Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С., секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Минникаева Т.Н. по доверенности от 01.01.2013 г. (на один год)
от заинтересованного лица: без участия
от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "СИМВОД": Повелицин Е.Р. по доверенности от 10.01.2014 г. (на один год)
от Администрации города Кемерово: без участия
от Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области": без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 марта 2014 г. по делу N А27-2257/2013 (судья Гуль Т.И)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" (ОГРН 1084205005950, ИНН 4205152820)
к Комитету по управлению имуществом Кемеровской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Кемерово; Общество с ограниченной ответственностью "СИМВОД" (ОГРН 1054205011376, ИНН 4205078936); Государственное предприятие Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области"
о признании отказа в разделе земельного участка недействительным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" (далее - ООО "СибКемРесурс", Общество, заявитель) в Арбитражный суд Кемеровской области с заявление о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет, КУГИ) об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50 А, площадью 2 615 м (далее - спорный земельный участок) на два земельных участка, площадь одного из которых составляет 1 597 м, а другого - 1 018 м, оформленного письмом председателя Комитета Н.С. Витковской от 30.11.2012 г. N 10-6-11/2315.
Определениями суда от 11.07.2013 г., 23.09.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "СИМВОД" (далее - ООО "СИМВОД"), Государственное предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2014 г. в удовлетворении заявленных ООО "СибКемРесурс" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СибКемРесурс" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация города Кемерово в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Комитет по управлению имуществом Кемеровской области, Государственное Предприятие Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц (Государственного Предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", Администрации города Кемерово) при имеющихся явке и материалам дела.
В судебном заседании, назначенном на 30.05.2014 г. в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 06.06.2014 г.
Представитель ООО "СИМВОД" в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал ООО "СибКемРесурс".
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица ООО "СИМВОД", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области подлежащим отмене.
Следуя материалам дела, ООО "СибКемРесурс" как собственник объектов недвижимости - Здание АБК и Гараж, расположенные по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50а, обратилось с заявлением 25.07.2011 г. о принятии решения об утверждении схемы раздела земельного участка площадью 2615 кв. м с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50а, предоставив в числе документов, схему раздела земельного участка, выполненную ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области".
28.07.2011 г. Комитет сообщил о том, что органом уполномоченным на согласование и утверждение схем размещения (раздела) земельных участков является органов местного самоуправления.
Письмом от 09.09.2011 г. КУГИ сообщило Обществу о повторном рассмотрении заявления об утверждении схемы раздела испрашиваемого земельного участка, в соответствии с которым решение о разделе земельного участка принимается на основании заявления землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка, при этом, обязательными документами для принятия решения являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков и правоустанавливающие документы на земельный участок, из которого образуются земельные участки.
Дополнительно сообщено, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка, Комитетом может быть выдано распоряжение о государственном кадастровом учете, которое подготавливается на основании межевого плана, выполненного проектной организацией по выбору заявителя.
По заданию Общества ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" изготовило межевой план и заявитель 12.12.2011 г. вновь обратился с заявлением о выдаче распоряжения о разделе земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
В январе 2012 г. Общество получило письмо N 10-6-12/3917 от 30.12.2011 г., в котором Комитет сообщил о принятии распоряжения о государственном кадастровом учете земельного участка в рамках процедуры предоставления земельного участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
16.11.2012 г. ООО "СибКемРесурс" обратилось в КУГИ с заявлением о приобретении прав на земельный участок площадью 1597 кв. м, на котором расположены здания, принадлежащие заявителю на праве собственности с приложением схемы раздела земельного участка и межевой план.
30.11.2012 г. КУГИ письмом за N 10-6-11/2315 отказало Обществу в разделе земельного участка и предоставлении его в аренду со ссылкой на письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово от 14.06.2012 г. N 04-01/2335 и пункт 8 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В свою очередь, в письме от 14.06.2012 г. Управление архитектуры и градостроительства, указало на согласованный план границ земельного участка по ул. Красноармейская, 50а для административно-бытового помещения на 49 сотрудников с гостиницей на 6 одноместных номеров, выполненных МП "Центр ГЗ" в 2006 г.
По данным согласованного плана границ земельного участка, граница земельного участка по ул. Красноармейская, 50а определялась с учетом нормативно необходимой территории для технического обслуживания и эксплуатации зданий.
Кроме того, согласно п. 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, для раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по ул. Красноармейская, 50а, по мнению Управления архитектуры и градостроительства, отсутствуют правовые основания.
