Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ": Ненарокова Е.В., паспорт, доверенность N ДовО-364-12 от 20.12.2012,
от иных лиц, участвующих в деле представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2013 года
по делу N А50-12686/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" (ОГРН 1077761874024, ИНН 7703647595)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, общество ограниченной ответственностью "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" (ОГРН 1025900516938, ИНН 5902133544)
о признании решения об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" в лице филиала "Азот" ОАО "ОХК "УРАЛХИМ" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее - Комиссия), о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 21.11.2011 N П/455 (в редакции приказов от 25.02.2012 N П/25, от 11.09.2012 N П/403, от 24.10.2012 N П/455) от 07.05.2013 N 240 незаконным; обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 21.11.2011 N П/455 (в редакции приказов от 25.02.2012 N П/25, от 11.09.2012 N П/403, от 24.10.2012 N П/455) повторно рассмотреть заявление общества, поступившее в Комиссию 19.04.2013 и принять решение в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 151 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, установлено относительно ориентира массив 207-2 в районе зданий по Чуртаноскому шоссе, 75, расположенного в границах участка, в размере его рыночной стоимости равной 85 000 рублей (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Также с Управления Росреестра в пользу заявителя взыскано 2 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Решение суда от 07 октября 2013 года обжаловано заинтересованными лицами, Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в апелляционном порядке.
Комиссия в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе Комиссия ссылается на то, что отчет от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" об определении рыночной стоимости спорного земельного участка составлен с нарушением Требований к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, поскольку расчет средневзвешенных значений скорректированных цен объектов-аналогов произведен неверно, соответственно, неверно определена и рыночная стоимость земельного участка. При проведении экспертизы отчета Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" не учло исполнение требований п. 22 ФСО N 1 в части определения цен объектов-аналогов N 1, 2, 4. Учитывая изложенное, решение Комиссии об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является правомерным.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит решение суда отменить в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины. Управление указывает, что оспариваемое решение не принимало, права заявителя не нарушало. Комиссия является самостоятельным органом и не подчиняется Управлению. На Управление возложены лишь обязанности по техническому обеспечению работы Управления, которые Управлением исполнены.
Заявитель представил письменные отзывы на апелляционные жалобы заинтересованных лиц, в которых отклонил доводы жалоб. Заявитель считает Управление надлежащим ответчиком, поскольку Управление создает комиссию и обеспечивает ее работу. В Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка общество представило все необходимые документы. Довод Комиссии о несоответствии отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям нормативных правовых документов, доказательствами не подтвержден.
Заявители апелляционных жалоб в суд апелляционной инстанции не явились.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах.
Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо, общество ограниченной ответственностью "Оценочная компания "ТЕРЕЗА", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв не представило, в судебное заседание представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:03:0200007:94, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 151 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Березники, установлено относительно ориентира массив 207-2 в районе зданий по Чуртаноскому шоссе, 75, расположенного в границах участка.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" по состоянию на 01.01.2010 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 в размере 425 375, 55 рублей.
09.04.2013 заявитель обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94.
Решением Комиссии N 240 от 07.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Полагая, что решение Комиссии является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В названной статье закреплено, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель в установленном порядке обратился в Комиссию заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка заявитель представил отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 по состоянию на 01.01.2010 составляет 85 000 рублей. (т. 1 л.д. 22-100).
Представленный истцом отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 18.01.2013 N Э-180113/1-13-П отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 101-106).
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
В пункте 20 указанного Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для принятия решения об отклонении заявления ОАО "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" у Комиссии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Комиссии о том, что отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т составлен с нарушением Требований к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, расчет средневзвешенных значений скорректированных цен аналогов произведен неверно, в связи с чем неверно определена рыночная стоимость земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доказательств недостоверности отчета ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т Комиссией не представлено. Достоверность и правильность данного отчета подтверждены положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 18.01.2013 Э-180113/1-13-П.
