Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2010 N 11АП-8366/2010 ПО ДЕЛУ N А65-2993/2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. по делу N А65-2993/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю. Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
- от заявителя - Киричук Д.Ю., доверенность от 31 декабря 2009 г. N 01-01-9/612, Хаметшин Ф.А., доверенность от 08 февраля 2010 г. N 01-01-9/48;
- от Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 июня 2010 г.
по делу N А65-2993/2010 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
третьи лица:
Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, Общество, ОАО "СЗМН") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по непринятию решения о предоставлении земельного участка общей площадью 200 828 кв. м, с кадастровым номером 16:52:080503:632, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, район БСИ под нефтеперекачивающей станцией "Набережные Челны" Альметьевского районного нефтепроводного управления филиала ОАО "СЗМН", в порядке ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в собственность ОАО "СЗМН".
Кроме того, просило обязать соответствующий орган принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя по цене, установленной в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, и направить проект договора купли-продажи земельного участка ОАО "СЗМН".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 июня 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что возникшие между сторонами правоотношения не могут рассматриваться как бездействие, поскольку ответчиком заявление ОАО "СЗМН" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность рассмотрено, с направлением в адрес заявителя писем от 30 ноября 2009 г. N 06/3271, от 26 января 2010 г. N 06/224 (т. 1 л.д. 72, 73), что свидетельствует об исполнении Исполкомом требований законодательства по рассмотрению заявлений с принятием соответствующего решения; заявитель в нарушение ст. 36 ЗК РФ не представил ответчику доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, что послужило основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность; заявитель не доказал право приобретения в собственность земельного участка в заявленном размере, поскольку не представил надлежащих доказательств в подтверждение соответствия площади земельного участка, на который он претендует, установленным действующим законодательством нормам отвода земель для конкретного вида деятельности.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что нерассмотрение органом местного самоуправления заявления ОАО "СЗМН", отсутствие четко выраженного отказа, непринятие соответствующим органом решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, а также ненаправление заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка должно толковаться как бездействие, не основанное на законе.
Ответы органа местного самоуправления от 30 ноября 2009 г. N 06/3271 и от 26 января 2010 г. N 06/224 были даны за пределами срока, установленного ст. 36 ЗК РФ, что также явствует о бездействии исполнительного органа.
Обществом были представлены все необходимые доказательства нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "СЗМН".
Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с учетом норм по обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости, находящихся на нем, в связи с чем основания, препятствующие приватизации испрашиваемого земельного участка, отсутствуют.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В целях приобретения права собственности на земельный участок общей площадью 200 828 кв. м, кадастровый номер 16:52:080503:632, под расположенными на нем объектами недвижимости нефтеперекачивающей станцией (далее - НПС) "Набережные Челны", расположенный на территории г. Набережные Челны, район БСИ, ОАО "СЗМН" обратилось в Исполнительный комитет г. Набережные Челны с заявлениями от 14 сентября 2009 г. N 10-07-05/3052 и от 23 декабря 2009 г. N 04-04/16616 о предоставлении земельного участка (ранее предоставленного в аренду согласно постановлению от 21 ноября 2007 г. N 4486, договору аренды от 27 сентября 2009 г. N 1388-АЗ/04-04-1206 сроком на 49 лет) в собственность, с приложением документов, указанных в Перечне документов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370 (т. 1 л.д. 70, 71).
Письмами от 30 ноября 2009 г. N 06/3271, от 26 января 2010 г. N 06/224 Исполком предложил продолжить арендные отношения на указанный в заявлении земельный участок по договору аренды от 27 апреля 2009 г. N 1388-АЗ/04-04-1206, сообщив также о снятии заявления с рассмотрения (т. 1 л.д. 72, 73).
Полагая бездействие Исполкома по непринятию решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно решению городского Совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 04 октября 2007 г. N 25/5 утверждено Положение о порядке владения, пользования, управления и распоряжения муниципальным имуществом города Набережные Челны.
