Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: после перерыва представителя Киселева Д.Е., доверенность от 17.05.2013
от ответчика: представителя Мануйловой О.П., доверенность от 18.03.2013
от третьего лица: представителя Мануйлова О.П., доверенность от 11.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21994/2013) Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 по делу N А56-28152/2013 (судья Данилова Н.П.), принятое
по иску ООО "СОЛОМОН"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЛОМОН" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Правительство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева), кадастровый номер 78:36:5507:5, площадью 4395 кв. м ООО "СОЛОМОН" для строительства паркинга путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве, обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 заявленные требования удовлетворены, также с правительства Санкт-Петербурга в пользу ООО "СОЛОМОН" взыскано 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по строительству подали апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податели жалобы указали, что Общество не направило в установленном порядке в Комитет по строительству Санкт-Петербурга заявление о предоставлении спорного земельного участка; спорный земельный участок не может быть предоставлен для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с владельцами временных строений (гаражей и ангара), расположенных на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета по строительству поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание до перерыва не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями апелляционный суд приступил к судебному разбирательству в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по своей инициативе объявил перерыв в судебном заседании 27.11.2013. После окончания перерыва апелляционный суд в том же составе суда 04.12.2013 с участием представителей подателя жалобы и Общества завершил рассмотрение дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Общество обратилось с заявлением от 24.05.2010 в Управление инвестиций о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-западнее дома N 10 по ул. Прокофьева) для строительства многоэтажного паркинга.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 26.05.2009 N 593 "О проведении изыскательских работ на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева).
В соответствии с "Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2009 N 593 "О проведении изыскательских работ на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева), Общество, являясь арендатором спорного земельного участка, провело изыскательские работы на указанном земельном участке с целью определения возможности проектирования и строительства паркинга.
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга распоряжением от 19.04.2010 N 65-пр утвердил проект границ земельного участка.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга издано распоряжение от 26.05.2010 N 1738 об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства.
Кадастровый паспорт N 868 земельного участка общей площадью 4395 кв. м (кадастровый номер 78:36:5507:5) изготовлен 20.09.2010 и передан Обществом в Управление инвестиций. В дальнейшем Общество также представило в Управление инвестиций оригинал отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 09.06.2012 и экспертное заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 09.06.2012 N 31-2-0222-4/2012 на указанный отчет.
ООО "СОЛОМОН" направило в Комитет по строительству Санкт-Петербурга заявление от 03.07.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, указав, что представило в Правительство все необходимые документы для принятия в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, вместе с тем Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует, нарушает права и законные интересы Общества.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных нормами процессуального и земельного законодательства оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации оговорено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Уполномоченный орган согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента правительства Санкт-Петербурга".
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Управление инвестиций, в полномочия которого входило осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением N 1813, однако Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства, не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суд первой инстанции признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство принять соответствующее решение.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод Правительства о том, что спорный участок не может быть предоставлен Обществу для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с гражданами - владельцами некапитальных (временных) гаражей и ангара, расположенных на спорном участке.
Отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятых коллективными стоянками (комплексами временных капитальных гаражей), регулируются Законом Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 585-115 "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 585-115).
Статьей 5 этого Закона в редакции, действовавшей до февраля 2013 года, были предусмотрены различные способы обеспечения прав граждан - владельцев гаражей, также указано, что выбор способа осуществляется владельцами гаражей либо объединением граждан - владельцев гаражей самостоятельно и оформляется в виде соответствующего заявления, поданного в порядке, установленном действующим законодательством, в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Вместе с тем Правительство не представило сведений о том, что граждане - владельцы гаражей, находящихся на спорном земельном участке, у которых отсутствуют правовые основания для использования спорного земельного участка, выбрали какой-либо способ обеспечения их имущественных прав.
Следует отметить, что пункт 8 статьи 3 Закона N 282-43, которым было предусмотрено, что земельный участок, занятый временными объектами - гаражами, может быть предоставлен только после обеспечения имущественных прав всех граждан - владельцев гаражей, исключен Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12. Статьей 6 Закона N 585-115 в редакции Закона Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12 предусмотрено, что в случае, если снос гаражей осуществляется в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Санкт-Петербурга, или инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств инвестора, имущественные права граждан - владельцев гаражей обеспечиваются путем предоставления им компенсации, выплачиваемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, определяемом Правительством.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое бездействие Правительства Санкт-Петербурга незаконным и удовлетворил требования Общества.
Довод жалобы, мотивированный ссылкой на отсутствие возможности принять испрашиваемое Обществом решение ввиду того, что проект постановления Правительства на его рассмотрение не поступал (протокол совещания по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 23.05.2013 N 427), является несостоятельным с учетом необходимости соблюдения предусмотренной действующим законодательством процедуры рассмотрения заявлений.
