Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2015 N Ф09-3452/15 ПО ДЕЛУ N А47-5443/2014

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект (линию электропередачи), обязании устранить нарушение.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Основанием для отказа в регистрации послужило непредставление обществом документов, подтверждающих права на земельные участки, в пределах которых находится спорный объект.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N Ф09-3452/15

Дело N А47-5443/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Леонтьевой М.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2014 по делу N А47-5443/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - Болдов С.К. (доверенность от 05.02.2015 N Д/1577);
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - Кривенкова Ю.В. (доверенность от 25.12.2014 N 22).

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - общество "МРСК Волги") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на сооружение ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" с кадастровым номером 56:00:0000000:243, местоположение: территория Дзержинского р-на Северного округа г. Оренбурга, г. Оренбург и земли Оренбургского р-на; об обязании Управления Росреестра устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, обязав его произвести государственную регистрацию права собственности общества на указанное сооружение.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2014 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования общества "МРСК Волги" удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение норм материального права. Заявитель указывает, что обществом "МРСК Волги" на государственную регистрацию вновь возведенного сооружения правоустанавливающие документы на земельные участки представлены только на 20 земельных участков, в то время как в соответствии с пунктом 8 кадастрового паспорта сооружения заявленный к регистрации объект расположен на 36 земельных участках. Также заявитель отмечает, что представленные для целей государственной регистрации пояснения кадастрового инженера не могут являться основанием для государственной регистрации, так как противоречат сведениям, предоставленным органом, уполномоченным в постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Помимо этого, Управление Росреестра полагает, что сделанный судами вывод о неравнозначности понятий "на земельном участке" и "в пределах земельного участка" не соответствует действующему законодательству.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "МРСК Волги" 27.12.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь возведенное сооружение ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" с кадастровым номером 56:00:0000000:243, расположенного по адресу: территория Дзержинского р-на Северного округа г. Оренбурга и земли Оренбургского р-на.
К заявлению были приложены: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2013 N RU56000000-4; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 05.12.2013 N 56/10-479819; нотариальная доверенность представителя Закревского В.В. от 23.01.2013; платежное поручение на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию от 23.12.2013 N 516344.
В период приостановления государственной регистрации 16.04.2014 обществом дополнительно представлены: заключение кадастрового инженера от 16.04.2014 (оригинал); доверенность от 20.08.2012 N Д/12-343; доверенность от 28.08.2012 N 014-23 представителя Приходько И.А. (копия); доверенность от 28.08.2012 N 023-23 представителя Маликова С.В. (копия); постановление Администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области от 22.07.2013 N 758-п "Об установлении сервитутов на земельных участках с кадастровыми номерами 56:21:1903001:10 и 56:21:1908001:5" (копия); соглашение от 10.12.2013 N 1 об установление частного сервитута (оригинал, копия); постановление Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 25.09.2013 N 3380-п "О предоставлении земельных участков из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территорий муниципального образования Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области, под строительство ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" (копия); договор аренды земельного участка от 07.10.2013 N 14 (оригинал, копия); распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.06.2013 N 191-р "Об установлении сервитутов на земельных участках с кадастровыми номерами 56:21:1414001:30, 56:21:1414001:29, 56:21:1412001:15, 56:21:1414001:32, 56:21:1412001:16, 56:21:1412002:26, 56:21:1412002:30, 56:21:0000000:14316" (копия); соглашение N 2 об установление частного сервитута от 17.07.2013 (оригинал, копия); распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 08.07.2013 N 3291-р "О предоставлении земельного участка в аренду ОАО "МРСК Волги" (копия); договор аренды земельного участка от 22.07.2013 N 13/л-252юр (оригинал, копия); распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.06.2012 N 497-р "Об установлении сервитутов на земельном участке с кадастровым номером 56:21:0:465" (копия); соглашение N 1 об установление частного сервитута от 20.03.2013 (оригинал, копия); постановление администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 28.05.2013 N 1839-п "О предоставлении земельных участков из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территорий муниципального образования Нежинский сельсовет, муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, под строительство ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" (копия); договор аренды земельного участка от 13.06.2013 N 14/17 (оригинал, копия); постановление Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 05.09.2013 N 3072-п "О предоставлении земельных участков из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территорий муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, под строительство ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" (копия); договор аренды земельного участка от 10.09.2013 N 14/22 (оригинал, копия); постановление Администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 27.03.2013 N 1066-п "О предоставлении земельных участков из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территорий муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, под строительство ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" (копия); постановление администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 04.07.2013 N 2311-п "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 27.03.2013 N 1066-п "О предоставлении земельных участков из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территорий муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, под строительство ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт" (копия); договор аренды частей земельных участков от 06.09.2013 N 14/21 (оригинал, копия).
