Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Стебунова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Ситниковой М.И., Кандалова П.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года по делу по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации Одинцовского района, А.Л. о признании постановления недействительным, истребовании земельного участка, сносе построек и восстановлении плодородного слоя.
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя Комитета лесного хозяйства Московской области А.А., представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ш.,
установила:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к администрации Одинцовского района о признании постановления Главы администрации Одинцовского района N 1983 от 08.09.1994 г о предоставлении земельных участков площадью 0,62 га в д. Лайково недействительным и к А.Л. об истребовании земельного участка площадью 13,2 га, сносе построек и восстановлении плодородного слоя.
Свои требования истец мотивировал тем, что по результатам патрулирования лесного фонда выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда в квартале 29 Подушкинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес". В результате следственных действий установлено, что земельный участок общей площадью 0,62 га незаконно передан в собственность физических лиц.
А.Л. фактически занимает земельный участок лесного фонда площадью 13, 82 га.
Считая изъятие земли лесного фонда незаконным, истец просил суд истребовать из чужого незаконного владения А.Л. земельный участок лесного фонда 13, 82 га, снести самовольно возведенные строения, обязать ответчиков восстановить верхний плодородный слой почвы.
Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Одинцовского района с иском не согласился, считал постановление изданным в пределах компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства. Просил применить последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд с требованием о признании постановления 1994 г. недействительным.
Ответчица А.Л. уведомлялась судом по всем известным адресам, в судебное заседание не явилась.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласился Комитет лесного хозяйства Московской области, в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям:
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, администрация Одинцовского района в 1994 году, издавая оспариваемое Постановление, действовала в рамках законодательства и в пределах компетенции.
Суд указал, что предоставление земельных участков общей площадью 0,62 га в районе д. Лайково гражданам в 1994 году производилось за счет земельного участка, занятого производственными, жилыми строениями, сооружениями, объектами и огородами для их обслуживания в связи с переходом права собственности на сооружения (л.д. 177). Ранее земельный участок площадью 0,62 га в районе д. Лайково передавался по фактическому пользованию Дорожному ремонтно-строительному управлению N 13 для производственных, бытовых и сельскохозяйственных целей (л.д. 24 т. 1). Таким образом, суд сделал вывод о том, что спорный земельный участок не относился к лесному фонду, поскольку леса могли находиться и на землях населенных пунктов.
Суд указал, что факт расположения земельных участков общей площадью 0,62 га на землях населенных пунктов подтверждается выпиской из ГКН, в связи с чем, не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования в части признания постановления недействительным, поскольку не представлены доказательства расположения предоставляемых земельных участков на землях лесного фонда.
Как следствие суд счел не подлежащими удовлетворению иск об истребовании у А.Л. земельного участка площадью 13,2 га, сносе построек и восстановлении плодородного слоя, поскольку А.Л. является добросовестным приобретателем и возвела на принадлежащих ей земельных участках в 2006 году объекты недвижимости, для обслуживания которых необходим земельный участок. Доказательств тому, что земельный участок за пределами 0,62 га, то есть принадлежащего А.Л., занят ею же, не представлено.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенные по адресу: <...>, <данные изъяты> приобретены А.Л. 14.08.2006 г. по договорам купли-продажи.
Основанием приобретения права собственности правопредшественников ответчика явилось постановление Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08.09.1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность".
Согласно указанному постановлению был изъят земельный участок из земель ДРСУ-13, в том числе площадью 6,62 га. в районе дер. Лайково (т. 1 л.д. 177).
Из архивной копии постановления главы администрации Одинцовского района Московской области N 1405 от 09.10.1992 г. с внесенными изменениями и дополнениями постановлением того же муниципального органа N 1510 от 29.10.1992 г. следует, что земельный участок размером 0, 62 га. в дер. Лайково предоставлен по фактическому пользованию для размещения ДРСУ N 13 для производственных, бытовых и сельскохозяйственных нужд.
Ранее действовавшее законодательство, в том числе, Постановление министров СССР от 04.03.1968 года N 144, ст. 2, 10, 53 Основ лесного законодательства РФ, ст. 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, предусматривало возможность нахождения только в пользовании организаций участков лесного фонда, непосредственно не используемых для сельскохозяйственного производства.