Само по себе несогласие заинтересованных лиц с заключением не влечет вывод о его недостоверности.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по делу и о необоснованном взыскании с него расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
После рассмотрения дела судом между сторонами возникают отношения по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная при обращении в суд сумма государственной пошлины.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В рассматриваемом споре заявителем оспаривается решение Комиссии, созданной Управлением Росреестра, как территориальным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что комиссия является самостоятельным органом, обладает собственным имуществом, имеет расчетный счет. Техническое обеспечение работы комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, отнесение судом первой инстанции на Управление Росреестра судебных расходов соответствует нормам материального права, а также требованиям процессуального законодательства.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованные лица освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2013 года по делу N А50-12686/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2013 N 17АП-14424/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12686/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. N 17АП-14424/2013-ГК
Дело N А50-12686/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ": Ненарокова Е.В., паспорт, доверенность N ДовО-364-12 от 20.12.2012,
от иных лиц, участвующих в деле представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2013 года
по делу N А50-12686/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" (ОГРН 1077761874024, ИНН 7703647595)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, общество ограниченной ответственностью "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" (ОГРН 1025900516938, ИНН 5902133544)
о признании решения об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" в лице филиала "Азот" ОАО "ОХК "УРАЛХИМ" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее - Комиссия), о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 21.11.2011 N П/455 (в редакции приказов от 25.02.2012 N П/25, от 11.09.2012 N П/403, от 24.10.2012 N П/455) от 07.05.2013 N 240 незаконным; обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 21.11.2011 N П/455 (в редакции приказов от 25.02.2012 N П/25, от 11.09.2012 N П/403, от 24.10.2012 N П/455) повторно рассмотреть заявление общества, поступившее в Комиссию 19.04.2013 и принять решение в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 151 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, установлено относительно ориентира массив 207-2 в районе зданий по Чуртаноскому шоссе, 75, расположенного в границах участка, в размере его рыночной стоимости равной 85 000 рублей (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Также с Управления Росреестра в пользу заявителя взыскано 2 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Решение суда от 07 октября 2013 года обжаловано заинтересованными лицами, Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в апелляционном порядке.
Комиссия в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе Комиссия ссылается на то, что отчет от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" об определении рыночной стоимости спорного земельного участка составлен с нарушением Требований к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, поскольку расчет средневзвешенных значений скорректированных цен объектов-аналогов произведен неверно, соответственно, неверно определена и рыночная стоимость земельного участка. При проведении экспертизы отчета Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" не учло исполнение требований п. 22 ФСО N 1 в части определения цен объектов-аналогов N 1, 2, 4. Учитывая изложенное, решение Комиссии об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является правомерным.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит решение суда отменить в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины. Управление указывает, что оспариваемое решение не принимало, права заявителя не нарушало. Комиссия является самостоятельным органом и не подчиняется Управлению. На Управление возложены лишь обязанности по техническому обеспечению работы Управления, которые Управлением исполнены.
Заявитель представил письменные отзывы на апелляционные жалобы заинтересованных лиц, в которых отклонил доводы жалоб. Заявитель считает Управление надлежащим ответчиком, поскольку Управление создает комиссию и обеспечивает ее работу. В Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка общество представило все необходимые документы. Довод Комиссии о несоответствии отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям нормативных правовых документов, доказательствами не подтвержден.
Заявители апелляционных жалоб в суд апелляционной инстанции не явились.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах.
Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо, общество ограниченной ответственностью "Оценочная компания "ТЕРЕЗА", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв не представило, в судебное заседание представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:03:0200007:94, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 151 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Березники, установлено относительно ориентира массив 207-2 в районе зданий по Чуртаноскому шоссе, 75, расположенного в границах участка.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" по состоянию на 01.01.2010 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 в размере 425 375, 55 рублей.
09.04.2013 заявитель обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94.
Решением Комиссии N 240 от 07.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Полагая, что решение Комиссии является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В названной статье закреплено, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель в установленном порядке обратился в Комиссию заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка заявитель представил отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 по состоянию на 01.01.2010 составляет 85 000 рублей. (т. 1 л.д. 22-100).
Представленный истцом отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:94 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 18.01.2013 N Э-180113/1-13-П отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 101-106).
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
В пункте 20 указанного Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для принятия решения об отклонении заявления ОАО "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" у Комиссии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Комиссии о том, что отчет ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т составлен с нарушением Требований к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, расчет средневзвешенных значений скорректированных цен аналогов произведен неверно, в связи с чем неверно определена рыночная стоимость земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доказательств недостоверности отчета ООО "Оценочная компания "ТЕРЕЗА" от 12.12.2012 N 1.4-13/12-Т Комиссией не представлено. Достоверность и правильность данного отчета подтверждены положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 18.01.2013 Э-180113/1-13-П.
Само по себе несогласие заинтересованных лиц с заключением не влечет вывод о его недостоверности.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по делу и о необоснованном взыскании с него расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
После рассмотрения дела судом между сторонами возникают отношения по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная при обращении в суд сумма государственной пошлины.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В рассматриваемом споре заявителем оспаривается решение Комиссии, созданной Управлением Росреестра, как территориальным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что комиссия является самостоятельным органом, обладает собственным имуществом, имеет расчетный счет. Техническое обеспечение работы комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, отнесение судом первой инстанции на Управление Росреестра судебных расходов соответствует нормам материального права, а также требованиям процессуального законодательства.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованные лица освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2013 года по делу N А50-12686/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)