Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Елисеева Н.Я.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2014 года апелляционную жалобу К. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года по делу по заявлению К. об оспаривании решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя К. - С.Л.,
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что она является собственником земельного участка N <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство" по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю N 314857 от 27.06.1995, выданным на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552. Приложением к данному свидетельству являлся план участка, который, по мнению заявителя, был составлен с очевидной ошибкой, так как конфигурация земельного участка не совпадает с его реальными границами, в связи с чем, была неверно определена площадь.
С целью уточнения местоположения и площади земельного участка заявитель обратилась в ООО "Алькор-КО" для проведения кадастровых работ, в ходе которых выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 0,0479 га, что на 0,0098 га больше, чем указано в правоустанавливающих документах.
По результатам кадастровых работ был подготовлен межевой план, который был сдан заявителем в Балашихинский отдел Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области для внесения в ГКН уточненных сведений о местоположении границы и площади земельного участка, однако решением от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 орган кадастрового учета отказал в осуществлении учета изменений объекта недвижимости, поскольку не подтверждено право на увеличенную площадь земельного участка.
Заявитель просила признать незаконным решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 0,0479 га, и обязать произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", Ш. с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - ПК "СТ "Металлург-1", в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года в удовлетворении заявления К. отказано.
В апелляционной жалобе К. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции К., представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя К. - С.Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что К. является собственником земельного участка N <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство" по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю N 314857 от 27.06.1995, выданным на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552, приложением к которому является план участка (л.д. 18 - 20). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением главы Балашихинского района Московской области от 15.09.1998 N 1207 садоводческое товарищество "Металлург-2", расположенное по адресу: <данные изъяты>, было реорганизовано в садоводческое товарищество "Металлург-1" (л.д. 21).
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка К. было проведено межевание, в процессе которого определены границы земельного участка, установлена его фактическая площадь - 0,479 го, что превышает площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости на 0,0098 га. По результатам указанных работ составлен межевой план от 25.07.2013 (л.д. 7 - 27).
Собрав необходимый пакет документов, К. обратилась в Отдел кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Решением от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 Отдел кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказал заявителю в кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с отсутствием в представленных материалах исчерпывающего обоснования увеличения площади земельного участка (л.д. 29).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2 ст. 39).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Согласно п. 70.1. Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявления К., суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не подтверждено существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о которой подлежат внесению в ГКН. В представленном межевом плане земельного участка, площадью 479 кв. м, отсутствуют акты согласования местоположения границ земельного участка со смежными участками от точки 1 до точки н5, от точки 1 до точки н4, от точки н3 до точки н2, от точки н2 до точки н1.
Однако с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, был предоставлен в собственность К. на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552. Таким образом, данный земельный участок находится в собственности заявителя и используется более 15 лет.
Акт согласования границ, имеющийся в межевом плане от 25.07.2013, подтверждает отсутствие споров и разногласий по границам данного земельного участка (л.д. 17).
Координаты по южной стороне земельного участка от точки 1 до точки н5 (1-н5) совпадают с данными, полученными из Государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 03.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-243603 о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>), в связи с чем, согласование местоположения границы участка заявителя со смежным землепользователем не требуется.
В ходе судебного разбирательства данный факт органом кадастрового учета не оспаривался.
Граница от точки н1 до точки 1 ("н1-1"), включающая в себя также точки н2, н3, н4, согласована со смежным землепользователем - ПК "СТ Металлург-1".
Согласно заключению Управления строительного комплекса Администрации городского округа Балашиха Московской области от 24.04.2013 N 1265 Администрация городского округа Балашиха не возражает против утверждения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего заявителю К., площадь которого в результате геодезического обмера составила 0,0479 га.
Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции об отсутствии согласований местоположения границы земельного участка К. не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из заключения кадастрового инженера Ф. (л.д. 13), земельный участок заявителя огорожен забором. Наглядно границы земельного участка отражены в выкопировке из земель Балашихинского района на листе N 9 межевого плана от 25.07.2013. Также границы земельного участка приводятся на планшетах, полученных при помощи аэрофотосъемки, выполненной в 1997 году. Учитывая совпадение границ, полученных по фактическому пользованию по координатам на настоящий момент и нанесенные на планшете МГГТ (дата составления 1983 год), можно сделать вывод о том, что граница участка сформировалась более 15 лет назад, а геодезический обмер не проводился до настоящего времени. План участка <данные изъяты>, являющийся приложением к свидетельству N 314857 от 27.06.1995, был составлен с очевидной ошибкой, так как конфигурация земельного участка не совпадает с его реальными границами (в указанном плане границы земельного участка схожи с ромбом, а фактические границы схожи с квадратом). Из-за ошибки угловых измерений при замере границ земельного участка и составлении плана участка <данные изъяты> неверно была определена и площадь данного земельного участка.
В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 1 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам, с разрешенным использованием "для ведения садоводства" установлен в размере 0,06 га.
В результате геодезических обмеров площадь земельного участка заявителя увеличилась на 0,0098 га, что меньше предельного минимального размера (0,06 га) земельных участков с разрешенным использованием "для ведения садоводства".