Не согласившись с отказом КУГИ в разделе спорного земельного участка на два участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ООО "СибКемРесурс" требований, исходя из положения пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что отказ Администрации города Кемерово и Комитета, касающиеся отсутствия оснований для раздела спорного земельного участка, основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам.
Между тем, в обжалуемом судебном акте не содержится выводов суда относительно того, каким нормам права соответствует оспариваемый отказ, а дается оценка возражениям заинтересованного лица и третьего лица (Администрации г. Кемерово) в части несоответствия площади земельных участков, о разделе которого просил заявитель со ссылкой на схему раздела спорного земельного участка, которая не соответствует как технической характеристике размещенных на нем объектов, так и площади, занятой коммуникациями: так, на одном земельном участке (площадью 1 597 м) оказались объекты недвижимости, а на другом (площадью 1 018 м) - водовод и выгребная яма, с использованием которой осуществляется канализование этих объектов; для указанных коммуникаций должна быть установлена охранная зона, использование земельного участка площадью 1 018 м станет ограниченным, а возведение на нем объектов капитального строительства должно быть запрещено.
Вместе с тем, следуя буквальному содержанию оспариваемого отказа КУГИ со ссылкой на ответ Управления архитектуры и градостроительства, такие обстоятельства не были положены в основу отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков в соответствии с нормами статьи 36 Земельного кодекса. При этом предельные размеры земельных участков, подлежащих предоставлению собственникам недвижимости, согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса по общему правилу определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из системного толкования приведенных норм земельного законодательства следует, что образование новых земельных участков из состава имеющегося участка для целей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса, возможно лишь в том случае, если исходный земельный участок является делимым, а сам раздел, и как следствие формирование из него новых участков, не нарушает установленные нормы отвода и иные обязательные публичные требования.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, Администрацией г. Кемерово не оспаривается, что согласно кадастровой выписке от 27.06.2011 г. земельный участок с кадастровыми номером 42:24:0501001:245 имеет разрешенное использование "другие административно-управленческие и иные общественные объект", таким образом вновь образованный земельный участок площадью 1018 кв. м будет иметь соответствующий вид разрешенного использования (отзыв в суде первой инстанции, отзыв на апелляционную жалобу).
При этом, доказательств того, что земельный участок с кадастровыми номером 42:24:0501001:245 является неделимым и его площадь не соответствует установленным нормативам землеотвода для соответствующего вида деятельности, а равно недостаточность площади данного участка, которая не позволяет произвести его раздел на отдельные земельные участки в испрашиваемой заявителем площади, материалы дела не содержат и такие основания не положены Комитетом в основу обжалуемого отказа.
В случае, если испрашиваемый земельный участок не подлежал разделу, права ООО "СибКемРесурс" под принадлежащими ему объектами недвижимости могли быть оформлены применительно к пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса.
Данная норма предусматривает, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Вместе с тем, такие обстоятельства при рассмотрении заявления ООО "СибКемРесурс" Комитетом не устанавливались.
Наличие ограничений, связанных с расположением и эксплуатацией сетей здания по ул. Красноармейская, 50а, на что имеется ссылка в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово от 14.06.2012 г., не обоснованно и не доказано; кроме того, не исключает предоставление земельного участка на иных условиях - совместное его использование всеми собственниками недвижимости для эксплуатации существующих объектов.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, в том числе путем раздела, может осуществляться лишь на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Из приведенных норм следует, что собственник здания (сооружения), расположенного на земельном участке государственной или муниципальной формы собственности, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, но площадь которого превышает площадь земельного участка, занимаемого зданием и необходимого для его использования, может реализовать свое право на приватизацию земельного участка или аренду в целях эксплуатации здания путем обращения в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением об образовании земельного участка, необходимого для использования здания, и последующей приватизации этого земельного участка.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В данном случае в письме от 14.06.2012 г. Управление архитектуры и градостроительства, не содержится обоснования, каким образом образование земельных участков в результате раздела приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По настоящему делу, Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на предоставление спорного земельного участка в аренду выполнил требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представил в КУГИ полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, по основаниям непредставления неполного пакета документов, отказ не принимался, в том числе, и факту неиспользования (либо использования) заявителем всего земельного участка для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Применительно к предмету спора отказ Обществу в приобретении прав на земельный участок, испрашиваемое право - аренда, Комитетом нормативно не обоснован и документально не подтвержден.
