Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А06-5520/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А06-5520/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
истцов - извещены надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 (судья Цепляева Л.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А.)
по делу N А06-5520/2013
по исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Муслимова Наиля Равильевича, г. Астрахань (ИНН <...>, ОГРНИП <...>), Сиражетдинова Растяма Минсафаевича, г. Астрахань (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к администрации г. Астрахани (ИНН 3015009178, ОГРН 1033000821809), Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани (ИНН 3015090933, ОГРН 1103015001561) об обязании заключить договоры купли-продажи земельного участка,

установил:

индивидуальные предприниматели Муслимов Наиль Равильевич и Сиражетдинов Растям Минсафаевич (далее - истцы, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Астраханской области с иском к администрации г. Астрахани, Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани (далее - ответчики) об обязании заключить договоры купли-продажи земельного участка.
Истцы, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили исковые требования, и просили вынести решение о понуждении администрации города Астрахани в лице Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани заключить с Муслимовым Наилем Равильевичем (94/210 доли), Сиражетдиновым Растямом Минсафаевичем (94/210 доли) договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер: 30:12:010135:140, расположенного по адресу: город Астрахань, ул. Ан. Сергеева, 3, для эксплуатации кафе и торгового павильона, за цену 2,5% от кадастровой стоимости, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 суд понудил администрацию города Астрахани в лице Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани заключить с Муслимовым Наилем Равильевичем (94/210 доли), Сиражетдиновым Растямом Минсафаевичем (94/210 доли) договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер: 30:12:010135:140, расположенного по адресу: город Астрахань, ул. Ан. Сергеева, 3, для эксплуатации кафе и торгового павильона, за цену в размере 2,5% от кадастровой стоимости, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2013 изменено. Резолютивную часть решения изложена в следующей редакции: "Урегулировать разногласия по договорам купли-продажи земельных участков от 03.04.2013 NN 530 и 534". Пункты 2.1 договоров изложены в следующей редакции: "Цена участка составляет 114 109,08 руб.".
В кассационной жалобе Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности от 29.05.2008 30АА241093, 30АА241094, 30СР 037609, 30СР 041592, 30АА253898, 30АА253899 индивидуальным предпринимателям Муслимову Н.Р. и Сиражетдинову Р.Р. на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения: торговый павильон и кафе, расположенные по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Ан. Сергеева, дом 3.
В целях оформления прав землепользования на земельный участок, необходимый для эксплуатации кафе и торгового павильона, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы обратились в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани с заявлением N 01/007/2009-799 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Ан. Сергеева, д. 3.
Постановлением администрации г. Астрахани от 06.08.2009 N 3040 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и был образован земельный участок, площадью 1262 кв. м, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Анатолия Сергеева, для эксплуатации кафе и торгового павильона.
В отношении указанного земельного участка были проведены межевые работы, данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:12:0101356 28.
На основании постановления администрации г. Астрахани от 22.12.2010 N 10403 земельный участок был предоставлен для эксплуатации кафе и торгового павильона в следующем порядке:
- - Муслимову Наилю Равильевичу - в аренду с 06.08.2009 сроком до даты регистрации договора купли-продажи доли земельного участка, за плату в общую долевую собственность: 5/10 долей для эксплуатации кафе, 3/10 доли для эксплуатации торгового павильона;
- - Сиражетдинову Растяму Минсафаевичу - в аренду с 29.05.2008 сроком до даты регистрации договора купли-продажи доли земельного участка, за плату в общую долевую собственность 1/5 долей для эксплуатации кафе, 2/5 доли для эксплуатации торгового павильона;
- - Сиражетдинову Риату Растяму - в аренду с 05.07.2004 сроком до даты регистрации договора купли-продажи доли земельного участка, за плату в общую долевую собственность 3/10 долей для эксплуатации кафе, 3/10 доли для эксплуатации торгового павильона.
Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани были подготовлены проекты договоров купли-продажи земельного участка от 13.12.2011 N 2547 от 14.12.2011 N 2552.