На момент издания оспариваемого постановления N 1983 от 08.09.1994 г. и на момент вынесения постановления N 1405 от 09.10.1992 г. действующее законодательство не предоставляло право органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, в том числе, по их передаче для производственного, сельскохозяйственного назначения и в собственность.
Таким образом, в составе земель, предоставленных ДРСУ N 13, а затем в собственность гражданам, находились участки лесного фонда. Оснований для отнесения их к землям сельскохозяйственного, производственного назначения и для передачи в собственность гражданам не имелось.
В постановлении Главы Администрации N 1983 от 08.09.1994 г. категория земель, передаваемых в собственность граждан, не определена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перевод земельных участков лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, а затем - земли поселений.
Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ сторона ответчиков не представила доказательства нахождения спорных земельных участков в границах поселения, а также основания для внесения в ГКН сведения о категории земель - земли поселений, предоставленных под размещение ДРСУ N 13 в 1992 г. и в собственность гражданам в 1994 г.
Вместе с тем, из материалов дела, в том числе, акта осмотра территории лесного участка от 26.07.2013 г. (т. 3 л.д. 86 - 87), чертежа лесного участка с нанесением на планшет материалов лесоустройства от 28.09.2013 г. (т. 3 л.д. 84 - 85),съемки публичной кадастровой карты (т. 3 л.д. 83, 99), выкопировки из планшета N 3 лесоустройства 1994 г. ГО "Леспроект" квартал 29 (т. 3 л.д. 101), следует полное наложение границ земельных участков, выделенных под размещение ДРСУ в дер. Лайково в 1992 г., а затем переданных гражданам в собственность в 1994 г. и принадлежащих на момент рассмотрения спора А.Л., на земли лесного фонда квартал 29 выделы <данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества. Земельные участка находятся в середине квартала.
Квартал 29 Пушкинского участкового лесничества Одинцовского района Московской области зарегистрирован в государственном лесном реестре, категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение - защитные леса, категория защитных лесов - лесопарковые зоны (т. 3 л.д. 103).
Спор о местоположении земельных участков относительно 29 квартала лесничества у сторон на момент разрешения дела отсутствовал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным п. 2.2. постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08.09.1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность" в части предоставления в собственность гражданам земельного участка площадью 0,62 га в с. Лайково Одинцовского района Московской области, как вынесенное неуполномоченным лицом в отношении земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Судебная коллегия не может принять во внимание заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, поскольку трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, для обращения Комитета лесного хозяйства исчисляется, в соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ с момента, когда истец узнал о нарушенном праве, то есть 15.02.2012 г. (т. 1 л.д. 25) и такой срок не истек.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 14.08.2006 г. К. продала, а А.Л. купила земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 1412 кв. м для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений, в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты> участок <данные изъяты>
По договору от 14.08.2006 г. А.Л. приобрела у О. земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, и земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 1200 кв. м в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты>.
14.08.2006 г. между Ч. и А.Л. заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровым <данные изъяты> площадью 1515 кв. м в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты> участок <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм, земельные участки из состава земель лесного фонда могут быть предоставлены в собственность граждан лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления.
Следовательно, в случае отсутствия в федеральном законе разрешения на предоставление в собственность граждан земельного участка из состава земель лесного фонда, передача земельного участка, находящегося на землях лесного фонда, в собственность гражданина не допускается. Федеральным законом не предусмотрена возможность передачи в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда.
Аналогичные ограничения действовали и в период возникновения спорных отношений в 2006 г. и были предусмотрены ранее действующим Лесным Кодексом РФ от 29.01.1997 г.
Порядок предоставления участка лесного фонда в аренду регулировался Лесным Кодексом РФ (ст. 34, 35 ЛК РФ).
В силу ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 г., признается юридически действительным.
Согласно ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
Границы спорных земельных участков ни администрацией, ни А.Л. с собственником земель лесного фонда не согласовывались. Доказательства нахождения спорных земельных участков в границах поселения, а также основания для внесения в ГКН сведения о категории земельных участков - земли поселений отсутствуют.