Доказательств невозможности раздельного использования земельного участка, испрашиваемого заявителем, площадью 1597 кв. м, КУГИ и Администрацией г. Кемерово в материалы дела не представлено.
Указание в обжалуемом отказе КУГИ пункта 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося Приложением к Приказу N 475, к заявлению о приобретении прав на земельный участок необходимо предоставить сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, не может рассматриваться как основание для отказа в приобретении прав на земельный участок, поскольку распространяется на дальнейшее представление документов к заявлению (следуя тексту), которые могут быть запрошены Комитетом с целью решения вопроса по предоставлению Обществу земельного участка в соответствии с испрашиваемым правом, в данном случае, дополнительные документы не запрашивались.
Ссылку КУГИ и Администрации на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку схема раздела и межевой план подтверждают возможность использования объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 1597 кв. м.
Исходя из части 4 статьи 200 АПК РФ пределы проверки арбитражным судом ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, ограничены теми основаниями, которые положены в основу принятия соответствующего ненормативного правового акта.
В связи чем, выводы суда применительно к границам земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте объектов, а также в кадастровом паспорте земельного участка, на котором расположены эти объекты со ссылкой на утвержденный проект границ спорного земельного участка ранее бывшему собственнику объектов недвижимости ЗАО "Котак" являются неправомерными, поскольку не были положены в основу отказа.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства в совокупности, свидетельствуют о несоответствии вышеприведенным нормам Земельного кодекса РФ отказа КУГИ в приобретении заявителем прав на земельный участок (по основаниям, положенным в его основу) и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившееся в ограничении права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, признается недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку вопрос о несоответствии фактической площади испрашиваемого земельного участка площади, необходимой для его использования при эксплуатации объектов недвижимости при рассмотрении заявления ООО "СибКемРесурс" Комитетом, не разрешался; обоснования использования Обществом земельного участка в меньших границах в основу оспариваемого отказа не положено, в том числе, с учетом судебного акта по делу А27-2055/2010, в котором установлены обстоятельства применительно к используемому размеру земельного участка бывшим собственником объектов недвижимости ЗАО "Котак", отчужденных по договору купли-продажи ООО "СибКемРесурс", имеющих преюдициальное значение для данного дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), поскольку в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2055/2010 от 15.07.2010 г. дана оценка площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением ЗАО "Котак" применительно к пункту 2 статьи 35 ЗК РФ и актам, анализируемым судом первой инстанции по настоящему делу, исходя из того, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1 статьи 35 ЗК РФ), в связи с чем, Комитетом не опровергнуто использование земельного участка предыдущим собственником на праве аренды иной площадью, чем заявлено ООО "СибКемРесурс", суд апелляционной инстанции, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, при фактическом не обосновании Комитетом оснований для отказа, а равно при не оспаривании Администрацией г. Кемерово того, что при разделе земельного участка, вновь образованный земельный участок сохранит тот же вид разрешенного использования, считает неисполнимым указанный заявителем способ устранения нарушенных прав путем обязания КУГИ принять решение об образовании земельных участков площадью 1597 кв. м, площадью 1018 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245 площадью 2615 кв. м в соответствии с межевым планом, изготовленным Государственным предприятием "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", в связи с чем, в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "СибКемРесурс" избирает способ возложения на Комитет обязанности по повторному рассмотрению заявления ООО "СибКемРесурс" от 16.11.2012 г. о приобретении прав на земельный участок, с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенный по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А и вынесения в установленном статьями 11.2, 11.4, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "СибКемРесурс" в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в размере 3000 рублей.
Излишне уплаченная ООО "СибКемРесурс" ОАО государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю (пункт 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы о признании ненормативного правового акта недействительным составляет для юридических лиц 1 000 рублей.)