Таким образом, решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права заявителя.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении заявления К.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11135/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N 33-11135/2014
Судья: Елисеева Н.Я.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2014 года апелляционную жалобу К. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года по делу по заявлению К. об оспаривании решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя К. - С.Л.,
установила:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что она является собственником земельного участка N <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство" по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю N 314857 от 27.06.1995, выданным на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552. Приложением к данному свидетельству являлся план участка, который, по мнению заявителя, был составлен с очевидной ошибкой, так как конфигурация земельного участка не совпадает с его реальными границами, в связи с чем, была неверно определена площадь.
С целью уточнения местоположения и площади земельного участка заявитель обратилась в ООО "Алькор-КО" для проведения кадастровых работ, в ходе которых выяснилось, что фактическая площадь земельного участка составляет 0,0479 га, что на 0,0098 га больше, чем указано в правоустанавливающих документах.
По результатам кадастровых работ был подготовлен межевой план, который был сдан заявителем в Балашихинский отдел Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области для внесения в ГКН уточненных сведений о местоположении границы и площади земельного участка, однако решением от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 орган кадастрового учета отказал в осуществлении учета изменений объекта недвижимости, поскольку не подтверждено право на увеличенную площадь земельного участка.
Заявитель просила признать незаконным решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 0,0479 га, и обязать произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", Ш. с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - ПК "СТ "Металлург-1", в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года в удовлетворении заявления К. отказано.
В апелляционной жалобе К. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции К., представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя К. - С.Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что К. является собственником земельного участка N <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство" по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю N 314857 от 27.06.1995, выданным на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552, приложением к которому является план участка (л.д. 18 - 20). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением главы Балашихинского района Московской области от 15.09.1998 N 1207 садоводческое товарищество "Металлург-2", расположенное по адресу: <данные изъяты>, было реорганизовано в садоводческое товарищество "Металлург-1" (л.д. 21).
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка К. было проведено межевание, в процессе которого определены границы земельного участка, установлена его фактическая площадь - 0,479 го, что превышает площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости на 0,0098 га. По результатам указанных работ составлен межевой план от 25.07.2013 (л.д. 7 - 27).
Собрав необходимый пакет документов, К. обратилась в Отдел кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Решением от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 Отдел кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказал заявителю в кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с отсутствием в представленных материалах исчерпывающего обоснования увеличения площади земельного участка (л.д. 29).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2 ст. 39).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Согласно п. 70.1. Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявления К., суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не подтверждено существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о которой подлежат внесению в ГКН. В представленном межевом плане земельного участка, площадью 479 кв. м, отсутствуют акты согласования местоположения границ земельного участка со смежными участками от точки 1 до точки н5, от точки 1 до точки н4, от точки н3 до точки н2, от точки н2 до точки н1.
Однако с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 0,0381 га, был предоставлен в собственность К. на основании постановления Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 10.05.1995 N 552. Таким образом, данный земельный участок находится в собственности заявителя и используется более 15 лет.
Акт согласования границ, имеющийся в межевом плане от 25.07.2013, подтверждает отсутствие споров и разногласий по границам данного земельного участка (л.д. 17).
Координаты по южной стороне земельного участка от точки 1 до точки н5 (1-н5) совпадают с данными, полученными из Государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 03.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-243603 о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>), в связи с чем, согласование местоположения границы участка заявителя со смежным землепользователем не требуется.
В ходе судебного разбирательства данный факт органом кадастрового учета не оспаривался.
Граница от точки н1 до точки 1 ("н1-1"), включающая в себя также точки н2, н3, н4, согласована со смежным землепользователем - ПК "СТ Металлург-1".
Согласно заключению Управления строительного комплекса Администрации городского округа Балашиха Московской области от 24.04.2013 N 1265 Администрация городского округа Балашиха не возражает против утверждения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего заявителю К., площадь которого в результате геодезического обмера составила 0,0479 га.
Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции об отсутствии согласований местоположения границы земельного участка К. не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из заключения кадастрового инженера Ф. (л.д. 13), земельный участок заявителя огорожен забором. Наглядно границы земельного участка отражены в выкопировке из земель Балашихинского района на листе N 9 межевого плана от 25.07.2013. Также границы земельного участка приводятся на планшетах, полученных при помощи аэрофотосъемки, выполненной в 1997 году. Учитывая совпадение границ, полученных по фактическому пользованию по координатам на настоящий момент и нанесенные на планшете МГГТ (дата составления 1983 год), можно сделать вывод о том, что граница участка сформировалась более 15 лет назад, а геодезический обмер не проводился до настоящего времени. План участка <данные изъяты>, являющийся приложением к свидетельству N 314857 от 27.06.1995, был составлен с очевидной ошибкой, так как конфигурация земельного участка не совпадает с его реальными границами (в указанном плане границы земельного участка схожи с ромбом, а фактические границы схожи с квадратом). Из-за ошибки угловых измерений при замере границ земельного участка и составлении плана участка <данные изъяты> неверно была определена и площадь данного земельного участка.
В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 1 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" предельный минимальный размер земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам, с разрешенным использованием "для ведения садоводства" установлен в размере 0,06 га.
В результате геодезических обмеров площадь земельного участка заявителя увеличилась на 0,0098 га, что меньше предельного минимального размера (0,06 га) земельных участков с разрешенным использованием "для ведения садоводства".
Таким образом, решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права заявителя.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении заявления К.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Отдела кадастрового учета N 3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 15.08.2013 N МО-13/РКФ-382317 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)