Принимая во внимание нахождение земельных участков, числящихся в собственности А.Л., на землях лесного фонда и отсутствие права администрации на распоряжение земельным участком лесного фонда площадью 0,62 га в д. Лайково, судебная коллегия, в соответствии с перечисленными выше нормами права, приходит к выводу об отсутствии оснований для возникновения в 2006 г. права собственности А.Л. на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенных по адресу: <...>, уч. <данные изъяты> на территории земель лесного фонда.
Как следует из ситуационного плана земельных участков, выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 208 - 209), акта осмотра территории лесного участка Комитета лесного хозяйства от 26.07.2013 г. (т. 1 л.д. 105, 106) А.Л. запользовано 13, 82 га земель лесного фонда, участок огорожен металлическим забором, по периметру установлена вооруженная охрана.
Допустимых и относимых доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, материалы дела не содержат.
В этой связи, на основании ст. 301, 302 ГК РФ подлежит истребованию земельный участок 13,82 га земель лесного фонда, расположенный в 29 квартале выделы <данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества в соответствующих координатах из чужого незаконного владения А.Л.
На земельных участках с. Лайково Дорожный дом уч. <данные изъяты> согласно техническим паспортам, возведены жилые дома и хоз. постройки, в том числе, литеры: А - жилой дом, а - балкон, а2 - балкон, А1 - цокольный этаж, а1 - балкон, Б - жилой дом, б - терраса, б1 - терраса, б2 - балкон, б3 - балкон, б4 - балкон, б5 - балкон, Б1 - подвал, В - жилой дом, в - терраса, в1 - терраса, в2 - балкон, в3 - балкон, в4 - балкон, в5 - балкон, В1 - подвал, Г - хозблок, Г1 - колодец, Д - газопровод высокого давления, Е - газопровод низкого давления, Ж - ГРПШ, забор N 1.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как было установлено из материалов дела, А.Л. возвела перечисленные строения на землях лесного фонда, на не отведенном для индивидуального жилищного строительства земельном участке, в нарушение целевого назначения земельного участка. Таким образом, указанные строения в соответствии с о ст. 222 ГК РФ являются самовольными.
Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Основания для сохранения самовольных построек материалы дела не содержат, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ приходит к выводу об удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства и сносе самовольно возведенных строений А.Л., расположенных на земельном участке общей площадью 13,82 га. Подушкинского участкового лесничества квартал 29 выделы <данные изъяты>.
Наличие сведений о регистрации права собственности ответчика на строения не является препятствием к их сносу в соответствии со ст. 222 ГК РФ, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В удовлетворении иска о возложении обязанности на ответчиков восстановить плодородный слой земли судебная коллегия полагает необходимым отказать за недоказанностью.
Установив неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, судебная коллегия, в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ приходит к выводу об отмене решения Одинцовского городского суда от 05 декабря 2013 г. с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года отменить, принять новое решение, которым иск Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации Одинцовского района Московской области, А.Л. удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 2.2. Постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08 сентября 1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность" в части предоставления в собственность гражданам земельных участков площадью 0,62 га в с. Лайково Одинцовского района Московской области.
Признать отсутствующим право собственности А.Л. на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенные по адресу: <...>, уч. <данные изъяты>.
Истребовать из чужого незаконного владения А.Л. земельный участок 13,82 га земель лесного фонда, расположенного в 29 квартале выделы 1<данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества в следующих координатах:
Обязать А.Л. снести за свой счет забор и строения, в том числе лит.: А - жилой дом, а - балкон, а2 - балкон, А1 - цокольный этаж, а1 - балкон, Б - жилой дом, б - терраса, б1 - терраса, б2 - балкон, б3 - балкон, б4 - балкон, б5 - балкон, Б1 - подвал, В - жилой дом, в - терраса, в1 - терраса, в2 - балкон, в3 - балкон, в4 - балкон, в5 - балкон, В1 - подвал, Г - хозблок, Г1 - колодец, Д - газопровод высокого давления, Е - газопровод низкого давления, Ж - ГРПШ, забор N 1, возведенные на лесном участке общей площадью 13,82 га. Подушкинского участкового лесничества квартал 29 выделы <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3583/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N 33-3583/2014
Судья Стебунова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Ситниковой М.И., Кандалова П.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года по делу по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации Одинцовского района, А.Л. о признании постановления недействительным, истребовании земельного участка, сносе построек и восстановлении плодородного слоя.