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 марта 2014 года по делу N А27-2257/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" в разделе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А площадью 2 615 кв. м на два земельных участка, изложенное в письме от 30.11.2012 г. N 10-6-11/2315.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" путем повторного рассмотрения заявления от 16.11.2012 г. о приобретении прав на земельный участок, с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенный по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А и вынесения в установленном статьями 11.2, 11.4, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 2 от 22.01.2013 г. (в сумме 2000 рублей по первой инстанции), по платежному поручению N 6 от 22.04.2014 г. (в сумме 1000 рублей по апелляционной инстанции).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N А27-2257/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N А27-2257/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С., секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Минникаева Т.Н. по доверенности от 01.01.2013 г. (на один год)
от заинтересованного лица: без участия
от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "СИМВОД": Повелицин Е.Р. по доверенности от 10.01.2014 г. (на один год)
от Администрации города Кемерово: без участия
от Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области": без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 марта 2014 г. по делу N А27-2257/2013 (судья Гуль Т.И)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" (ОГРН 1084205005950, ИНН 4205152820)
к Комитету по управлению имуществом Кемеровской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Кемерово; Общество с ограниченной ответственностью "СИМВОД" (ОГРН 1054205011376, ИНН 4205078936); Государственное предприятие Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области"
о признании отказа в разделе земельного участка недействительным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" (далее - ООО "СибКемРесурс", Общество, заявитель) в Арбитражный суд Кемеровской области с заявление о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет, КУГИ) об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50 А, площадью 2 615 м (далее - спорный земельный участок) на два земельных участка, площадь одного из которых составляет 1 597 м, а другого - 1 018 м, оформленного письмом председателя Комитета Н.С. Витковской от 30.11.2012 г. N 10-6-11/2315.
Определениями суда от 11.07.2013 г., 23.09.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "СИМВОД" (далее - ООО "СИМВОД"), Государственное предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2014 г. в удовлетворении заявленных ООО "СибКемРесурс" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СибКемРесурс" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация города Кемерово в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Комитет по управлению имуществом Кемеровской области, Государственное Предприятие Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц (Государственного Предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", Администрации города Кемерово) при имеющихся явке и материалам дела.
В судебном заседании, назначенном на 30.05.2014 г. в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 06.06.2014 г.
Представитель ООО "СИМВОД" в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал ООО "СибКемРесурс".
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица ООО "СИМВОД", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области подлежащим отмене.
Следуя материалам дела, ООО "СибКемРесурс" как собственник объектов недвижимости - Здание АБК и Гараж, расположенные по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50а, обратилось с заявлением 25.07.2011 г. о принятии решения об утверждении схемы раздела земельного участка площадью 2615 кв. м с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 50а, предоставив в числе документов, схему раздела земельного участка, выполненную ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области".
28.07.2011 г. Комитет сообщил о том, что органом уполномоченным на согласование и утверждение схем размещения (раздела) земельных участков является органов местного самоуправления.
Письмом от 09.09.2011 г. КУГИ сообщило Обществу о повторном рассмотрении заявления об утверждении схемы раздела испрашиваемого земельного участка, в соответствии с которым решение о разделе земельного участка принимается на основании заявления землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка, при этом, обязательными документами для принятия решения являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков и правоустанавливающие документы на земельный участок, из которого образуются земельные участки.
Дополнительно сообщено, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка, Комитетом может быть выдано распоряжение о государственном кадастровом учете, которое подготавливается на основании межевого плана, выполненного проектной организацией по выбору заявителя.
По заданию Общества ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" изготовило межевой план и заявитель 12.12.2011 г. вновь обратился с заявлением о выдаче распоряжения о разделе земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
В январе 2012 г. Общество получило письмо N 10-6-12/3917 от 30.12.2011 г., в котором Комитет сообщил о принятии распоряжения о государственном кадастровом учете земельного участка в рамках процедуры предоставления земельного участка в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
16.11.2012 г. ООО "СибКемРесурс" обратилось в КУГИ с заявлением о приобретении прав на земельный участок площадью 1597 кв. м, на котором расположены здания, принадлежащие заявителю на праве собственности с приложением схемы раздела земельного участка и межевой план.
30.11.2012 г. КУГИ письмом за N 10-6-11/2315 отказало Обществу в разделе земельного участка и предоставлении его в аренду со ссылкой на письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово от 14.06.2012 г. N 04-01/2335 и пункт 8 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В свою очередь, в письме от 14.06.2012 г. Управление архитектуры и градостроительства, указало на согласованный план границ земельного участка по ул. Красноармейская, 50а для административно-бытового помещения на 49 сотрудников с гостиницей на 6 одноместных номеров, выполненных МП "Центр ГЗ" в 2006 г.
По данным согласованного плана границ земельного участка, граница земельного участка по ул. Красноармейская, 50а определялась с учетом нормативно необходимой территории для технического обслуживания и эксплуатации зданий.
Кроме того, согласно п. 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, для раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по ул. Красноармейская, 50а, по мнению Управления архитектуры и градостроительства, отсутствуют правовые основания.
