Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2014 N 18АП-13752/2014 ПО ДЕЛУ N А07-11048/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. N 18АП-13752/2014

Дело N А07-11048/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-11048/2014 (судья Абдуллина Э.Р.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ПАЛЛАДА" Кабиров А.У. (доверенность от 09.06.2014).

Общество с ограниченной ответственностью "ПАЛЛАДА" (далее - общество "ПАЛЛАДА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в подготовке акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 7/3, и обязании Администрации в качестве способа восстановления нарушенного права в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о выдаче акта выбора земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 7/3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 (резолютивная часть от 25.09.2014) требования общества "ПАЛЛАДА" удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы считает обжалуемое решение суда незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.04.2014 общество "ПАЛЛАДА" обратилось в Администрацию с заявлением от 02.04.2014 об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства пристроя к нежилому торговому помещению, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, предполагаемая площадь 700 кв. м, предполагаемое место размещения - г. Уфа, ул. Менделеева, рядом с домом 7/3 (л.д. 12).
К заявлению общество приложило доверенность, свидетельство о государственной регистрации права на помещение, решение о назначении директора, кадастровую выписку земельного участка, план границ земельного участка.
Заявление получено органом местного самоуправления 03.04.2014, о чем свидетельствует штамп Администрации.
Письмом исх. N 7-4095/Ю от 28.04.2014 Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило обществу "ПАЛЛАДА" о невозможности удовлетворения заявления общества ввиду того, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой на основании постановления Администрации от 23.08.2012 N 3720 ООО "Уфастройзаказчик" разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Большой Московской и продолжением ул. Айской, в настоящее время оформляются материалы для проведения публичных слушаний (л.д. 27).
Полагая указанный отказ заинтересованного лица незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией не представлено доказательств отсутствия правовой и фактической возможности осуществить выбор испрашиваемого заявителем земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из содержания ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка для целей строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта урегулирована нормами ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, из содержания которых следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду под строительство обладает лицо, в пользу которого с соблюдением законом процедуры органом местного самоуправления осуществлен выбор земельного участка под строительство.
Общество "ПАЛЛАДА" обратилось в Администрацию с заявлением от 02.04.2014 об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства пристроя к нежилому торговому помещению, испрашиваемое право на земельный участок - аренда, предполагаемая площадь 700 кв. м, предполагаемое место размещения - г. Уфа, ул. Менделеева, рядом с домом 7/3, приложив к нему доверенность в отношении представителя заявителя, свидетельство о государственной регистрации права на помещение, решение о назначении директора, кадастровую выписку земельного участка, план границ земельного участка (л.д. 12).
Заявление было получено Администрацией 03.04.2014, что подтверждено штампом Администрации на заявлении и им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Таким образом, заявителем была инициирована процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления. При этом при соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность отказа органа местного самоуправления от оформления акта о выборе земельного участка для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Суду надлежит оценивать основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Пунктом 2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденного постановлением главы Администрации городского округа города Уфа Республик Башкортостан от 29.12.2012 N 6027, определены основания для отказа в подготовке акта о выборе земельного участка для строительства, к числу которых отнесены (в том числе) ограничение земельного участка границами технических (охранных) зон строящихся и проектируемых инженерных сооружений и коммуникаций либо расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка при отсутствии согласования сетевой организации; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; несоответствие заявленных целей требованиям градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования и застройки.
В качество оснований для отказа в подготовке проекта постановления Администрации о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка для строительства в административном регламенте названы: обременение испрашиваемого земельного участка правами третьих лиц; принятие в отношении земельного участка решения о проведении работ по его формированию для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах); ограничение оборотоспособности земельных участков; невозможность предоставления земельного участка на испрашиваемом праве.
Отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой на основании постановления Администрации от 23.08.2012 N 3720 ООО "Уфастройзаказчик" разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Большой Московской и продолжением ул. Айской, в настоящее время оформляются материалы для проведения публичных слушаний (письмо Главного управления архитектуры N 7-4095/Ю от 28.04.2014, л.д. 27).
Однако положениями п. 2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденного постановлением главы Администрации городского округа города Уфа Республик Башкортостан от 29.12.2012 N 6027, названные причины не указаны в качестве основания для отказа в осуществлении акта выбора испрашиваемого заявителем земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу документов территориального планирования относятся: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Наряду с этим нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено оформление органом публичной власти документации по планировке территории, к числу которой относится: проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительный план земельного участка (ст. ст. 41 - 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке документации по планировке территории возложена на орган местного самоуправления.
В силу ч. 14 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории подлежит утверждению.
В данном случае доказательств разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, на что ссылается орган местного самоуправления в обжалуемом отказе, Администрацией не представлено.
Таким образом, в данном случае отсутствие утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Большой Московской и продолжением ул. Айской, не препятствует предоставлению заявителю испрашиваемого им земельного участка.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, предусмотренных законом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств наличия правовых оснований для отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта, отказ Администрации является незаконным.
Доводов, опровергающих решение суда по существу, поданная апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-11048/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ

Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)