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя Комитета лесного хозяйства Московской области А.А., представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ш.,
установила:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к администрации Одинцовского района о признании постановления Главы администрации Одинцовского района N 1983 от 08.09.1994 г о предоставлении земельных участков площадью 0,62 га в д. Лайково недействительным и к А.Л. об истребовании земельного участка площадью 13,2 га, сносе построек и восстановлении плодородного слоя.
Свои требования истец мотивировал тем, что по результатам патрулирования лесного фонда выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда в квартале 29 Подушкинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО "Мособллес". В результате следственных действий установлено, что земельный участок общей площадью 0,62 га незаконно передан в собственность физических лиц.
А.Л. фактически занимает земельный участок лесного фонда площадью 13, 82 га.
Считая изъятие земли лесного фонда незаконным, истец просил суд истребовать из чужого незаконного владения А.Л. земельный участок лесного фонда 13, 82 га, снести самовольно возведенные строения, обязать ответчиков восстановить верхний плодородный слой почвы.
Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Одинцовского района с иском не согласился, считал постановление изданным в пределах компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства. Просил применить последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд с требованием о признании постановления 1994 г. недействительным.
Ответчица А.Л. уведомлялась судом по всем известным адресам, в судебное заседание не явилась.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласился Комитет лесного хозяйства Московской области, в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям:
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, администрация Одинцовского района в 1994 году, издавая оспариваемое Постановление, действовала в рамках законодательства и в пределах компетенции.
Суд указал, что предоставление земельных участков общей площадью 0,62 га в районе д. Лайково гражданам в 1994 году производилось за счет земельного участка, занятого производственными, жилыми строениями, сооружениями, объектами и огородами для их обслуживания в связи с переходом права собственности на сооружения (л.д. 177). Ранее земельный участок площадью 0,62 га в районе д. Лайково передавался по фактическому пользованию Дорожному ремонтно-строительному управлению N 13 для производственных, бытовых и сельскохозяйственных целей (л.д. 24 т. 1). Таким образом, суд сделал вывод о том, что спорный земельный участок не относился к лесному фонду, поскольку леса могли находиться и на землях населенных пунктов.
Суд указал, что факт расположения земельных участков общей площадью 0,62 га на землях населенных пунктов подтверждается выпиской из ГКН, в связи с чем, не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования в части признания постановления недействительным, поскольку не представлены доказательства расположения предоставляемых земельных участков на землях лесного фонда.
Как следствие суд счел не подлежащими удовлетворению иск об истребовании у А.Л. земельного участка площадью 13,2 га, сносе построек и восстановлении плодородного слоя, поскольку А.Л. является добросовестным приобретателем и возвела на принадлежащих ей земельных участках в 2006 году объекты недвижимости, для обслуживания которых необходим земельный участок. Доказательств тому, что земельный участок за пределами 0,62 га, то есть принадлежащего А.Л., занят ею же, не представлено.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенные по адресу: <...>, <данные изъяты> приобретены А.Л. 14.08.2006 г. по договорам купли-продажи.
Основанием приобретения права собственности правопредшественников ответчика явилось постановление Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08.09.1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность".
Согласно указанному постановлению был изъят земельный участок из земель ДРСУ-13, в том числе площадью 6,62 га. в районе дер. Лайково (т. 1 л.д. 177).
Из архивной копии постановления главы администрации Одинцовского района Московской области N 1405 от 09.10.1992 г. с внесенными изменениями и дополнениями постановлением того же муниципального органа N 1510 от 29.10.1992 г. следует, что земельный участок размером 0, 62 га. в дер. Лайково предоставлен по фактическому пользованию для размещения ДРСУ N 13 для производственных, бытовых и сельскохозяйственных нужд.
Ранее действовавшее законодательство, в том числе, Постановление министров СССР от 04.03.1968 года N 144, ст. 2, 10, 53 Основ лесного законодательства РФ, ст. 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, предусматривало возможность нахождения только в пользовании организаций участков лесного фонда, непосредственно не используемых для сельскохозяйственного производства.
На момент издания оспариваемого постановления N 1983 от 08.09.1994 г. и на момент вынесения постановления N 1405 от 09.10.1992 г. действующее законодательство не предоставляло право органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, в том числе, по их передаче для производственного, сельскохозяйственного назначения и в собственность.