Следовательно, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 августа 2013 года по делу N А56-28152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-28152/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 г. по делу N А56-28152/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: после перерыва представителя Киселева Д.Е., доверенность от 17.05.2013
от ответчика: представителя Мануйловой О.П., доверенность от 18.03.2013
от третьего лица: представителя Мануйлова О.П., доверенность от 11.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21994/2013) Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 по делу N А56-28152/2013 (судья Данилова Н.П.), принятое
по иску ООО "СОЛОМОН"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЛОМОН" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Правительство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева), кадастровый номер 78:36:5507:5, площадью 4395 кв. м ООО "СОЛОМОН" для строительства паркинга путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве, обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 заявленные требования удовлетворены, также с правительства Санкт-Петербурга в пользу ООО "СОЛОМОН" взыскано 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по строительству подали апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податели жалобы указали, что Общество не направило в установленном порядке в Комитет по строительству Санкт-Петербурга заявление о предоставлении спорного земельного участка; спорный земельный участок не может быть предоставлен для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с владельцами временных строений (гаражей и ангара), расположенных на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета по строительству поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание до перерыва не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями апелляционный суд приступил к судебному разбирательству в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по своей инициативе объявил перерыв в судебном заседании 27.11.2013. После окончания перерыва апелляционный суд в том же составе суда 04.12.2013 с участием представителей подателя жалобы и Общества завершил рассмотрение дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Общество обратилось с заявлением от 24.05.2010 в Управление инвестиций о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-западнее дома N 10 по ул. Прокофьева) для строительства многоэтажного паркинга.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 26.05.2009 N 593 "О проведении изыскательских работ на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева).
В соответствии с "Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2009 N 593 "О проведении изыскательских работ на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Суздальский проспект, участок 1 (севернее дома N 10 по ул. Прокофьева), Общество, являясь арендатором спорного земельного участка, провело изыскательские работы на указанном земельном участке с целью определения возможности проектирования и строительства паркинга.
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга распоряжением от 19.04.2010 N 65-пр утвердил проект границ земельного участка.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга издано распоряжение от 26.05.2010 N 1738 об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства.
Кадастровый паспорт N 868 земельного участка общей площадью 4395 кв. м (кадастровый номер 78:36:5507:5) изготовлен 20.09.2010 и передан Обществом в Управление инвестиций. В дальнейшем Общество также представило в Управление инвестиций оригинал отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 09.06.2012 и экспертное заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 09.06.2012 N 31-2-0222-4/2012 на указанный отчет.
ООО "СОЛОМОН" направило в Комитет по строительству Санкт-Петербурга заявление от 03.07.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, указав, что представило в Правительство все необходимые документы для принятия в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, вместе с тем Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует, нарушает права и законные интересы Общества.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных нормами процессуального и земельного законодательства оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации оговорено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Уполномоченный орган согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента правительства Санкт-Петербурга".
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Управление инвестиций, в полномочия которого входило осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением N 1813, однако Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства, не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суд первой инстанции признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство принять соответствующее решение.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод Правительства о том, что спорный участок не может быть предоставлен Обществу для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с гражданами - владельцами некапитальных (временных) гаражей и ангара, расположенных на спорном участке.
Отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятых коллективными стоянками (комплексами временных капитальных гаражей), регулируются Законом Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 585-115 "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 585-115).
Статьей 5 этого Закона в редакции, действовавшей до февраля 2013 года, были предусмотрены различные способы обеспечения прав граждан - владельцев гаражей, также указано, что выбор способа осуществляется владельцами гаражей либо объединением граждан - владельцев гаражей самостоятельно и оформляется в виде соответствующего заявления, поданного в порядке, установленном действующим законодательством, в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Вместе с тем Правительство не представило сведений о том, что граждане - владельцы гаражей, находящихся на спорном земельном участке, у которых отсутствуют правовые основания для использования спорного земельного участка, выбрали какой-либо способ обеспечения их имущественных прав.
Следует отметить, что пункт 8 статьи 3 Закона N 282-43, которым было предусмотрено, что земельный участок, занятый временными объектами - гаражами, может быть предоставлен только после обеспечения имущественных прав всех граждан - владельцев гаражей, исключен Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12. Статьей 6 Закона N 585-115 в редакции Закона Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12 предусмотрено, что в случае, если снос гаражей осуществляется в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Санкт-Петербурга, или инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств инвестора, имущественные права граждан - владельцев гаражей обеспечиваются путем предоставления им компенсации, выплачиваемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, определяемом Правительством.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое бездействие Правительства Санкт-Петербурга незаконным и удовлетворил требования Общества.
Довод жалобы, мотивированный ссылкой на отсутствие возможности принять испрашиваемое Обществом решение ввиду того, что проект постановления Правительства на его рассмотрение не поступал (протокол совещания по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 23.05.2013 N 427), является несостоятельным с учетом необходимости соблюдения предусмотренной действующим законодательством процедуры рассмотрения заявлений.
Следовательно, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 августа 2013 года по делу N А56-28152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)