В соответствии с п. п. 9, 11, 12 Положения муниципальное образование город Набережные Челны является собственником принадлежащего ему имущества, осуществляет права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Функции и полномочия собственника осуществляет Исполнительный комитет, который от имени муниципального образования город Набережные Челны владеет, пользуется, управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан, решениями Городского Совета. Имущество принимается в муниципальную собственность и отчуждается по решению Исполнительного комитета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан или решениями Городского Совета.
К компетенции Исполнительного комитета относится, в частности, решение от имени муниципального образования вопросов по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан, Уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.
Таким органом в рассматриваемом случае является Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны.
Материалами дела подтверждается, что заявителем выполнены все требования законодательства и в Исполком вместе с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность представлены все документы, предусмотренные законодательством на момент обращения.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11) предусмотрено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, что и было сделано заявителем в рассматриваемом случае.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Материалами дела подтверждается, что до настоящего времени решение по обращению заявителя о предоставлении в собственность земельного участка не принято, что ущемляет исключительное право заявителя как собственника объекта недвижимого имущества на приобретение данного земельного участка в собственность.
Предложение Исполкома продолжить арендные отношения, а также снятие заявления Общества с рассмотрения, не может свидетельствовать об исполнении Исполкомом обязанности, возложенной на него действующим законодательством по рассмотрению такого заявления.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что Исполкомом допущено незаконное бездействие, так как до настоящего времени не выполнена установленная законом обязанность по принятию решения по поступившему от заявителя обращению (предоставить земельный участок в собственность либо отказать в его предоставлении).
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства вывод суда первой инстанции о том, что возникшие между сторонами правоотношения не могут рассматриваться как бездействие, поскольку Исполкомом заявление ОАО "СЗМН" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность рассмотрено, с направлением в адрес заявителя писем от 30 ноября 2009 г. N 06/3271, от 26 января 2010 г. N 06/224 (т. 1 л.д. 72, 73), что свидетельствует об исполнении Исполкомом требований вышеназванного законодательства по рассмотрению заявлений с принятием соответствующего решения, не соответствует обстоятельствам дела.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции также исходил из того, что заявитель в нарушение ст. 36 ЗК РФ не представил ответчику доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости.
Арбитражный апелляционный суд признает ошибочным указанный вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.
27 апреля 2009 г. между органом местного самоуправления и заявителем на основании постановления от 21 ноября 2007 г. N 4486 заключен договор аренды земельного участка N 1388-АЗ/04-04-1206 (т. 1 л.д. 12-18).
В соответствии с названным договором заявителю принадлежит на праве аренды земельный участок общей площадью 295 380, 99 кв. м, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, район БСИ под нефтеперекачивающей станцией "Набережные Челны", с кадастровым номером 16:52:08 05 03:0249.
Согласно кадастровому паспорту от 05 октября 2009 г. N 1600/301/09-298079 земельный участок с кадастровым номером 16:52:08 05 03:632 ранее имел номер 16:52:08 05 03:249 (т. 1 л.д. 49).
Из кадастрового паспорта от 01 августа 2006 г. N 16:52.2/06-3136 следует, что земельному участку с кадастровым номером 16:52:08 05 03:0249 ранее был присвоен номер 16:52:08 05 03:169 (т. 2 л.д. 29).
Кроме того, в отзыве на заявление Общества в суд ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан пояснило, что согласно документам кадастрового дела предыдущим номером земельного участка с кадастровым номером 16:52:08 05 03:249 является кадастровый номер 16:52:08 05 03:169 (т. 2 л.д. 20-21, 26).
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается право собственности Общества на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:52:08 05 03:249 (т. 1 л.д. 64, 65), а также с кадастровым номером 16:52:08 05 03:0169 (т. 1 л.д. 51-63, 66).
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств, Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, имеющем в настоящее время кадастровый номер 16:52:08 05 03:632, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
При названных условиях оспариваемое бездействие Исполкома нарушает исключительное право ОАО "СЗМН" на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, судом первой инстанции указано на то, что заявитель не доказал право приобретения в собственность земельного участка в заявленном размере, поскольку не представил надлежащих доказательств в подтверждение соответствия площади земельного участка, на который он претендует, установленным действующим законодательством нормам отвода земель для конкретного вида деятельности.
Кроме того, документы, подтверждающие принадлежность данных объектов к имущественному комплексу, суду не представлены.