В представленных проектах договоров расчет цены выкупа был произведен без применения льготы в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что нарушило интересы заявителей в сфере осуществления экономической деятельности.
Письмом от 10.05.2012 истцы обратились в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с просьбой изменить расчет цены по договорам купли-продажи с учетом требований статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и применить льготу, установив выкупную цену земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости.
Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани были подготовлены и направлены истцам новые проекты договоров купли-продажи земельного участка от 04.06.2012 N 744 и N 745, в которых выкупная цена земельного участка указана в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Денежные средства в размере по 114 108,27 руб. внесены Муслимовым Н.Р. и Сиражетдиновым Р.М. в качестве оплаты за земельный участок, что подтверждается чек - ордерами от 22.06.2012 N 158, 161.
В связи с нарушением администрацией города сроков рассмотрения заявлений истцов о предоставлении земельного участка в собственность на основании статьи 36 Земельного участка Российской Федерации, земельный участок был снят с кадастрового учета.
Заявителями за счет собственных средств были повторно проведены межевые работы, по результатам которых получен кадастровый паспорт и земельному участку присвоен новый кадастровый номер 30:12:010135:140.
С заявлением, полученным управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани 05.12.2012, что не отрицалось представителем ответчика, истцы обратились с просьбой о внесении изменений в постановление администрации города от 22.12.2010 N 10403 и от 19.08.2011 N 7461 "О предоставлении земельного участка по ул. Ан. Сергеева, 3 в Кировском районе для эксплуатации кафе и торгового павильона" и в договоры купли-продажи в части кадастрового номера земельного участка, а именно, заменить прежний кадастровый номер на новый кадастровый номер 30:12:010135:140.
Однако, истцам были выданы новые проекты договоров от 03.04.2013 N 530, N 534, в которых стоимость земельного участка указана в размере 1 369 310,82 руб., т.е. без учета льгот.
15 апреля 2013 года истцы вновь обратились в Управление земельными ресурсами администрации города с просьбой заключить дополнительные соглашения к договорам купли-продажи от 04.06.2012 N 744 и N 745 с учетом льготной цены.
Ответчик письмом 07.05.2013 отказал истца в заключении дополнительного соглашения, ссылаясь на пункт 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 406-П, в соответствии с которым, цена договора определяется сторонами в момент заключения договора. Если заявление было подано до вступления в силу постановления Правительства Астраханской области N 406-П, а договор купли-продажи заключается после принятии указанного постановления, то выкупная стоимость земельного участка рассчитывается согласно Порядка определения цены и оплаты Астраханской области или государственная собственность, на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорный земельный участок не прекращал свое существование в качестве индивидуально-определенного объекта недвижимости. Суд установил, что объекты, принадлежащие на праве собственности истцам, расположены на испрашиваемом земельном участке и смена кадастрового номера земельного участка, по причине истечения срока его нахождения на кадастровом учете, не лишает собственников объекта недвижимости права реализовать положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд, с учетом положений норм действующего законодательства, пришел к выводу, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, однако указал, что суд первой инстанции неправильно квалифицировал предмет иска как требование о понуждении заключить договор купли-продажи. Ответчик не уклонялся от заключения договора купли-продажи. Между продавцом и покупателями возник преддоговорный спор, относительно условия о стоимости выкупаемых объектов. Суд апелляционной инстанции, исходя из принципов необходимости судебной защиты и задач судопроизводства, включая принцип эффективности правосудия, а также, учитывая фактическое волеизъявление истца, направленное на урегулирование разногласий при заключении договора, изменил решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с названной правовой нормой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом, к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью менее 3-х млн человек.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истцы обратились 13.07.2010. Следовательно, выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанного заявления.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что уполномоченные лица, ответственные за предоставление истцам в собственность земельного участка, своими неправомерными действиями препятствовали предпринимателям своевременно приобрести земельный участок, судебная коллегия находит верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном, в том числе о необходимости применения постановления Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 406-П, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, в связи с чем сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А06-5520/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)