Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 N 08АП-7180/2015 ПО ДЕЛУ N А46-471/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. N 08АП-7180/2015

Дело N А46-471/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В.,
посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7180/2015) Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 20 мая 2015 года по делу N А46-471/2015 (судья С.В. Яркова), принятое по иску открытого акционерного общества "Производственно-ремонтное предприятие" к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании согласовать схему раздела земельного участка,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Министерства обороны Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" - представитель Аюшеева А.Б. (паспорт, по доверенности),
- от открытого акционерного общества "Производственно - ремонтное предприятие" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Аюшеева А.Б. (паспорт, по доверенности),

установил:

открытое акционерное общество "Производственно - ремонтное предприятие" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ПРП") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об обязании Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ФГКУ "Сибирское ТУИО", учреждение) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу согласовать межевой план и схему расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира - казарма, расположенная в границах земельного участка, адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, улица Братская, 19/3, площадью 3 237+/-20 кв. м (условный кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363:ЗУ1), образованного (в результате выдела) из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363, адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, 16-й Военный городок, д. 408.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.12.2014 дело N А78-12416/2014 по заявлению ОАО "ПРП" передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Омской области.
Судебным актом от 26.01.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).
Решением от 20.05.2015 по делу N А46-471/2015 Арбитражный суд Омской области требования ОАО "ПРП" удовлетворил, обязав ФГКУ "Сибирское ТУИО" в месячный срок с момента вступления решения в законную силу согласовать межевой план и схему расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира - казарма, расположенная в границах земельного участка, адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, улица Братская, 19/3, площадью 3 237+/-20 кв. м (условный кадастровый номер 55:36:090205:10363:ЗУ1), образованного (в результате выдела) из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, кадастровый номер 55:36:090205:10363, адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, городок Военный 16-й, д. 408.
С ФГКУ "Сибирское ТУИО" в пользу ОАО "ПРП" за счет средств казны взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Сибирское ТУИО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ФГКУ "Сибирское ТУИО" указывает на то, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" не имеет полномочий распоряжаться имуществом Вооруженных Сил без согласия собственника - МО РФ. Ссылаясь на Приказ директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 491 от 11.04.2014 "О полномочиях начальников территориальных управлений МО РФ", считает, что поскольку утвержденной директором Департамента имущественных отношений Российской Федерации схемы раздела спорного земельного участка не имеется, то у начальника ФГКУ "Сибирское ТУИО" отсутствуют полномочия согласовывать межевой план и схему земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира - казарма, расположенная в границах земельного участка, адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, улица Братская, 19/3, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:10363, адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, 16-й Военный городок, д. 408.
От ОАО "ПРП", МО РФ отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ОАО "ПРП", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении.
В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское ТУИО". При этом, пояснив, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является МО РФ, а не ФГКУ "Сибирское ТУИО".
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя ответчика и третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Омской области от 20.05.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 21.12.2006 N 4617-р за Федеральным государственным унитарным предприятием "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "ПРП МО РФ") на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество, в том числе: казарма, расположенная по адресу: г. Омск, военный городок N 16, и земельный участок, на котором расположено здание казармы.
Распоряжением ФАУФИ (территориальное управление по Московской области) от 27.04.2007 N 411 утверждены акты приема-передачи указанного недвижимого имущества на баланс ФГУП "ПРП МО РФ".
17.08.2008 произведена регистрация права хозяйственного ведения последнего в отношении здания казармы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2009 N 403 "Об условиях приватизации ФГУП "ПРП МО РФ" последнее реорганизовано в форме преобразования в ОАО "ПРП" и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ПРП МО РФ".
В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ПРП МО РФ" от 15.05.2009 МО РФ сдало, а ОАО "ПРП" приняло объекты, подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ПРП МО РФ", в том числе:
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3181, расположенный по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, Военный городок N 16 площадью 0,3238 га;
- - двухэтажное здание казармы с одноэтажной пристройкой по адресу: г. Омск, ул. Братская, д. 19/3, литер А, А1 площадью 1 845,6 кв. м.
В акте также отражено, что ОАО "ПРП" является правопреемником по всем обязательствам реорганизованного ФГУП "ПРП МО РФ". Указанные объекты недвижимого имущества не отнесены к имуществу, не подлежащему приватизации в силу прямого указания закона и не поименованы в передаточном акта объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ПРП МО РФ".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2012 ОАО "ПРП" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В результате проведенной инвентаризации было установлено, что земельный участок площадью 0,3238 га (устаревший кадастровый номер 55:36:09 02 05:3181), переданный заявителю в соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса, входит в состав земельного участка, находящегося в федеральной собственности (кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363), право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГКУ "Сибирское ТУИО". В целях оформления прав собственности на земельный участок ОАО "ПРП" заключило договор подряда с открытым акционерным обществом "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" (далее - ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ) на выполнение кадастровых работ по межеванию исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:10363 с образованием земельного участка с условным кадастровым номером 55:36:09 02 05:10363:ЗУ1 для обслуживания и эксплуатации казармы, принадлежащей обществу. В результате проведенных работ ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ были подготовлены межевой план и схема образования земельного участка путем раздела.