Таким образом, в составе земель, предоставленных ДРСУ N 13, а затем в собственность гражданам, находились участки лесного фонда. Оснований для отнесения их к землям сельскохозяйственного, производственного назначения и для передачи в собственность гражданам не имелось.
В постановлении Главы Администрации N 1983 от 08.09.1994 г. категория земель, передаваемых в собственность граждан, не определена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перевод земельных участков лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, а затем - земли поселений.
Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ сторона ответчиков не представила доказательства нахождения спорных земельных участков в границах поселения, а также основания для внесения в ГКН сведения о категории земель - земли поселений, предоставленных под размещение ДРСУ N 13 в 1992 г. и в собственность гражданам в 1994 г.
Вместе с тем, из материалов дела, в том числе, акта осмотра территории лесного участка от 26.07.2013 г. (т. 3 л.д. 86 - 87), чертежа лесного участка с нанесением на планшет материалов лесоустройства от 28.09.2013 г. (т. 3 л.д. 84 - 85),съемки публичной кадастровой карты (т. 3 л.д. 83, 99), выкопировки из планшета N 3 лесоустройства 1994 г. ГО "Леспроект" квартал 29 (т. 3 л.д. 101), следует полное наложение границ земельных участков, выделенных под размещение ДРСУ в дер. Лайково в 1992 г., а затем переданных гражданам в собственность в 1994 г. и принадлежащих на момент рассмотрения спора А.Л., на земли лесного фонда квартал 29 выделы <данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества. Земельные участка находятся в середине квартала.
Квартал 29 Пушкинского участкового лесничества Одинцовского района Московской области зарегистрирован в государственном лесном реестре, категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение - защитные леса, категория защитных лесов - лесопарковые зоны (т. 3 л.д. 103).
Спор о местоположении земельных участков относительно 29 квартала лесничества у сторон на момент разрешения дела отсутствовал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным п. 2.2. постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08.09.1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность" в части предоставления в собственность гражданам земельного участка площадью 0,62 га в с. Лайково Одинцовского района Московской области, как вынесенное неуполномоченным лицом в отношении земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Судебная коллегия не может принять во внимание заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, поскольку трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, для обращения Комитета лесного хозяйства исчисляется, в соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ с момента, когда истец узнал о нарушенном праве, то есть 15.02.2012 г. (т. 1 л.д. 25) и такой срок не истек.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 14.08.2006 г. К. продала, а А.Л. купила земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 1412 кв. м для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений, в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты> участок <данные изъяты>
По договору от 14.08.2006 г. А.Л. приобрела у О. земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, и земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 1200 кв. м в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты>.
14.08.2006 г. между Ч. и А.Л. заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровым <данные изъяты> площадью 1515 кв. м в селе Лайково (Дорожный дом), участок <данные изъяты> участок <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм, земельные участки из состава земель лесного фонда могут быть предоставлены в собственность граждан лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления.
Следовательно, в случае отсутствия в федеральном законе разрешения на предоставление в собственность граждан земельного участка из состава земель лесного фонда, передача земельного участка, находящегося на землях лесного фонда, в собственность гражданина не допускается. Федеральным законом не предусмотрена возможность передачи в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда.
Аналогичные ограничения действовали и в период возникновения спорных отношений в 2006 г. и были предусмотрены ранее действующим Лесным Кодексом РФ от 29.01.1997 г.
Порядок предоставления участка лесного фонда в аренду регулировался Лесным Кодексом РФ (ст. 34, 35 ЛК РФ).
В силу ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 г., признается юридически действительным.
Согласно ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
Границы спорных земельных участков ни администрацией, ни А.Л. с собственником земель лесного фонда не согласовывались. Доказательства нахождения спорных земельных участков в границах поселения, а также основания для внесения в ГКН сведения о категории земельных участков - земли поселений отсутствуют.
Принимая во внимание нахождение земельных участков, числящихся в собственности А.Л., на землях лесного фонда и отсутствие права администрации на распоряжение земельным участком лесного фонда площадью 0,62 га в д. Лайково, судебная коллегия, в соответствии с перечисленными выше нормами права, приходит к выводу об отсутствии оснований для возникновения в 2006 г. права собственности А.Л. на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенных по адресу: <...>, уч. <данные изъяты> на территории земель лесного фонда.
