Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2014 N 15АП-6030/2014 ПО ДЕЛУ N А32-29838/2013

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. N 15АП-6030/2014

Дело N А32-29838/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности - Харитонов С.Г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Райский сад"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-29838/2013, принятое судьей Корейво Е.В.,
по заявлению: Общества с ограниченной ответственностью "Райский сад"
к заинтересованному лицу: Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании недействительным решения в части

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Райский сад" (далее - ООО "Райский сад"; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - Управление; Госстройнадзор по Краснодарскому краю) о признании недействительным пункта 6 решения Управления Госстройнадзора Краснодарского края "Об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации".
Заявленные требования мотивированы тем, что государственный строительный надзор при строительстве конструкций здания спального корпуса ниже отм. 0,000 не был обеспечен прежним застройщиком, при этом, состояние фундаментов объекта соответствует требованиям действующих технических регламентов. Также, заявитель указывает, что из содержания оспариваемого пункта неясно, какие конкретно технические регламенты были нарушены, ссылок на результаты экспертиз и обследований оспариваемый пункт не содержит.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что представленное заявителем заключение, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Ремстройпроект "БИС" о том, что выполненные на момент обследования строительные конструкции соответствуют проекту, не может заменить заключение органа государственного строительного надзора.
Общество с ограниченной ответственностью "Райский сад" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и судом необоснованно отклонены доводы лиц, участвующих в деле, а именно - суд незаконно отверг заключение, выданное ООО "Ремстройпроект "БИС". Также, общество считает, что при осуществлении проверок, назначение обследования и экспертизы с целью выявления отступлений от строительных регламентов, проектной документации, является обязанностью органа Госстройнадзора.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель заинтересованного лица возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Дионикс" (цедентом) и ООО "Райский сад" (цессионарием) 09.04.2009 подписан договор N 01 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000001776 от 22.05.2007, в соответствии с которым заявителю уступлены все права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка площадью 9002,0000 м 2 по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, р-н села Прасковеевка, предоставленного для использования под строительство и эксплуатацию гостиничного комплекса на 150 мест. Категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов (земли рекреационного назначения).
После чего, между ООО "Дионикс" (продавцом) и ООО "Райский сад" (покупателем) подписан договор N 18 купли-продажи Инвестиционного проекта от 25.09.2009, в соответствии с которым в собственность заявителя передан инвестиционный проект на строительство гостиничного комплекса на 150 мест в поселке Прасковеевка г. Геленджик Краснодарского края. Согласно передаточному акту заявителю, наряду с проектной, технической и иной документацией, передана строительная площадка с находящимися на ней фундаментом 5-этажного спального корпуса.
Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик 08.10.2009 заявителю было выдано разрешение на строительство NRu23303000-041/Ю объекта капитального строительства - гостиничного комплекса на 150 мест в с. Прасковеевка сроком действия с учетом продления до 31.12.2014.
Далее, взамен указанного разрешения заявитель получил разрешение на строительство NRu23303000-009-Ю объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс на 150 мест. Корректировка", сроком действия до 31.12.2014.
Согласно указанному разрешению первым этапом строительства являлся спальный корпус площадью застройки 459,1 м 2.
По окончании строительства первой очереди заявитель известил об этом территориальный орган государственного строительного надзора.
Решением Управления государственного строительного надзора от 28.06.2013 заявителю отказано в выдаче заключения о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации первого этапа строительства (спальный корпус, инженерные коммуникации) объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс на 150 мест. Корректировка". Так, среди прочих выявленных нарушений, Управлением государственного строительного надзора в обжалуемом пункте 6 указано на невозможность оценки соответствия выполненных конструкций здания ниже отм.0,000 требованиям технических регламентов и проектной документации в связи с тем, что государственный строительный надзор на данном этапе строительства не осуществлялся.
Не согласившись с указанным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В силу пункта 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.
На основании части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, устанавливающее порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований части 2 и 3 статьи 52 Кодекса.
Часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если в соответствии с Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются перечисленные в данной норме документы.
Исходя из положений пункта 8 и 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора в форме проверок с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Согласно пункту 16 указанного Положения, после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
В силу пункта 21 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации решение государственного строительного надзора об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта строительным нормам и правилам может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, строительство объекта капитального строительства начато без извещения органа государственного строительного надзора о начале выполнения работ. В ходе строительных работ надзор за соблюдением строительных норм и правил уполномоченный орган не осуществлял, следовательно, не имел представления о соблюдении при возведении объекта строительных регламентов.
Как указано в решении Управления государственного строительного надзора от 28.06.2013, на основании результатов итоговой проверки от 28.06.2013 в отношении ООО "Райский сад", были выявлены нарушения норм, регулирующих строительную деятельность, среди которых есть указание на невозможность оценки соответствия выполненных конструкций здания ниже отм.0,000 требованиям технических регламентов и проектной документации в связи с тем, что государственный строительный надзор на данном этапе строительства не осуществлялся.
В апелляционной жалобе, общество ссылается на пункт 12, а также пункты 23 и 24 Главы 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129.
Исходя из положений Главы 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 следует, что согласно пункту 11, при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий);
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий) (далее - выполненные работы);
в) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ;
г) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
В соответствии с пунктом 12, должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе:
а) общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
б) исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;
е) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Как верно установлено судом первой инстанции, строительство объекта начато без извещения Управления государственного строительного надзора о начале выполнения работ.
На основании заявления о выдаче заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 17.06.2013 Управлением проводилась итоговая проверка, которая назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, обязанности органа Госстройнадзора назначить обследование и экспертизу при проведении итоговой проверки Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение, проведенное по инициативе общества негосударственным экспертным учреждением "Ремстройпроект "БИС", необоснованно отклонено судом первой инстанции, судебной коллегией не принимается, так как указанное экспертное заключение не опровергает выводы административного органа об отсутствии строительного надзора и не заменяет собой акты органа Госстройнадзора.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает в действиях управления нарушений, влекущих недействительность пункта 6 оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-29838/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)