08.11.2013 в адрес ФГКУ "Сибирское ТУИО" направлен запрос N 01-09/893 о согласовании схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира - казарма, расположенная в границах земельного участка, адрес ориентира: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Братская, 19/3, площадью 3 237 +/- 20 кв. м (условный кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363:ЗУ1) из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации: кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363, адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, 16-й Военный городок, д. 408. По запросам учреждения направлялись дополнительные документы.
06.10.2014 в адрес ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ поступило письмо заинтересованного лица от 15.09.2014 N 141/5/9/12881, где сообщалось о направлении в Департамент имущественных отношений МО РФ пакета документов для утверждения схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:10363, на котором располагается здание, принадлежащее на праве собственности ОАО "ПРП". Информация о согласовании учреждением схемы раздела земельного участка в письме отсутствовала.
Поскольку, по мнению общества, ФГКУ "Сибирское ТУИО" затягивает процесс согласования схемы раздела земельного участка, что приводит к невозможности регистрации права собственности на участок за заявителем, что, в свою очередь, создает препятствия конкурсному управляющему ОАО "ПРП" к реализации конкурсной массы должника, общество обратилось в суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в ранее действовавшей редакции) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6.
Образование земельных участков, по общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, осуществляется на основании решений уполномоченных органов.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ такие решения вправе принимать органы, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Имеющиеся материалы дела свидетельствуют, что учредителем ФГКУ "Сибирское ТУИО" является Российская Федерация (пункт 5 Устава учреждения, утвержденного 25.05.2012). Заинтересованное лицо находится в ведомственном подчинении МО РФ (пункт 11) и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений МО РФ.
В соответствии с пунктом 19 Устава ФГКУ "Сибирское ТУИО" осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий МО РФ в сфере управления и распоряжения имущества Вооруженных Сил. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ.
В силу пункта 20 Устава для достижения поставленных перед ФГКУ "Сибирское ТУИО" целей учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за ним, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом; осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов; осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за ФГКУ "Сибирское ТУИО".
На основе анализа взаимосвязанных положений приведенных выше суд сделал правильные выводы о том, что являясь органом, реализующим полномочия МО РФ в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил, ФГКУ "Сибирское ТУИО" уполномочено на принятие решения о согласовании схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира - казарма, расположенная в границах земельного участка, адрес ориентира: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Братская, д. 19/3 площадью 3 237 +/- 20 кв. м (условный кадастровый номер 55:36:09 02 05:10363:ЗУ1), образуемого из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, с кадастровым номером 55:36:09 02 05:10363, адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, 16-й Военный городок, д. 408.
Вышеуказанное опровергает доводы ФГКУ "Сибирское ТУИО" относительно отсутствия полномочий для согласования схемы расположения земельного участка истца, именно ФГКУ "Сибирское ТУИО" является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ссылается на Приказ директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 491 от 11.04.2014 "О полномочиях начальников территориальных управлений МО РФ" (т. 3, л.д. 36).
Между тем, ФГКУ "Сибирское ТУИО" не учтено, что как следует из материалов дела, первоначально обращение ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ в адрес ФГКУ "Сибирское ТУИО" с просьбой согласовать схему расположения земельного участка было направлено с сопроводительным письмом от 08.11.2013 N 01-09/893. Приказ директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 491 "О полномочиях начальников территориальных управлений МО РФ" был принят 11.04.2014, т.е. намного позже обращения заявителя за согласованием схемы расположения земельного участка.
При этом, коллегия принимает во внимание, что данный Приказ утвержден директором Департамента имущественных отношений МО РФ, то есть является внутренним локальным документом истца. Следовательно, применение данного Приказа никоим образом не влияет на право истца требовать согласования межевого плана и схемы расположения земельного участка от уполномоченного органа.
Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решения о согласовании схемы раздела земельного участка либо решения об отказе в согласовании схемы ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ принято не было. В связи с чем заинтересованным лицом было допущено бездействие, противоречащее требованиям пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ и нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах требования ОАО "ПРП" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ОАО "ПРП", предъявленных к ФГКУ "Сибирское ТУИО.
Доводы подателя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм АПК РФ вследствие того, что суд не рассмотрел все заявленные ответчиком доводы, отклоняются.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статьей 71 АПК РФ, в силу требований части 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Выводы суда в соответствии со статьями 169, 170 АПК РФ мотивированы и основаны на установленных им обстоятельствах дела и нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям. Обжалуемый судебный акт по своему содержанию соответствует требованиям статей 15, 169, 170 АПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и апеллянтом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГКУ "Сибирское ТУИО" освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 20 мая 2015 года по делу N А46-471/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.Н.КУДРИНА

Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)