Между тем п. 7 ст. 36 ЗК РФ определено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в п. 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11).
Из материалов дела следует, что земельный участок испрашиваемой площади уже был предоставлен ОАО "СЗМН" на основании договора аренды от 27 апреля 2009 г. N 1388-АЗ/04-04-1206 сроком на 49 лет.
Согласно градостроительному плану земельного участка, а также кадастровому паспорту и межевому плану, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, БСИ, предоставлен ОАО "СЗМН" под нефтеперекачивающую станцию "Набережные Челны" (ранее - ЛПДС "Набережные Челны"). Основным видом разрешенного использования земельного участка являются объекты производственного назначения, вспомогательными - пождепо на 2 выезда для обслуживания объектов производственного назначения, здание химлаборатории, АБК, подъезды, разворотная площадка для автомашин и др.
Земельный участок с кадастровым номером 16:52:080503:249 был разделен на два участка с кадастровыми номерами 16:52:080503:631 и 16:52:080503:632 для выделения части участка, непосредственно используемого для основной производственной деятельности (транспортировка нефти), т.е. под объектами недвижимости и коммуникациями, неразрывно связанными между собой единым технологическим процессом.
Данный земельный участок с кадастровым номером 16:52:080503:632 в соответствии с материалами межевания имеет площадь 200 828 кв. м.
Кроме того, нефтеперекачивающая станция "Набережные Челны" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является особо опасным производственным объектом, на территории которого хранится и транспортируется особо опасные вещества (нефть), соответственно для обеспечения безопасности объектов на данной территории, она соответствующим образом обустроена (защитные обвалования, карэ резервуаров для хранения нефти, проезды для специальной и пожарной техники, сооружения противопожарной защиты, технологические наземные и подземные трубопроводы и кабели) и огорожена (периметральная охранная сигнализация). Наличие всего комплекса объектов в совокупности с нормами их размещения и санитарными и противопожарными разрывами (допустимыми расстояниями между объектами) позволяют осуществлять безопасную эксплуатацию всего опасного производственного объекта.
В кадастровом паспорте земельного участка от 05 октября 2009 г. N 1600/301/09-298079 указано, что площадь используемого земельного участка с кадастровым номером 16:52:080503:632 составляет 200 828 кв. м.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, т.е. в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Границы испрашиваемого земельного участка были обозначены на прилагаемом к договору аренды от 27 апреля 2009 г. N 1388-АЗ/04-04-1206 кадастровом плане земельного участка.
Данный участок площадью 200 828 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 16:52:080503:632.
При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что в настоящее время нормы отвода фактически занимаемых земельных участков не определены.
Кроме того, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования с соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности Общества, и прилегающая к ним территория, составляют единый, неотъемлемый технологический комплекс; размер земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением объектов; оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 июля 2010 г. по делу N А55-24922/2009.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят; на него не распространяются какие-либо установленные федеральными законами запреты на приватизацию; в отношении него не было осуществлено резервирование для государственных или муниципальных нужд. При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что не имеется законных оснований для отказа заявителю в приватизации спорного земельного участка.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11, обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В связи с тем, что объекты недвижимого имущества заявителя изначально находились в государственной собственности, то в рассматриваемом случае применимы положения п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, устанавливающие льготную цену для выкупа в размере 2, 5% кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда следует отменить, заявленные требования удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат возврату Обществу из федерального бюджета в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 июня 2010 г. по делу N А65-2993/2010 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны по непринятию решения о предоставлении земельного участка общей площадью 200 828 кв. м, с кадастровым номером 16:52:080503:632, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, район БСИ под нефтеперекачивающей станцией "Набережные Челны" Альметьевского районного нефтепроводного управления филиала открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" в собственность открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы".
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны в месячный срок принять решение о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы" земельного участка общей площадью 200 828 кв. м, с кадастровым номером 16:52:080503:632, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, район БСИ под нефтеперекачивающей станцией "Набережные Челны" Альметьевского районного нефтепроводного управления филиала открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", по цене, установленной в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы" с предложением о заключении договора.
Возвратить открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)