судебном порядке, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение и постановление судом, принятые при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 10.07.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу N А23-149/2013 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Международный парк развлечений и туризма" о признании недействительными постановлений городской управы города Калуги от 29.12.2012 N 15809-пи, от 29.12.2012 N 15810-пи отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)