Не согласившись с отказом КУГИ в разделе спорного земельного участка на два участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ООО "СибКемРесурс" требований, исходя из положения пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что отказ Администрации города Кемерово и Комитета, касающиеся отсутствия оснований для раздела спорного земельного участка, основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам.
Между тем, в обжалуемом судебном акте не содержится выводов суда относительно того, каким нормам права соответствует оспариваемый отказ, а дается оценка возражениям заинтересованного лица и третьего лица (Администрации г. Кемерово) в части несоответствия площади земельных участков, о разделе которого просил заявитель со ссылкой на схему раздела спорного земельного участка, которая не соответствует как технической характеристике размещенных на нем объектов, так и площади, занятой коммуникациями: так, на одном земельном участке (площадью 1 597 м) оказались объекты недвижимости, а на другом (площадью 1 018 м) - водовод и выгребная яма, с использованием которой осуществляется канализование этих объектов; для указанных коммуникаций должна быть установлена охранная зона, использование земельного участка площадью 1 018 м станет ограниченным, а возведение на нем объектов капитального строительства должно быть запрещено.
Вместе с тем, следуя буквальному содержанию оспариваемого отказа КУГИ со ссылкой на ответ Управления архитектуры и градостроительства, такие обстоятельства не были положены в основу отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков в соответствии с нормами статьи 36 Земельного кодекса. При этом предельные размеры земельных участков, подлежащих предоставлению собственникам недвижимости, согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса по общему правилу определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из системного толкования приведенных норм земельного законодательства следует, что образование новых земельных участков из состава имеющегося участка для целей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса, возможно лишь в том случае, если исходный земельный участок является делимым, а сам раздел, и как следствие формирование из него новых участков, не нарушает установленные нормы отвода и иные обязательные публичные требования.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, Администрацией г. Кемерово не оспаривается, что согласно кадастровой выписке от 27.06.2011 г. земельный участок с кадастровыми номером 42:24:0501001:245 имеет разрешенное использование "другие административно-управленческие и иные общественные объект", таким образом вновь образованный земельный участок площадью 1018 кв. м будет иметь соответствующий вид разрешенного использования (отзыв в суде первой инстанции, отзыв на апелляционную жалобу).
При этом, доказательств того, что земельный участок с кадастровыми номером 42:24:0501001:245 является неделимым и его площадь не соответствует установленным нормативам землеотвода для соответствующего вида деятельности, а равно недостаточность площади данного участка, которая не позволяет произвести его раздел на отдельные земельные участки в испрашиваемой заявителем площади, материалы дела не содержат и такие основания не положены Комитетом в основу обжалуемого отказа.
В случае, если испрашиваемый земельный участок не подлежал разделу, права ООО "СибКемРесурс" под принадлежащими ему объектами недвижимости могли быть оформлены применительно к пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса.
Данная норма предусматривает, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Вместе с тем, такие обстоятельства при рассмотрении заявления ООО "СибКемРесурс" Комитетом не устанавливались.
Наличие ограничений, связанных с расположением и эксплуатацией сетей здания по ул. Красноармейская, 50а, на что имеется ссылка в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово от 14.06.2012 г., не обоснованно и не доказано; кроме того, не исключает предоставление земельного участка на иных условиях - совместное его использование всеми собственниками недвижимости для эксплуатации существующих объектов.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, в том числе путем раздела, может осуществляться лишь на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Из приведенных норм следует, что собственник здания (сооружения), расположенного на земельном участке государственной или муниципальной формы собственности, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, но площадь которого превышает площадь земельного участка, занимаемого зданием и необходимого для его использования, может реализовать свое право на приватизацию земельного участка или аренду в целях эксплуатации здания путем обращения в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением об образовании земельного участка, необходимого для использования здания, и последующей приватизации этого земельного участка.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В данном случае в письме от 14.06.2012 г. Управление архитектуры и градостроительства, не содержится обоснования, каким образом образование земельных участков в результате раздела приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По настоящему делу, Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на предоставление спорного земельного участка в аренду выполнил требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представил в КУГИ полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, по основаниям непредставления неполного пакета документов, отказ не принимался, в том числе, и факту неиспользования (либо использования) заявителем всего земельного участка для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Применительно к предмету спора отказ Обществу в приобретении прав на земельный участок, испрашиваемое право - аренда, Комитетом нормативно не обоснован и документально не подтвержден.
