Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕСОЗАВОДСКОГО РАЙОННОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 31.12.2014 N 2-1258/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕСОЗАВОДСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. N 2-1258/2014


Лесозаводский районный суд Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т" об оспаривании решения Думы Лесозаводского городского округа,
установил:

ООО "Т" просит:
- - признать недействующим решение Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29.05.2014 N 139-НПА "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа" в части пункта 13.4 приложения, установившего ставку арендной платы за использование земельных участков по видам разрешенного использования земельного участка - нефтепроводы и вспомогательные объекты (в процентах от кадастровой стоимости) в размере 100%;
- - взыскать с Думы Лесозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Обосновывает тем, что ООО "Т" на территории Лесозаводского городского округа арендует земельные участки по договорам аренды от хх.хх.хххх NN хх, от хх.хх.хххх NN хх, от хх.хх.хххх NN хх. На арендуемых земельных участках расположены объекты трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ТС ВСТО-2), являющиеся собственностью ООО "Т". Земельные участки предоставлены для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Земельные участки подпадают под категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Оспариваемым пунктом 13.4 приложения к Положению "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа", утвержденного решением Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29.05.2014 N 139-НПА, ставка арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для нефтепроводов и вспомогательных объектов (в процентах от кадастровой стоимости), установлена в размере 100%.
Установление ставки арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для нефтепроводов и вспомогательных объектов (в процентах от кадастровой стоимости), в размере 100% противоречит требованиям ч. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статей 22, 65 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившиеся в необходимости оплаты арендных платежей за 2014 г. в завышенном размере в сумме хххххххх. В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.
Представитель лица, чье решение обжалуется - Думы Лесозаводского городского округа с заявленными требованиями не согласен.
Представитель третьего лица - администрации Лесозаводского городского округа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа Приморского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Прокурор полагает, что заявление удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемый пункт приложения к решению Думы, устанавливающий ставку арендной платы, законен и обоснован, а также не затрагивает интересы заявителя.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из ведения арбитражных судов исключены полномочия по рассмотрению дел об оспаривании нормативных актов за исключением полномочий Суда по интеллектуальным правам.
1. В силу ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 3, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (устанавливается Правительством РФ), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи (устанавливается органами государственной власти субъектов РФ).
При этом (для обоих случаев) годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы установлен "Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", установленными Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, в соответствии с положениями подпункта "д" пункта 3 которых установлен предельный размер арендной платы - 2 процента в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Для земель на территории Приморского края, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы установлен постановлением Администрации Приморского края от 7 июля 2008 года N 152-па, в соответствии подпунктом "а" пункта 1 которого ставка арендной платы устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
2. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Поскольку арендуемые земельные участки предоставлены из категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, что не оспаривается сторонами, а для них (в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 7 июля 2008 года N 152-па) размер арендной платы за использование земельных участков также определяется по ставкам арендной платы на земельные участки, находящиеся на территории соответствующих муниципальных образований, установленным муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, к договорам аренды заявителя применяется оспариваемый заявителем пункт 13.4 приложения к Положению "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа", утвержденного решением Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29.05.2014 N 139-НПА, согласно которого ставка арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для нефтепроводов и вспомогательных объектов (в процентах от кадастровой стоимости), установлена в размере 100%, что непосредственно нарушает права заявителя.
Суд полагает, что в заявлении конкретно указано, что пунктом 13.4 Приложения нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившиеся в необходимости оплаты арендных платежей в завышенном размере.
Доводы прокурора о том, что ставка арендной платы в размере 100% не менялась, поэтому права заявителя не нарушены, не состоятельны, поскольку предыдущее решение Думы (также установившее ставку арендной платы в размере 100% при полном отсутствии мер прокурорского реагирования) не действует и заявителем не оспаривается. Спора о праве нет.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение Думы опубликовано в газете "Лесозаводское время", N 22(156), 04.06.2014, и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 июля 2014 года, суд приходит к выводу о нарушении прав заявителя в период с июля по декабрь 2014 г.
3. Для земель на территории Приморского края, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы установлен постановлением Администрации Приморского края от 7 июля 2008 года N 152-па, в соответствии подпунктом "а" пункта 1 которого ставка арендной платы устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, (с учетом требований ч. 2 ст. 3, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010), размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 13.4 приложения к Положению "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа", утвержденного решением Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29.05.2014 N 139-НПА, противоречит требованиям ч. 2 ст. 3, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего, что годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, а также подпункту "д" пункта 3 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", установленных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582. Принимая во внимание обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 268 ГПК РФ, суд
решил:

Признать недействующим решение Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29.05.2014 N 139-НПА "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа" в части пункта 13.4 Приложения, установившего ставку арендной платы за использование земельных участков по видам разрешенного использования земельного участка - нефтепроводы и вспомогательные объекты (в процентах от кадастровой стоимости) в размере 100% со дня его принятия.
Взыскать с Думы Лесозаводского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме через Лесозаводский районный суд.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)