В соответствии с уведомлениями от 13.01.2014 N 01/448/2013-83 и от 10.02.2014 N 01/448/2013-83 государственная регистрация была приостановлена сначала на один месяц до 13.02.2014 в связи с необходимостью представления дополнительных документов, а затем до 08.05.2014 в связи с поступлением заявления о приостановлении государственной регистрации.
Согласно уведомлению от 24.04.2014 N 01/448/2013-83 государственная регистрации была возобновлена 24.04.2014.
Ссылаясь на абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) Управление Росреестра отказало обществу "МРСК Волги" в государственной регистрации в силу того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельные участки, на которых не осуществлялось строительство опор регистрируемого объекта недвижимости - линии электропередачи, о чем уведомило сообщением от 12.05.2014 N 01/448/2013-83. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление обществом документов, подтверждающих права на земельные участки, в пределах которых находится объект недвижимости. В частности, в отказе отмечено, что в кадастровом паспорте на спорный объект имеется указание на его расположение в пределах 36 земельных участков. Между тем, заявителем не были представлены документы на 16 из них. Также в отказе указано на истечение срока договоров аренды на остальные земельные участки.
Общество "МРСК Волги" полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования общества "МРСК Волга" суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Кроме того, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с п. 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, исходя из положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положений п. 6 вышеуказанного постановления, суды пришли к верному выводу, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требовании заявителя, а именно: одновременное несоответствие действий регистрирующего органа закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 2 закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 13 названного закона регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В силу п. 2 ст. 16 закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В ст. 17 закона N 122-ФЗ установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 вышеуказанного закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 закона N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 25 названного закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях:
- - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен в пределах 36 земельных участков с кадастровыми номерами: 56:44:0201005:97, 56:44:0201005:283, 56:44:0201005:286, 56:44:0000000:28872, 56:44:0201005:285, 56:44:0000000:28613, 56:44:0000000:336, 56:44:0000000:29890, 56:21:0000000:500, 56:21:0000000:465, 56:21:0000000:15026, 56:21:0000000:15031, 56:21:0000000:430, 56:21:1409002:286, 56:21:1403001:43, 56:21:1403001:44, 56:21:1403001:49, 56:21:0000000:74, 56:21:1412001:16, 56:21:1412001:18, 56:21:1412001:15, 56:21:0000000:14282, 56:21:1412002:26, 56:21:1412002:30, 56:21:0000000:14316, 56:21:1414001:29, 56:21:1414001:30, 56:21:1414001:32, 56:21:0000000:6627, 56:21:0000000:14809, 56:21:1413034:102, 56:21:0000000:5099, 56:21:0000000:6208, 56:21:1413024:301, 56:21:1413032:75, 56:21:1413034:29.
Управление Росреестра, отказывая обществу "МРСК Волги" в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимости, указало, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами: 56:44:0201005:283, 56:44:0201005:286, 56:44:0000000:28872, 56:44:0201005:285, 56:44:0000000:28613, 56:44:0000000:336, 56:21:1409002:286, 56:21:1403001:49, 56:21:0000000:14316, 56:21:0000000:6627, 56:21:1413034:102, 56:21:0000000:5099, 56:21:0000000:6208, 56:21:1413024:301, 56:21:1413032:75, 56:21:1413034:29.
Вместе с тем, как установлено судами, обществом "МРСК Волги" представлено в материалы дела заключение кадастрового инженера, в котором указано, что на земельных участках с кадастровыми номерами: 56:21:1412001:18 (образован из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412001:15 путем раздела), 56:21:0000000:15031 (образован из земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:430 путем раздела с сохранением в измененных границах), 56:21:0000000:465, 56:21:1403001:43, 56:21:1403001:44, 56:21:0000000:74, 56:21:1412002:26, 56:21:1412002:30, 56:21:0000000:14316, 56:21:1414001:29, 56:21:1414001:30, 56:21:1414001:32, 56:21:0000000:500, 56:21:1412001:16, 56:44:0000000:29890, 56:21:0000000:15026, 56:21:0000000:14282 проводились строительно-монтажные работы по установке опор высоковольтной линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт".
Общество "МРСК Волги" подтвердило права пользования указанными земельными участками, представив в регистрирующий орган для государственной регистрации, договоры аренды, соглашения об установлении частных сервитутов и распорядительные акты администраций соответствующих муниципальных образований.
Как установлено судами и следует из вышеуказанного заключения кадастрового инженера, над земельными участками с кадастровыми номерами 56:44:0201005:286, 56:44:0000000:28872, 56:44:0000000:28613 и 56:21:0000000:14809 проходит провод высоковольтной линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт", который закреплен на существующих опорах высоковольтной линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Степная - Ростоши" и ВЛ-110 кВ "Ростоши - Аэропорт", а на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0201005:97, 56:44:0201005:283, 56:44:0201005:285, 56:44:0000000:336, 56:21:1409002:286, 56:21:1403001:49, 56:21:0000000:6627, 56:21:1413034:102, 56:21:0000000:5099, 56:21:0000000:6208, 56:21:1413024:301, 56:21:1413032:75, 56:21:1413034:29 строительно-монтажные работы не проводились.
Исходя из вышеизложенного, основанием для отказа в государственной регистрации в данном случае послужило непредставление заявителем в Управление Росреестра правоустанавливающих документов на те земельные участки, на которых не осуществлялось строительство опор спорной линии электропередачи.










































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)