Доказательств невозможности раздельного использования земельного участка, испрашиваемого заявителем, площадью 1597 кв. м, КУГИ и Администрацией г. Кемерово в материалы дела не представлено.
Указание в обжалуемом отказе КУГИ пункта 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося Приложением к Приказу N 475, к заявлению о приобретении прав на земельный участок необходимо предоставить сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, не может рассматриваться как основание для отказа в приобретении прав на земельный участок, поскольку распространяется на дальнейшее представление документов к заявлению (следуя тексту), которые могут быть запрошены Комитетом с целью решения вопроса по предоставлению Обществу земельного участка в соответствии с испрашиваемым правом, в данном случае, дополнительные документы не запрашивались.
Ссылку КУГИ и Администрации на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку схема раздела и межевой план подтверждают возможность использования объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 1597 кв. м.
Исходя из части 4 статьи 200 АПК РФ пределы проверки арбитражным судом ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, ограничены теми основаниями, которые положены в основу принятия соответствующего ненормативного правового акта.
В связи чем, выводы суда применительно к границам земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте объектов, а также в кадастровом паспорте земельного участка, на котором расположены эти объекты со ссылкой на утвержденный проект границ спорного земельного участка ранее бывшему собственнику объектов недвижимости ЗАО "Котак" являются неправомерными, поскольку не были положены в основу отказа.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства в совокупности, свидетельствуют о несоответствии вышеприведенным нормам Земельного кодекса РФ отказа КУГИ в приобретении заявителем прав на земельный участок (по основаниям, положенным в его основу) и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившееся в ограничении права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, признается недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку вопрос о несоответствии фактической площади испрашиваемого земельного участка площади, необходимой для его использования при эксплуатации объектов недвижимости при рассмотрении заявления ООО "СибКемРесурс" Комитетом, не разрешался; обоснования использования Обществом земельного участка в меньших границах в основу оспариваемого отказа не положено, в том числе, с учетом судебного акта по делу А27-2055/2010, в котором установлены обстоятельства применительно к используемому размеру земельного участка бывшим собственником объектов недвижимости ЗАО "Котак", отчужденных по договору купли-продажи ООО "СибКемРесурс", имеющих преюдициальное значение для данного дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), поскольку в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2055/2010 от 15.07.2010 г. дана оценка площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением ЗАО "Котак" применительно к пункту 2 статьи 35 ЗК РФ и актам, анализируемым судом первой инстанции по настоящему делу, исходя из того, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1 статьи 35 ЗК РФ), в связи с чем, Комитетом не опровергнуто использование земельного участка предыдущим собственником на праве аренды иной площадью, чем заявлено ООО "СибКемРесурс", суд апелляционной инстанции, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, при фактическом не обосновании Комитетом оснований для отказа, а равно при не оспаривании Администрацией г. Кемерово того, что при разделе земельного участка, вновь образованный земельный участок сохранит тот же вид разрешенного использования, считает неисполнимым указанный заявителем способ устранения нарушенных прав путем обязания КУГИ принять решение об образовании земельных участков площадью 1597 кв. м, площадью 1018 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245 площадью 2615 кв. м в соответствии с межевым планом, изготовленным Государственным предприятием "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", в связи с чем, в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "СибКемРесурс" избирает способ возложения на Комитет обязанности по повторному рассмотрению заявления ООО "СибКемРесурс" от 16.11.2012 г. о приобретении прав на земельный участок, с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенный по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А и вынесения в установленном статьями 11.2, 11.4, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "СибКемРесурс" в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в размере 3000 рублей.
Излишне уплаченная ООО "СибКемРесурс" ОАО государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возврату заявителю (пункт 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы о признании ненормативного правового акта недействительным составляет для юридических лиц 1 000 рублей.)
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 марта 2014 года по делу N А27-2257/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" в разделе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенного по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А площадью 2 615 кв. м на два земельных участка, изложенное в письме от 30.11.2012 г. N 10-6-11/2315.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" путем повторного рассмотрения заявления от 16.11.2012 г. о приобретении прав на земельный участок, с кадастровым номером 42:24:0501001:245, расположенный по адресу г. Кемерово ул. Красноармейская, 50А и вынесения в установленном статьями 11.2, 11.4, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "СибКемРесурс" государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 2 от 22.01.2013 г. (в сумме 2000 рублей по первой инстанции), по платежному поручению N 6 от 22.04.2014 г. (в сумме 1000 рублей по апелляционной инстанции).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)