Как следует из ситуационного плана земельных участков, выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 208 - 209), акта осмотра территории лесного участка Комитета лесного хозяйства от 26.07.2013 г. (т. 1 л.д. 105, 106) А.Л. запользовано 13, 82 га земель лесного фонда, участок огорожен металлическим забором, по периметру установлена вооруженная охрана.
Допустимых и относимых доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, материалы дела не содержат.
В этой связи, на основании ст. 301, 302 ГК РФ подлежит истребованию земельный участок 13,82 га земель лесного фонда, расположенный в 29 квартале выделы <данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества в соответствующих координатах из чужого незаконного владения А.Л.
На земельных участках с. Лайково Дорожный дом уч. <данные изъяты> согласно техническим паспортам, возведены жилые дома и хоз. постройки, в том числе, литеры: А - жилой дом, а - балкон, а2 - балкон, А1 - цокольный этаж, а1 - балкон, Б - жилой дом, б - терраса, б1 - терраса, б2 - балкон, б3 - балкон, б4 - балкон, б5 - балкон, Б1 - подвал, В - жилой дом, в - терраса, в1 - терраса, в2 - балкон, в3 - балкон, в4 - балкон, в5 - балкон, В1 - подвал, Г - хозблок, Г1 - колодец, Д - газопровод высокого давления, Е - газопровод низкого давления, Ж - ГРПШ, забор N 1.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как было установлено из материалов дела, А.Л. возвела перечисленные строения на землях лесного фонда, на не отведенном для индивидуального жилищного строительства земельном участке, в нарушение целевого назначения земельного участка. Таким образом, указанные строения в соответствии с о ст. 222 ГК РФ являются самовольными.
Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Основания для сохранения самовольных построек материалы дела не содержат, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ приходит к выводу об удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства и сносе самовольно возведенных строений А.Л., расположенных на земельном участке общей площадью 13,82 га. Подушкинского участкового лесничества квартал 29 выделы <данные изъяты>.
Наличие сведений о регистрации права собственности ответчика на строения не является препятствием к их сносу в соответствии со ст. 222 ГК РФ, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В удовлетворении иска о возложении обязанности на ответчиков восстановить плодородный слой земли судебная коллегия полагает необходимым отказать за недоказанностью.
Установив неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, судебная коллегия, в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ приходит к выводу об отмене решения Одинцовского городского суда от 05 декабря 2013 г. с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 декабря 2013 года отменить, принять новое решение, которым иск Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации Одинцовского района Московской области, А.Л. удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 2.2. Постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области N 1983 от 08 сентября 1994 г. "О предоставлении земельных участков гражданам в собственность" в части предоставления в собственность гражданам земельных участков площадью 0,62 га в с. Лайково Одинцовского района Московской области.
Признать отсутствующим право собственности А.Л. на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1200 кв. м; <данные изъяты> площадью 1412 кв. м; <данные изъяты> площадью 1515 кв. м; <данные изъяты> площадью 2073 кв. м, расположенные по адресу: <...>, уч. <данные изъяты>.
Истребовать из чужого незаконного владения А.Л. земельный участок 13,82 га земель лесного фонда, расположенного в 29 квартале выделы 1<данные изъяты> Подушкинского участкового лесничества в следующих координатах:
Обязать А.Л. снести за свой счет забор и строения, в том числе лит.: А - жилой дом, а - балкон, а2 - балкон, А1 - цокольный этаж, а1 - балкон, Б - жилой дом, б - терраса, б1 - терраса, б2 - балкон, б3 - балкон, б4 - балкон, б5 - балкон, Б1 - подвал, В - жилой дом, в - терраса, в1 - терраса, в2 - балкон, в3 - балкон, в4 - балкон, в5 - балкон, В1 - подвал, Г - хозблок, Г1 - колодец, Д - газопровод высокого давления, Е - газопровод низкого давления, Ж - ГРПШ, забор N 1, возведенные на лесном участке общей площадью 13,82 га. Подушкинского участкового лесничества квартал 29 выделы <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)